Методическая разработка "Динозавры -гиганты прошлого"
Методическая разработка "Динозавры -гиганты прошлого"
Познакомить детей с динозаврами, с наукой палеонтологией. Вывести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира, живших в далёком прошлом и вымерших.
Показать детям, что время нельзя вернуть назад, нельзя остановить, оно вне зависимости от нас движется вперёд.
С помощью опытов уточнить механизмы приспособления к жизни холоднокровных животных, выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Динозавры -гиганты прошлого"»
Конспект образовательной деятельности ПО познавательному развитию в подготовительной группе детского сада №215 «Динозавры- гиганты прошлого».
Выполнил воспитатель МБДОУ №215 «Колосок» г. Ульяновск
Лунецкас Ольга Михайловна
Программное содержание:
Познакомить детей с динозаврами, с наукой палеонтологией. Вывести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира, живших в далёком прошлом и вымерших.
Показать детям, что время нельзя вернуть назад, нельзя остановить, оно вне зависимости от нас движется вперёд.
С помощью опытов уточнить механизмы приспособления к жизни холоднокровных животных, выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.
Посещение Краеведческого музея, просмотр диафильмов, мультфильмов, изготовление макета доисторического леса, изготовление макетов динозавров, рассматривание лягушки (потомство выводит в воде, питание находит на суше, далеко от водоёма жить не может- кожа должна быть влажной, температура тела холодной).
Материал к занятиям:
Музыка
Запись голосов птиц, жужжание насекомых, шум ветра, воды, на этом фоне звук гитары.
Иллюстрации с изображением динозавров, книги, атласа, энциклопедии соответствующего содержания.
Макет доисторического леса, макеты динозавров.
Игры- пазлы (динозавры).
Камни и окаменелости с изображением раковины.
Для опытов: Маленькая и большая ёмкость с горячей водой, модели крыльев, грузы разного веса, перо птицы, лупа, бумага, картон, тонкая бумага, иллюстрация первых птиц (очень крупное туловище и небольшие крылья).
Ход занятия:
Сегодня мы с вами осуществим необычное путешествие. Мы отправимся с вами в прошлое. Всё что происходит в данную минуту - это настоящее.
А что же такое прошлое? (ответы детей).
Да, это то, что прошло, что уже не вернуть.
Где вы отдыхали этим летом? (ответы детей).
Всё это ушло в прошлое. Часы отсчитывают время. Минута уходит за минутой. Плохая она была или хорошая – её уже не вернуть. Время движется только вперёд. Но люди не хотят прощаться со своим прошлым. Люди хотят помнить его и знать. Прошлое – это то, что было и прошло, ушло и не вернёшь.
У нас с вами был праздник, он уже прошел. Мы можем вспомнить его, посмотрев на фотографии (показ). Это наше прошлое. По фотографиям вы можете вспомнить какие вы были маленькими или какими были ваши мамы, папы, дедушки и бабушки.
Всё что уходит в прошлое становится историей. Люди хотят знать свою историю, хотят знать своё прошлое.
Что же такое прошлое? А всегда ли была жизнь на земле?
Человек появился на земле первым ? (нет).
Пытаясь восстановить события и жизнь в прошлом, люди погружались в старину всё дальше и дальше. И дошли до таких древних времён, когда и людей то на земле не было. Но кто же жил на нашей планете до появления людей? (предположения детей).
Миллионы лет назад на земле царствовали странные рептилии, получившие название «Динозавры».
Вероятнее всего они появились около 210 миллионов лет назад и полностью вымерли около 65 миллионов лет назад. Людей тогда ещё не было на Земле. Первые люди появились на земле около 2 миллионов лет назад. На протяжение миллионов лет нашу планету населяли сотни различных видов динозавров, но ни один из них не сохранился до наших дней.
Как люди узнали , что на земле существовали динозавры и как они выглядели? (ответы детей)
Людей очень интересовало всё, что было связано именно с их жизнью на Земле. И они долгое время почти не интересовались тем, что происходило на нашей планете до их появления. Но наступил момент, когда далёкое прошлое дало о себе знать.
Послушайте что произошло в Англии в 18 веке. Врач был вызван к пациенту. Пока он осматривал больного, его жена гуляла в парке. Дело было весной, весело щебетали птицы, распускались первые цветы. Вдруг взгляд молодой женщины остановился на камнях весьма странного вида и она решила рассказать о них мужу. Молодой врач определил, что это не камни, а зубы какого-то животного, которое, скорее всего, жило миллионы лет назад. Врач назвал это животное «игуанодон».
Это первый из обнаруженных в разных странах динозавров. Сегодня мы уже много знаем о них. Наука, которая изучает динозавров, древних животных, называется палеонтология. А учёные, которые этим занимаются – палеонтологи.
