Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают, устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь,расширять словарь: черешок, кромка, хлорофилл.
• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
• Формировать у детей умения устанавливать связь между признаками в природе, умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НОД "По следам осени"»
Республика Адыгея
Майкопский район
П. Тимирязева
Конспект НОД.
«Познавательное развитие» «По следам осени»
МБДОУ№5 «Аленький цветочек»
Воспитатель: Дубровина
Зоя Александровна
2015 год.
Конспект НОД. «Познавательное развитие» «По следам осени» подготовительная группа.Цель: Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают, устанавливать причинно-следственные связи. Задачи: • Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь, расширять словарь: черешок, кромка, хлорофилл. • Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. • В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. • Формировать у детей умения устанавливать связь между признаками в природе, умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения) • Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. • Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом. Методы и приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера. Формы организации познавательной деятельности детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная. Оборудование и материал: Колокольчик, киндер – сюрпиз большой, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, две коробки (с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, молоко, пищевой краситель, жидкое мыло, волшебный мешочек, кисточки, гуашь, фрукты и овощи из папье маше. Предварительная работа:Беседы об осени; Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; Разучивание стихов и поговорок об осени; Пение песен об осени и слушание музыки; Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; Наблюдение за деревьями на прогулке; Наблюдение за листопадом. Сбор листьев разной формы и окраски. Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев; Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография); Поделки из природного материала; Ход НОД
Воспитатель (звенит колокольчиком) Вот звоночек звенит, заливается, А ребята вокруг собираются. Собрались все дети вкруг, Ты мой друг и я твой друг. Вместе за руки возьмемся, И друг другу улыбнёмся (закройте глазки 1,2,3 – волшебство к нам приди!!!) (закатывается киндер – сюрпиз большой, в нём письмо, написанное свечой) Воспитатель. (ловит, удивляется) Ого, что это? Дети предлагают варианты действия. Воспитатель. Давайте посмотрим, это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу, ну и что это может быть?
Ответ детей, а может это не просто чистый лист, а тайное письмо? Воспитатель. А разве бывают такие письма? Ответ детей. Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами: лимоном, свечой или крахмалом. Воспитатель. А как же узнать, что в нем написано? Ответ детей. Развести в воде краску и слегка смочить при помощи кисточки письмо. Воспитатель. Есть у нас такая водичка. Ответ детей. Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо окрашенной водичкой). Появляется надпись (Коробка) Воспитатель. Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это? (дети читают) Оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти? (Создание проблемной ситуации.) Дети находят коробку, открывают и достают карту.
Воспитатель. (читает на обороте карты) Дорогие ребята! Говорят, что осень заканчивается, зима уже наступает. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Прошу вас, представьте убедительные доказательства, а поможет в этом вам моя карта. (Осень) Воспитатель. Это очень даже интересно. Что будем делать, ребята? Ответ детей. Пойдем искать доказательства. Первая остановка (на карте изображен желтый лист, дети находят, берут по листочку, на обороте которых схематично изображены приметы осени) Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года. - На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад; - день короче, а ночь длиннее; - собирают урожай овощей, фруктов и зерна; - люди надевают демисезонную одежду; - небо серое, хмурое; - часто идут дожди; - перелетные птицы улетают на юг; - дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
Вторая остановка (на карте изображен красный лист, дети находят, берут по листочку, на которых схематично изображена погода и написаны названия месяцев) Воспитатель: Как называются осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) 1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина). 2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья). 3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой). Воспитатель. Дети, как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру). Третья остановка (на карте изображен оранжевый лист, дети находят, берут по листочку.) Дети называют поговорки осени:
-Осень - время собирать урожай. -Красна весна цветами, а осень пирогами. -Весна красна цветами, а осень снопами. -Осенью и воробей богат. -Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой. - В ноябре зима с осенью борется. -Осенью ложка воды ведро грязи. Воспитатель: - А вы молодцы ребята много знаете примет осени. Массаж спины «Дождик» (дети встают в круг друг за другом) Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями) По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками) Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками) Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней) Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи) А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями) ( поворачиваются на 180* и повторяют массаж) Четвёртая остановка (возле столов)
Воспитатель.После дождика, смотри, в лесу выросли грибы. (на карте гриб, дети находят, берут и решают что нужно выяснить ( нарисована лупа и лист), (зеленый лист),( большой и маленький листик), (две коробки ) Воспитатель. Что нужно сделать,чтобы ответить на вопрос? Ответы детей. Нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории. Воспитатель. А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? Дети. Украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Проблемный вопрос: Воспитатель. А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно) А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться? Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой. Исследование строения листа с помощью лупы. Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. Вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают. Проблемный вопрос: «Почему осенью листья и опадают?» Вывод: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки. Воспитатель. А почему же листья изменяют окраску осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество. Исследование «Почему лист зеленый?» Воспитатель.Давайте сначала выясним, почему листья зелёные? Возьмите листочек и вложите его внутрь сложенного пополам кусочка белой ткани. Теперь кубиком постучите по листочку сквозь ткань. Что мы увидели в конце опыта? Дети. Ткань окрасилась в зелёный цвет. Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Взять сочные листья комнатных растений). Вывод. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Какого цвета листья у деревьев осенью? Дети. Оранжевые, красные, коричневые. Опыт: Как падают листья? На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Для того чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться, мы проведём опыт. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Воспитатель. Что вы заметили? Ответ детей. (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился) Вывод. Крупные листья падают быстрее и почти не кружатся, а маленькие листья падают медленнее и больше кружатся. Воспитатель. Что происходит дальше с опавшими листьями ? Ответ детей: Они высыхают. А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев? (да) Воспитатель шуршит коробочками, сначала с сухими листьями, а потом с недавно опавшими. Вывод. Сухие листья шуршат сильнее. Физкультминутка: Пятая остановка. (Дети находят мешочек с папье маше) Воспитатель. По дороге золоченой Осень в гости к нам идет. Для мальчишек и девчонок Щедрый дар она несет Что за дар? (урожай) - Тише, тише, тишина. Сказка в гости к нам пришла. Вы, ребята, не шумите, Сказку нам, вы, не спугните! Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное волшебную кисточку воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес. Как красиво Осень раскрашивает дары, но она забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными. Воспитатель Вам хочется стать волшебниками? Для этого нам понадобятся кисточки и капельки осени - краски. Дети раскрашивают папье маше для осени Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени. Вы собрали много примет осени, давайте прикрепим их на платье осени.
А осень нам оставила ещё один подарок – яблочки, за то, что вы помогли ей во всём разобраться.