Просмотр содержимого документа
«Педагогические проекты как поддержка инициативы детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Педагогические проекты как поддержка инициативы детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является развитие личностных качеств детей дошкольного возраста. Личностно развитый ребенок активен, любознателен, владеет основными культурными привычками и навыками самообслуживания, стремится получить новые знания.
Одним из социально значимых личностных качеств дошкольника считается его инициативность. Инициативность предполагает самостоятельную постановку целей, организацию действий, направленных на достижение этих целей и реализацию действий.
Благодаря инициативности развиваются произвольное и волевое поведение, активнее познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками. Инициативный ребёнок может сам найти себе занятие, организовать игру или присоединиться к уже играющим, включиться в разговор или заняться какой-либо продуктивной деятельностью. В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные инновационные технологии.
Наиболее эффективным, на мой взгляд, является проектный метод, поскольку он позволяет реализовывать образовательную деятельность, оптимально раскрывающую потенциал детей.
Проект «Звуки и буквы» представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель проекта: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи проекта
Образовательные:
• Формирование и развитие фонематического слуха
• Развитие произносительных умений
• Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией
• Знакомство со слоговой структурой слова • Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
• Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
• Расширение словарного запаса детей
• Формирование и развитие звукобуквенного анализа
• Подготовка руки ребёнка к письму
Развивающие:
• Развитие слухового восприятия • Развитие графических навыков
• Развитие мелкой моторики
• Приобщение детей к художественной литературе Воспитательные:
• Воспитание умения работать
• Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
•Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
Моя работа с детьми строится на следующих принципах:
-Принцип создания развивающей среды – создание в группе условий, которые будут способствовать инициативе детей.
-Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.
-Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.
-Принцип наглядности – имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно – образный характер.
- Принцип индивидуального подхода к детям – организую работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
- Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.
Формы работы с детьми.
• моделирование;
• мнемотехника;
• обучение детей составлению загадок;
• артикуляционная и пальчиковая гимнастики;
• печатание простым карандашом в индивидуальной тетради каждой буквы по мере ее изучения;
• слоговое чтение слов, состоящих из одного и более слогов, чтение предложений
• творческие рассказы;
• игры-драматизации, инсценировки;
• рассказ по картине;
• дидактические игры;
• рисование;
• декоративная лепка;
• составление описательного рассказа;
• рассказы детей из опыта.
В группе я оформила уголок «АБВГДейка», где разместила занимательные дидактические игры по подготовке к обучению грамоте.
Для развития мелкой моторики рук, воображения, мышления, воспитания усидчивости и терпения подобрала следующий материал: крупу, зернобобовые, пуговицы, семена, пластилин для упражнения на воспроизведение по образцу или по замыслу различных фигур, силуэтов букв. Для совершенствования речи детей, тренировки внимания и памяти, развития любознательности детей создала подборку загадок, отгадки на которые начинаются на заданный звук, различные схемы, модели по сказкам, стихам.
Изготовила различные игровые пособия, которые формируют у детей правильное речевое дыхание, силу голоса, развивают выразительную речь, длительный плавный выдох.
Например, игровые карточки «Прочитай по первым буквам», «Расставь буквы по порядку и прочитай»; Для закрепления правильного произношения с детьми звуков, отработки дикции, развития голосового аппарата очень помогает картотека скороговорок, чистоговорок, весёлых стихов, пословиц, поговорок и считалок. Игровые технологии позволяют развивать у детей звуковое восприятие, фонетический и речевой слух, пополнять речевой запас детей синонимами, антонимами, учат правильно выстраивать лексико – грамматические конструкции. Используя игровые технологии на занятиях, я активизирую воспитанников, повышаю познавательный интерес, вызываю эмоциональный подъём, способствующий возникновению творчества.
Во время проведения ООД и в совместной деятельности с детьми во всех режимных моментах я применяю эффект «удивления», когда в группе появляется незнакомый предмет, раздается непонятно откуда идущий звук, слышится незнакомое детям раньше слово.
Это привлекает внимание детей, заинтересовывает их, мотивирует проявлять инициативу. Детям нравится, когда мною используется «Чудесная коробка» с предметами, в названиях которых содержатся звуки для ознакомления на занятии.
Рассмотрение предметов мотивирует детей самостоятельно проговаривать слова и звуки, тем самым активизируя их мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и формулировать выводы, что стимулирует развитие речи.
Тем самым создаются условия, когда дети активно включаются в поисковую деятельность, а не просто усваивают материал в готовом виде.
Также широко применяю разнообразные виды конструирования – из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов.
В процессе сборки конструктора, у ребенка развивается воображение и абстрактное мышление, конструирование учит ребенка фантазировать. Дети не просто соединяют детали, а с удовольствием самостоятельно создают постройки по своему усмотрению.
При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными.
При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.
Для закрепления изученного звука, детям предлагается на их усмотрение нарисовать, вылепить или сделать аппликацию буквы обозначающий соответствующий звук.
Такая работа развивает у детей умения и навыки проведения самостоятельных исследований, позволяет развивать важные познавательные функции: память, внимание, восприятия; воспитывает навыки сотрудничества, взаимопомощи, дружеские взаимоотношения.
В результате работы дети чётко различают на слух все звуки родного языка - гласные и согласные, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие; формируются навыки звукового анализа слов; нормализуется звукопроизношение; прочно усваиваются основы чтения и грамоты.