«….Мы уверены в том, что
народная игрушка является,
при тщательном ее изучении,
неисчерпаемым источником мудрой и
творческой педагогики.»
Е.Флерина.
Развивающая среда способствует формированию у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к образцам русского народного декоративно — прикладного искусства, изобразительной деятельности, развитию детского творчества.
Правильно организованная предметно — развивающая среда имеет неоспоримое значение для развития ребенка дошкольного возраста. Для организации работы по ознакомлению детей младшего и среднего возраста с декоративно — прикладным искусством предлагаю создать предметно — развивающую среду, включающую в себя две взаимосвязанные мини- среды:
- Культурно- познавательная среда
- пространство,заполненное произведением искусств ( репродукциями картин известных художников, предметами народного декоративно — прикладного творчества, аудиозаписями с произведениями отечественных и зарубежных композиторов,музыкального народного фольклора), полочка красоты, альбомы, куклы- королева Кисточка, Карандаш, Незнайка, куклы одетые в костюмы Дымки, Гжели, Хохломы.
- Индивидуально- творческая среда
- пространство, позволяющее ребенку,самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал входить в образ художника, развивать художественно — творческий процесс. Чему способствует многообразие изобразительного материала необходимого для работы в традиционных и нетрадиционных техниках рисования.
Для организаций игровых и сюрпризных моментов,для мотивации детской деятельности и создания творческой активности,например изготовить куклы - королева Кисточка, Карандаш, Незнайка, куклы одетые в костюмы Дымки, Гжели, Хохломы. Для проведения образовательной деятельности, поддержания интереса к декоративно - прикладному искусству подобрать различные сказки и легенды о промыслах.
В работе с детьми широко использовать практический материал: дидактические и развивающие игры, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей.
Для того чтобы у детей повышался интерес к декоративному рисованию, закреплялись умения, полученные на занятиях в свободной изобразительной деятельности, создать условия для самостоятельного экспериментирования с новым изобразительным материалом, обогащая предметно-развивающую среду ИЗО-уголка многообразием изобразительного материала. Особое внимание хотелось бы обратить на использование нетрадиционных способов и приемов в декоративном рисовании на практике с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Для этого ИЗО- уголок оснастить разнообразным нетрадиционным ИЗО материалом (трафаретами, печатями из пробки, ластика, поролона, пенопласта, палочками для процарапывания, ватными палочками, тычками, свечами, штампиками из овощей и др.) Для ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством методический кабинет нашего ДОУ оснащен подлинными предметами разных видов декоративно-прикладного искусства.