Всемирная организация Здравоохранения считает, что здоровье это не только отсутствие болезни но и полное физическое, духовное и социальное благополучие человека. Дошкольный период является наиболее благопприятным для формирования здорового образа жизни. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознаной информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мероприятие по оздоровительной работе в ДОУ »
Мектепке дейінгі балалармен сауықтыру-дамыту жұмысында денсаулықты сақтау технологиялары
Здоровьесберегающие технологии в оздоровительно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
Мухаметжанова Динара Салиевна
методист
Государственное казенное коммунальное предприятия «Ясли- сад №25 санаторного типа для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, малыми и затихающими формами туберкулеза города Павлодара» отдела образования города Павлодара, акимата
города Павлодара
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз.
Ж. Жабаев
Всемирная Организация Здравоохранения считает, что «здоровье-это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, духовное и социальное благополучие человека».
Забота о здоровье и благополучии граждан Казахстана является одним из наиглавнейших приоритетов, определённых Президентом республики Н.А.Назарбаевым. стратегия по борьбе с болезнями и по укреплению здоровья начнётся, по мнению президента, с подготовки наших граждан к ведению здорового образа жизни.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Наш детский сад санаторного типа с ранними проявлениями туберкулёзной инфекции, малыми и затихающими формами туберкулёза посещают тубконтактные и тубвиражные дети с целью полного клинического излечения. Комплексные лечебно-оздоровительные мероприятия, проводимые под непосредственным контролем медицинских работников, и изоляция контактных детей от источника туберкулёзной инфекции направлены на предупреждение развития туберкулёзного заболевания у детей с начальными проявлениями туберкулёзной инфекции, а у лиц с клиническими излеченным туберкулезом-на предупреждение повторного заболевания.
Все лечебно-оздоровительные мероприятия в нашем детском саду направлены на общее укрепление здоровья детей и проводятся в соответствии с указаниями Министерства здравоохранения РК (витаминотерапия, закаливание, усиленное питание).
В новом Госстандарте образования четко обозначена цель образовательной области «Здоровье»: воспитание сознательного отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье-это ценность, дарованная человеку природой; развитие двигательной активности и формирование физических качеств.
Нашей главной задачей является вырабатывание у детей разумного отношения к своему организму, привитие необходимых санитарно-гигиенических навыков, а также умения вести здоровый образ жизни с раннего детства.
В группах, начиная с младшего дошкольного возраста, изучив различные формы организации оздоровительных мероприятий, мы создали свою систему физкультурно-оздоровительной и профилактической работы, которую постоянно совершенствуем. У нас есть все необходимые условия для укрепления здоровья наших детей: физкультурный зал, физкультурное оборудование, бассейн.
Пути оптимизации двигательной деятельности детей
В течение дня взрослые поддерживают интерес к подвижным играм, упражнениям на спортивных снарядах, побуждают детей упражняться в беге, прыжках, лазании, метании. Предлагая детям разные формы организации двигательной деятельности (физ.занятия, утренняя гимнастика, физминутки, подвижные спортивные игры, прогулки, спортивные досуги и праздники, Дни Здоровья) побуждают детей осознанному и творческому освоению движений их координации, ловкости, быстроты, гибкости.
Решая задачи физического воспитания, педагоги вместе с медицинскими работниками варьируют нагрузку в соответствии с состоянием здоровья (после болезни, после прививки), учитывают физическое развитие (группа здоровья, по медицинским показаниям, наблюдения за самочувствием).
Обучая движениям, необходимым для сознательной двигательной деятельности, детей знакомят со способами и средствами их реализации, тем самым дети накапливают опыт творческой двигательной активности.
Умение самостоятельно мыслить и действовать дает возможность детям реализовать каждому свои потенциальные природные способности, понять и осознать оздоравливающую роль физических упражнений, познакомится с новыми сведениями о строении и возможностях своего тела.
На интерес детей к физической деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Именно этот принцип лежит в основе технологии целенаправленного формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы используем как традиционное, так и нетрадиционное оздоровление детей:
Физкультурные занятия – 2-3 раза в неделю в спортивном зале. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение и провести влажную уборку
Гимнастика после сна - эта гимнастика проводится ежедневно в групповом помещении и со всеми детьми. При том в содержании гимнастики после дневного сна, как правило, отсутствуют циклические упражнения (ходьба и бег). Она состоит, в основном, из хорошо знакомых детям физических упражнений ациклического характера.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Также мы используем национальные игры
Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).
Элементы точечного массажа. Точечный массаж проводится после сна, точнее после гимнастики пробуждения. Дети садятся в кроватках, скрестив ножки. Точечный массаж сопровождается воздействовием (лёгким надавливанием) указательного пальца, перпендикулярно к поверхности кожи в указанной точке. Используется тяжесть пальца, поглаживание. Движение пальца - по часовой стрелке, оно всегда должно быть безостановочным.
Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Коррегирущая гимнастика – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Рекомендуется детям с нарушением осанки, плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
Акваэробика- Эффективность акваэробики в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы ребенка
Су джук терапия - это оригинальный метод самоисцеления (в переводе с корейского «су» — кисть, а «джок» — стопа). С его помощью можно лечить любую часть тела, любой орган
Пальчиковая гимнастика - проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Дыхательная гимнастика– в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Психогимнастика - направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Дорожки здоровья – представляют собой своего рода массажный коврик с разновеликими элементами, при ходьбе по некоторым осуществляется массаж стопы ребенка, которая, как известно, включает огромное количество нервных окончаний. Это не только простой массаж, но и несущий оздоровительные функции – к примеру, как профилактика. Коврик и элементы на нем красочные и яркие, ходьба по этим дорожкам доставляет детям огромное удовольствие.
Закаливание и оздоровление:
- оздоровительные прогулки;
- умывание прохладной водой;
- воздушные ванны:
- гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);
- дорожка здоровья;
- облегченная одежда;
- сон с открытой фрамугой;
- употребление лука, чеснока в осенне-зимний период;
- употребление витаминов в период вспышки заболеваний;
- витаминизация III блюда.
В нашем детском саду также используются коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2 - 4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – 2 - 4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
В структуру воспитательно-образовательной работы входят рациональная организация режима дня и учебной нагрузки, совершенствование методики проведения занятий, каникулярный отдых. Внесение дополнительных двигательных и эмоционально-психологических разрядок и др. рациональная организация режима дня и учебной нагрузки предусматривает: снижение утомляемости и сохранение работоспособности детей; обеспечение активного характера деятельности каждого ребёнка; оказание своевременной индивидуально-дифференцированной помощи детям, особенно со сниженными функциональными возможностями.
В учебном процессе мы используем малые формы активного отдыха и психологические разгрузки детей, а заодно и педагогов. В нашей работе есть своя система разных видов разгрузки детей, несколько вариантов которой использовалось на занятиях.
Наряду с внедрением комплекса здоровьесберегающих воздействий в воспитательно-образовательном процессе, в нашем детском саду введена система оздоровления детей, которая включала лечебно-профилактическую (витаминопрофилактика, физиолечение, релаксация, закаливающие мероприятия, спортивные игры и праздники) и физкультурно-оздоровительную работу, что позволило добиться положительных результатов по укреплению здоровья детей и снижению их заболеваемости.