kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О старинных традициях дагестанской семьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание детей дошкльного возраста начинается с изучения культур и традиций своего края

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«О старинных традициях дагестанской семьи»

Конспект НОД по развитию речи «О старинных традициях дагестанской семьи» в старшей группе

Задачи:

Образовательные: дать представление о некоторых старинных семейных традициях дагестанского народа. Продолжать знакомить с традициями дагестанской семьи. Закрепить умение выделять основные отличия сюжетных картинок и обосновывать свой ответ в речи. Обогащать активный словарь детей (существительные- традиция, обряд; прилагательное- старинный)

Развивающие: развивать умение устанавливать ассоциативные связи, делать умозаключение.

Воспитательные: пробуждать уважение и интерес к традициям русского и дагестанского народов.

Материал: Письмо, видеокамера, картинки (жизнь русского и дагестанского народов, стихотворение З. Акимовой «К дедушке в гости», пословицы, русская народная музыка.

Предварительная работа: Беседа «Моя дагестанская семья», рассказывание на тему «Семья», рассматривание иллюстраций, картин с изображением семьи, чтение дагестанских пословиц и поговорок о семье, разучивание стихов и песен.

Ход занятия

Воспитатель- Ребята! Сегодня к нам письмо от наших друзей из города Москвы. Им очень хотелось бы узнать о том, какие традиции чтут в дагестанской семье, чтобы затем всем рассказать о традициях Дагестана. А они в свою очередь познакомят вас с некоторыми семейными традициями русского народа.

Воспитатель- Ребята, как мы можем помочь нашим друзьям?

Дети- Мы можем снять видеофильм о традициях дагестанской семьи.

Воспитатель- Конечно, ребята, мы снимем видеофильм, в котором расскажем о традициях дагестанской семьи. Давайте установим камеру и начнем знакомить наших друзей из Москвы с традициями дагестанской семьи. Согласны?

Воспитатель- Ребята, что такое семья? (Ответы детей)

Воспитатель- А сейчас я предлагаю вам посмотреть на эти две картинки. Что изображено на них? (Ответы детей)

Воспитатель- Да, ребята, на этих картинках изображена дагестанская семья. Скажите, чем эти семьи отличаются друг от друга?

Дети- На первой картинке изображена современная семья, а на второй старинная семья.

Воспитатель- Почему вы решили, что это современная семья? (Рассуждения детей). Почему вы думаете, что это семья, которая жила в старину? (Ответы детей)

Воспитатель- Ребята, как вы думаете. Что такое семейные традиции?

Дети- Традиции- это то, что в дагестанской семье любят делать все вместе. В некоторых дагестанских семьях- это отмечать семейные праздники, проводить выходные дни в селе у бабушки и дедушки, в других- ходить в музей, на выставки, читать книги.

Воспитатель- Ребята, посмотрите на картинку, где показаны русские народные традиции (Картинка с изображением хлеба и соли) Как вы думаете, о какой традиции русского народа идет речь? (Ответы детей)

Воспитатель- На Руси существовала традиция, связанная с хлебом и солью. Раньше гостей встречали хлебом-солью, кланялись в пояс, показывая свое

уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел. А как встречали гостя в дагестанской семье?

Первый ребенок- Увидев гостя, хозяин выходил навстречу, приветствуя словами«Добро пожаловать! К добру будет Ваш приезд!» Всаднику, старшему по возрасту, помогали слезть с коня, снять одежду, снаряжение.

Второй ребенок - Гостя приглашают в кунацкую комнату, сажают на почетное место. Хозяин интересуется о его здоровье, о родственниках, потом спрашивает о новостях.

Третий ребенок- Стол накрывают быстро, предлагают гостью лучшую еду из того, что есть в доме. Его сажают на почетное место за столом.

Четвертый ребенок- Хозяева следят, чтобы гость съел как можно больше. Нельзя съесть свою порцию раньше гостя.

Пятый ребенок- Постель для гостя готовят в отдельной комнате, пожелав спокойной ночи.

Шестой ребенок- Провожают за ворота дома, до края аула. Расставаясь, желают«Счастливого пути!» Настоятельно просят заходить еще.

Воспитатель- Молодцы, ребята! А сейчас мы поговорим о русских традициях. На экране появляется картинка с изображением младенца. Как вы думаете, какая могла быть традиция на Руси, связанная с ребенком? (Ответы детей)

Воспитатель- Когда ребенка купали первый раз. В таз с водой опускали уголек, зернышко, монетку. Зачем? (Ответы детей)

Воспитатель- Отпуская предметы в воду, приговаривали:

Уголек- пускай всегда в доме будет тепло,

Зерно- будет всегда сыт.

Монета- будь всегда богат.

Воспитатель- Какая традиция, связанная с рождением ребенка, существовала в дагестанской семье.

Дети- Наречением имени.

Воспитатель-А теперь, посмотрите, что же изображено на следующей странице нашего электронного журнала о русских семейных традициях?

Дети- Мы видим, как девочка помогает своей маме мыть посуду. Подметать пол, месить тесто, а мальчик ведет коня на водопой, помогает отцу косить траву, кормить скот.

