Данное занятия для детей подготовительной к школе группы направленно на формирование толерантности детской личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие.
Решает задачи: мотивировать детей к самопознанию и познанию других детей, формировать понимание собственной индивидуальности и индивидуальности окружающих; развивать толерантное мышление, научить понимать различия между людьми как положительный факт; воспитывать чувство терпимости, доброжелательное отношение друг к другу.
Включает психологические игры и игровые упражнения, элементы дискуссии, релаксационные упражнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мы все такие разные - и все-таки мы вместе »
Психологическое занятие
«Мы все такие разные – но всё-таки мы вместе»
(подготовительная к школе группа)
Цель:
формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие.
Задачи:
Мотивировать детей к самопознанию и познанию других детей, формировать понимание собственной индивидуальности и индивидуальности окружающих.
Развивать толерантное мышление, способствовать осознанию неодинаковости людей, научить принимать различия между людьми как положительный факт.
Воспитывать чувство терпимости, доброжелательное отношение друг к другу.
Способствовать повышению самооценки.
Ход занятия:
Психолог:
– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. Давайте мы с вами поприветствуем друг друга необычным способом: возьмемся за руки и красиво улыбнемся друг другу, поздороваемся локтями, поздороваемся пятками.
Психолог:
– А теперь давайте покажем друг другу, какие мы добрые и воспитанные, как много знаем ласковых слов.
Игровое упражнение «Пушистый комочек»
Дети приветствуют друг друга, называют свое имя и передают по кругу пушистый комочек, при этом говорят комплименты «Пушистику» (какой он теплый, легкий, пушистый, мягкий, воздушный и т.д.)
Игра-разминка «Если я скажу, пожалуйста… »
Психолог:
– Я хочу проверить, какие вы внимательные? Если я скажу слово «Пожалуйста», то вы выполняете мое задание, а если я забуду волшебное слово – вы ничего не делаете. Понятно?
Групповая дискуссия
Психолог:
– Как вы думаете, ребята, есть на свете человек, полностью похожий на вас?
/ ответы детей, рассуждение, обсуждения /
- Может, мы с вами все-таки чем-то похожи?
/ ответы детей, рассуждение, обсуждения /
– Давайте проверим!.
Игра «Выйдите в круг те, у кого… »
Психолог:
- Выйдите в круг те, у кого темные волосы…
- Встаньте те, у кого есть сестра…
- Помашите рукой те, чье имя Данил…
- Покивайте головой те, кто мальчики…
- Присядьте те, у кого голубые глаза...
/ можно задавать любые подобные вопросы /
(После игры)
- Что мы с вами проверяли?
- Это все внешние признаки похожести.
- Что кроме нашей внешности, делает нас похожими или непохожими на других?
(Если дети не могут предположить, то необходимо их навести на мысль о внутреннем мире человека).
- Похлопайте те, кто любит животных...
- А теперь поменяйтесь местами те, кто умеет веселиться?
- Поднимите руки вверх те, кто умеет дружить?
Психолог:
– Мы не можем видеть наши мысли, наши чувства, наши увлечения?
– А что мы еще не можем увидеть?
/ ответы детей, рассуждения /
Психолог:
– Есть еще такое понятие, как мечта. Как вы думаете, что это?
– Я мечтаю о красивом платье…
– А ты, …. , о чем мечтаешь?.
(Спросить у детей)
Психолог:
– Все это называется внутренний мир.
– А как нам узнать, что собой представляет внутренний мир?
/предположения детей/
– У меня есть подсказка…
Фильм «Внутренний мир»
Психолог:
–- Я предлагаю вам посмотреть фильм «Внутренний мир», пока вы его смотрите, подумайте, почему он так называется?
(Показать детям как раскрываются цветы, тем самым натолкнуть на мысль, что люди похожи на цветы, они все разные, но у каждого из них прекрасный внутренний мир, своя тайна)
Обсуждение.
Психолог:
– Почему фильм так называется? …
– Что можно сказать о цветах? …
– Какими они были вначале? …
– Что произошло затем? …
/ высказывания детей /
– А сейчас посмотрите фильм еще раз и подумайте, на цветок какого цвета похож ваш внутренний мир. (повтор фильма)
– Вы хорошо подумали? А сейчас подойдите к столу и выберите лепесток, который соответствует вашему внутреннему миру, и прикрепите его на «волшебную поляну».
Психолог:
– Видите, какие мы разные! Но всё равно мы живем вместе или рядом с другими людьми: с родителями – дома, с воспитателями и другими детьми – в детском саду...
– Не смотря на нашу неодинаковость, мы должны понимать и уважать друг друга. 16 ноября весь мир отмечает Международный день … ой, ребята, я забыла, как называется этот волшебный день. Помогите мне.
/ Группа детей получает карточки с цифрами (от 1 до 13). Задание: встаньте так друг за другом, чтобы числа были расположены в порядке возрастания. Дети выстраиваются и показывают карточки. Психолог просит перевернуть карточки и прочитать слово, которое получилось: «толерантность».
Психолог:
Слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ означает уважение, принятие и признание другого человека или другой культуры, уважительное отношение к взглядам других людей, образу жизни.
Запомнили?
А теперь пусть каждый из вас загадает про себя число от 1 до 3 и распределится по группе. Задача состоит в том, чтобы, перемещаясь, пожимать друг другу руки, встряхнув один, два или три раза (в соответствии с загаданным числом). Разговаривать при этом не разрешается. Через 5 минут упражнение прекратится, и вы вернетесь на свои места.
/ Упражнение проводится очень быстро и динамично. В заключении проводится краткий опрос участников, что они испытывали, когда встречались с партнером, загадавшим одинаковое с ними и с партнером, пожимавшим руку меньшее или большее количество раз (как правило, участники ощущают радость, встретив «единомышленника», и некоторый дискомфорт при встрече с партнером, настроенным на другой «способ коммуникации», чем они сами) /.
Психолог:
– Скажите, что вы испытали, когда встретились с ребенком, загадавшим одинаковое с вами число?
А что вы испытали, когда встретились с детьми, загадавшими другое число? / Дети отвечают /.
Психолог:
– Вы увидели на собственном опыте, что существуют различия в общении и иногда действительно трудно найти общий язык. Но мы должны научиться понимать друг друга.
Рефлексия.
Психолог:
– О каких качествах человека вы сегодня узнали?
– Кто-то о себе узнал что-то новое?
Упражнение «Река Ласки и Доброты»
Все дети образуют два берега реки – две шеренги, встают лицом друг к другу. Один из участников проходит (проплывает) по реке с закрытыми глазами, а берега дарят ему хорошие и добрые прикосновения. (Каждый ребенок должен проплыть по реке)
Психолог:
– Я хочу, чтобы вы не забывали о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим, надо верить в свои силы и тогда можно достичь успеха.
Ритуал «Прощания».
«Цветок»
/Дети встают в круг, соединяют в центре руки, а затем под музыку, медленно поднимают руки вверх, наклоняя тело назад, изображая раскрытие цветка /