Фольклор-одно из действенных и ярких средств народной педагогики таящий огромные дидактические возможности. Обогащение педагогического процесса фольклором-действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песенки. Потешки незамениным спедством, пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков у детей. Фольклор вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развивает, приобщает к добру и красоте, мудрости. Знакомство с фольклором своего народа помогает детям соприкасаться с целым миром прошлого, в котором отражены представления человека о миросоздании, природе, красоте, жизни. Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию: способствует развитию памяти, в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом воспроизвести их содержание. Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешка «Сорока-сорока» доставляет радость и помогает детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах. Малые формы фольклора должны войти в быт ребенка и сопровождать все моменты его жизни: умывание, кормление, сон, игру. В своей работе я использую потешки, прибаутки, небылицы, перевертыши, загадки, колыбельные, считалки, дразнилки, скороговорки, заклички, колядки. Знакомство детей с потешками начинала с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность рассмотреть игрушку, я рассказывала о персонаже потешки. О его особенностях. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые дети услышат в потешке. Например, для чтения потешки «Как у нашего кота», у них уже сформировано представление о том, что у кота шубка очень хороша, усы удивительной красы, глаза смелые, а зубки белые. Постепенно дети подрастали, и я перед ними ставила задачу не только запомнить потешку, но и самим обыграть. Разучив потешку «Пошел котик на Торжок», дети с удовольствием ее обыграли. Сначала котик задумался «Самому ли съесть, либо деткам снесть?», а потом решает, «Я и сам укушу. И ребяток угощу!». Во время привития культурно-гигиенических навыков использовала потешки: Закатаем рукава, открываем кран-вода. Моем глазки, моем щечки. Моем ушки и ладошки. Ах, какие ладошки. Чистые ладошки! Или всеми любимая потешка: «Водичка, водичка». При укладывании спать использую потешку «вот и люди спят», «Ходит сон по хате». А когда дети просыпаются, тихим, спокойным, ласковым голосом приговариваю потешку «Вот проснулся петушок, встала курочка. Просыпайся мой дружок, подымайся малышок! А, причесывая девочек и заплетая косы, чтобы создать радостное настроение сопровождаю забавными стихами, потешками, считалками. Чтобы дети лучше запомнили элементы фольклора я использовала иллюстрации, картинки, книжки. Много рисовали героев из сказок, стихов, загадок. Для всестороннего развития ребенка сделала для своих детей развивающую, многофункциональную ширму, где поместила много сказочных героев из сказок, загадок, стихов. Пополнила предметно развивающую среду новыми играми, художественной литературой, атрибутами. Моя работа была проведена недаром. Детям очень нравится заниматься фольклором, устным народным творчеством. В дальнейшем я с удовольствием продолжу свою работу по данной теме.