Животные и растения, которые давно погибли, в основном разложились. Но порой их твёрдые части, например кости, сохранились в виде окаменелостей в скальных породах. По окаменелостям можно судить какие растения и животные были на земле много лет тому назад, как выглядели те или иные вымершие существа при жизни.
Кости, сохранившиеся в горных породах, называются окаменелостями.
Посмотрите на этот камень (показ и рассматривание камня с изображением раковины).
Это камень с нашей реки – Волги, на нём ясно видны следы от древней ракушки.
Вы согласны отправится в прошлое? На чём мы отправимся в прошлое? (на машине времени)
Дети подходят к столу, где стоят макеты, лежат книги и т.п. (звучит музыка).
Мы оказались в прошлом, где не было ещё людей.
Послушайте звуки (звучит музыкальная пауза : голоса птиц, жужжание насекомых, вой ветра, журчание воды, на этом фоне слышен звук гитары).
- Звуки каких живых существ вы услышали?
- Какой звук здесь лишний? Почему? (дети отвечают)
- Какой звук вы ещё слышали?
- Какие из этих звуков первыми появились на планете?
Жаркий и влажный климат вполне подходит для динозавров и других рептилий.
- Кто такие динозавры? (ужасные ящерицы)
Детям предлагается собрать динозавров из пазлов.
Как много вокруг нас динозавров: большие и маленькие, добрые и свирепые, хищные и травоядные.
Травоядные чем питаются? (ответы детей). А хищные?
Травоядные животные питаются растениями. Животные, питающиеся мясом, называются хищными или плотоядными. Если и то и другое – всеядными. (Рассматривание материалов, пазлов, книг, иллюстраций и т.п.).
Это ящер “брахиозавр”. Он был длиннее, чем два автобуса вместе взяты, а в отпечаток его ноги вы могли бы усесться. Это самый большой из всех известных динозавров.
Это “стегозавр”. Посмотрите на его хвост. Стегозавр пользовался своим хвостом, как оружием. Он был длинной 7 метров, его мозг был величиной всего лишь с грецкий орех.
Это “тираннозавр-рекс”, что означает “тираннозавр царь”. Он был крупнейшим из когда-либо живших на Земле хищников. У него были зубы величиной с кинжал.
Верхняя часть черепа пахицелозавра была твёрже кирпича и размером в рост человека. Такой головой было очень удобно бодать врагов.
- Как размножались динозавры? Динозавры откладывали в песок твёрдые, кожистые яйца.
- Были ли летающие динозавры? Нет. Динозавры летать не умели. Однако в одно время с ними жили летающие рептилии, вроде птеродактелей.
- Почему первые птицы не летали? (Дети рассматривают иллюстрации первых птиц. Очень крупное туловище и небольшие крылья).
Дети выбирают материалы для опыта: бумагу, грузы (туловище). Изготавливают крылья из картона, тонкой бумаги, крылья с грузами; проверяют как планируют разные “крылья”, и делают вывод: с маленькими крыльями крупным птицам было трудно летать.
В эпоху динозавров на большей части Земли климат был очень жарким. Сушу покрывали обширные болота и тропические заросли. Такая среда обитания вполне подходила динозаврам и другим рептилиям.
- Многие динозавры были очень большими. А знаете почему?
Опыт: Почему динозавры были такими большими.
Учёные предполагают, что динозавры были такими же холодными как лягушки. В этот период температура на планете не была постоянной, резко колебалась.
Посмотрите на эти ёмкости. Представьте, что это динозавры, которые нагрелись от высокой температуре на планете.
Взрослый переливает в ёмкости разного объёма горячую воду, дети трогают их. Через некоторое время дети снова проверяют на ощупь температуру ёмкостей, делают вывод, что большая банка горячее - ей надо больше времени для остывания.
- Каким по размерам динозаврам легче было бороться с холодом? (большие динозавры долго сохраняли свою температуру, поэтому не замерзали в холодный период, когда их не нагревало солнце).
- Все ли динозавры большими? Не все. Некоторые, например “компсогнат”, был не больше крупного индюка.
- Почему вымерли динозавры? Никто толком не знает от чего они вымерли. Наиболее вероятной причиной их исчезновения могло стать изменение климата, приведшее к нехватке пищи для динозавров.
Физкульт минутка:
А сейчас Все встали друг за другом, присели, руки в стороны, и немного по кругу. (дать музыкальный фон) На какого общего предка насекомых мы сейчас похожи? (на многоножку).
Нам пора возвращаться в детский сад. (Звучит весёлая песенка Геннадия Гладкова “Динозаврик”).
Где мы были? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей).
А сейчас – внимание!
Если вы знаете, что животные существа появлялись на нашей планете в разное время, угадайте, кто лишний в следующих тройках (демонстрируются картинки):
1 Ёж, человек, динозавр
2 Стегоцефал, крокодил, птица
3 Гиппопотам, горилла, брахиозавр
4 Журавль, птеродактиль, трясогузка
Молодцы! На этом наше необычное путешествие в прошлое закончилось.