Воспитатель- Ребята, вы знаете, что труд- это тоже одна из давних традиций дагестанской семьи. Раньше родители, уходя в поле на работу, брали с собой и своих детей. Одни приносили родниковую воду, другие присматривали за малолетними детьми, третьи помогали косить траву, собирать урожай, перевозить сено. Возвращаться домой с пустыми руками в горах было непринято. Подражая старшим, дети прихватывали с собой охапку хвороста или мешок с набитой травой для скота. Девочек учили самостоятельно стирать белье, убирать помещения, печь хлеб, готовить еду, шить, вышивать. Когда мама укладывала малыша спать, девочка качала люльку. А мальчиков приучали к мужским видам труда: пасти скот, ухаживать за ним, подавать корм, охранять огороды, возить с поля на арбе урожай, рубить дрова.

Воспитатель - Послушайте стихотворение З. Акимовой о послушном, трудолюбивом мальчике Магомеде «К дедушке в гости»

К дедушке в гости спешил Магомед,

Вкусных лепешек отведать в обед.

Мама, сынка провожая, сказала:

«Слушай, сыночек, ты деда Сурхая,

В поле пойди, помоги старику,

С речки воды принеси ты ему,

Сено, сыночек, сложи ты в стога,

Чтобы Буренка дала молока!»

Выслушал маму сынок Магомед,

Деду Сурхаю понес он обед,

Выполол грядки и сено косил,

Деду он с речки воды наносил.

Воспитатель- Ребята, кто запомнил. Какие поручения давала мама своему сыну Магомеду?

Дети- Пойти в поле, помочь дедушке принести с речки воду, сложить сено в стога.

Воспитатель- Выполнил ли Магомед поручения мамы? (Ответы детей)

Воспитатель- Ребята, а как вы помогаете своим родителям (Ответы детей)

Воспитатель- Молодцы. Какие вы хорошие помощники своим мамам и папам! А знаете ли вы дагестанские пословицы о труде? Я начну говорить пословицу, а вы продолжайте.

«Без труда нет жизни….на земле (дарг)

«Сидя дома, хлеба…. не найдешь» (даг)

«Дерево ценится плодами, человек…. трудами»(даг)

«Поле засевают не словами, а…. семенами» (лак)

«Пока спина не взмокнет- поле не….вспашешь» (аварс)

«Будете дружно работать-будет работа…легка» (дарг)

Воспитатель- А теперь продолжим беседу о русских семейных традициях. Посмотрите, здесь изображен праздник, который отмечали на Руси в далеком прошлом, а также празднуют и в наши дни. О каком празднике идет речь? (Ответы детей)

Воспитатель- С давних времен Масленица- самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и отмечают целую неделю. Масленица приходит с блинами да с пирогами, с играми да с забавами. Все радуются, что прошла зима и наступает весна.

Проводится русская народная игра «Ручеек»

Воспитатель- Какие дагестанские народные семейные праздники вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель- Правильно! Это Навруз-барам, Праздник первой борозды, Праздник черешни. А что делали люди на праздниках?

Дети- Готовились к встрече гостей, ходили друг другу в гости, дарили подарки, пели песни, состязались в беге, играли.

Воспитатель- Конечно, ребята, во время праздника люди веселились. Предлагаю поиграть в дагестанскую народную игру «Волк и овцы»

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:

Выбирают “волка”. Остальные игроки называют пастуха, становятся за ним в колонну, причем каждый держится за талию впереди стоящего. Волк обращается к “пастуху”: «Целую зиму ничего не ел и страшно проголодался, дай мне одну овцу!»

Пастух«Не дам!»

Волк«Тогда отберу силой».

Пастух«Попробуй, если сможешь!»

После этих слов “волк” старается ловить “овец”, нападая на хвост колонны. “Пастух” должен защищать “овец” от “волка”. Пойманные “овцы” выходят из круга.

Воспитатель- Молодцы, ребята! А теперь посмотрим, что же изображено на последней странице электронного журнала о русских семейных традициях. Кто это?

Дети- Кошка-мурлыка.

Воспитатель-А знаете ли вы, что на Руси была традиция, связанная с кошкой. При переезде в новый дом первой в жилище пускали кошку. Люди верили, что кошка оберегает и защищает дом от всех бед. Ребята, какая традиция существовала у некоторых народов Дагестана при постройке нового дома? (Ответы детей)

Воспитатель- Да, на стенах вновь построенных домов горцы рисовали ладонь руки или прикладывали ладонь руки к стене, чтобы удалить из дома злых духов. Вот такие традиции существовали у дагестанской семьи.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
О старинных традициях дагестанской семьи

Автор: Сулейманова Камилла Ярагиевна

Дата: 01.09.2024

Номер свидетельства: 655700

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Развлечение "О старинных традициях дагестанской семьи""
    ["seo_title"] => string(56) "razvlechenie_o_starinnykh_traditsiiakh_dagestanskoi_semi"
    ["file_id"] => string(6) "655130"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1724178139"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект "О старинных традициях дагестанской семьи""
    ["seo_title"] => string(52) "konspekt_o_starinnykh_traditsiiakh_dagestanskoi_semi"
    ["file_id"] => string(6) "652204"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1717670337"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Методическая разработка. "Обычаи и традиции моего народа". "
    ["seo_title"] => string(62) "mietodichieskaia-razrabotka-obychai-i-traditsii-moiegho-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "193295"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427622851"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства