Музыка - феноменальное явление. Ее взаимоотношения с человеком удивительны. Музыка властвует над нашими эмоциями, помогает преодолеть даже физическую боль.
Узбекский ученый М.Нурбеков установил: здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчеркивает: «Хаос не в мире - он внутри нас». И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека.
Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводить к снижению заболеваемости, улучшать обмен веществ.
Западные ученые пришли к убеждению, что некоторые мелодии обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарством, то духовная музыка-анальгетик в мире звуков, она облегчает боль. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывает музыка Моцарта. Этот музыкальный феномен до конца еще не объяснен, он так и называется - «эффект Моцарта».
Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при заболеваниях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов. Флейта оказывает положительное воздействие на бронхи и легкие. Труба эффективна при радикулитах и неврозах. Но среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека. Это орган.
Определенные ноты влияют на определенные органы:
До - желудок, поджелудочная железа;
Ре - желчный пузырь, печень;
Ми - органы зрения, слух;
Фа - мочеполовая система;
Соль - сердце;
Ля - легкие, почки;
Си - энергообмен, согревает тело.
Низкие звуки резонируют с нижней частью тела, высокие - с верхней (головой).
Музыкотерапия используется для лечения сахарного диабета, так было установлено. Что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. В этом большую роль оказывают звуки природы: пение птиц, раскаты грома, шум дождя и т. д.
Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последнее десятилетие. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:
Влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
Влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
Воздействие на организм человека народной музыки;
Следует отметить, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт остается фактом - музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того: в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия также взяла на вооружение этот опыт. При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии успешно работает и в Российской академии медицинских наук. Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арттерапией (терапией, средствами изобразительного искусства) может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся.
Музыка, как никакое другое искусство, влияет на настроение, создает его. Все музыкальные произведения условно можно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка ревнива.
Для снятия эмоционального напряжения подойдут звуки природы, вальсы, произведения А. Вивальди, симфония №6 Л. Бетховена(ч.2), «Колыбельная» И .Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Ноктюрн»(соль-минор) Ф. Шопена, «Свет луны» Дебюсси.
Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - мажорные мелодии в среднем темпе, этнические композиции, «Мазурки» и «Прелюдии» Ф. Шопена, «Вальсы» И. Штрауса, «Мелодия» Н. А. Рубинштейна.
Для уменьшения раздражительности – «Кантата№2» И. Баха, «Итальянский концерт» И .Баха, симфонии И. Гайдна, «Лунная соната» Л. Бетховена, «Кантата №2» И Баха, музыка Г. Генделя.
Для снятия депрессивных настроений - скрипичная и церковная музыка, произведения В. Моцарта, Г. Генделя, Ж. Бизе «Кармен».
Для поднятия общего жизненного тонуса, особенно вялым людям нужна ритмичная, бодрящая музыка, можно использовать различные марши: их прослушивание помогает работе сердца, также «Симфония №6» П. Чайковского (ч. 3), увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена, «Прелюдия№1» Ф. Шопена(опус 28), «Венгерская рапсодия №2» Ф. Листа.
Для снятия головной боли - религиозная музыка, «Полонез» Огинского, опера «Дон - Жуан» Моцарта и «Симфония №40», «Венгерская рапсодия №1» Ф. Листа, музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад» А. Хачатуряна, опера «Фиделио» Л. Бетховена, «Американец в Париже» Д. Гершвина.
От бессонницы - «Грустный вальс» Я. Сибелиуса, «Грезы» Шумана, «Мелодия» К. Глюка, сюита «Пер Гюнт» Э. Грига, а также пьесы П. И. Чайковского.
Конечно, не обязательно слушать только классическую музыку, можно выбрать и другие стили. Но как показывает опыт психологов, именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, а значит, гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта.
Таким образом, музыкотерапия-это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное, так и изолированное использование музыки в качестве основного фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия.
Когда мы слушаем музыку, наш организм поглощает музыкальную энергию, и она нормализует работу жизненно важных систем и органов: ритм дыхания, пульс, давление, температуру, восстанавливает энергопоток, снимает мышечное напряжение.
Есть некоторая классическая схема воздействия определенных произведений на конкретные заболевания. Замечено, что:
Наркотическая зависимость уменьшается от прослушивания «Аве Марии» Ф. Шуберта, «Лунной сонаты» Л.Бетховена, «Метели» Г. Свиридова, «Лебедь» К. Сен-Санса.
Кровяное давление и сердечная деятельность – «Ноктюрн» ре-минор Ф. Шопена, «Свадебный марш» Ф. Мендельсона, «Кантата № 21 и «Концерт» ре-минор для скрипки И. Баха, «Соната» для фортепиано Б. Бартока, «Месса» ля-минор Брукнера.
Гастрит не любит «Сонаты №7» Л.Бетховена.
Эпилепсия не любит музыку В. Моцарта.
Улучшает зрение, уменьшает суставные боли, способствует росту умственных способностей у детей- музыка В. Моцарта.
Нормализует работу мозга - сюита «Пер Гюнт» Э. Грига.
Ускоряет рост растений - музыка Д. Россини.
Уменьшает злобность, зависть к успехам других людей - «Симфонии» И.Гайдна, «Итальянский концерт» И. Баха.
Из эстрадной музыки можно отметить - Энгельберт Хампердинк, Демис Руссос, Хулио Иглессиас, Сара Брайтман, песня А. Пахмутовой «Беловежская пуща».