kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по работе с природным и бросовым материалом с детьми дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические разработки работы с бросовым материалом для детей дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по работе с природным и бросовым материалом с детьми дошкольного возраста»

Методические рекомендации

по работе с природным и бросовым материалом

с детьми дошкольного возраста



















Автор:

Бузмакова Елена Николаевна


Природный и бросовый материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать, как-бы, вторую жизнь. Любая работа с природным и бросовым материалом не только увлекательна, но и познавательна. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Что даёт возможность развивать собственные творческие и логические, умственные способности и приобщает к эстетическому и художественному восприятию предметов и объектов.

Природные и бросовые материалы интересны в работе, они помогают развивать творческое мастерство, сенсомоторные реакции, что является немаловажным при подготовке детей к школе. Изготовление аппликации требует от ребенка ловких действий. В процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. А это также важно для подготовки рук к письму, к учебной деятельности в школе.

Очень важно, чтобы дети действовали активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать возможности на начальном этапе организации работы, дальнейшее их расширение и изменение. Следует пробудить интерес детей к природному и бросовому материалу, желание действовать с ним.

В группе необходимо создать условия для работы с природным и бросовым материалом в свободное время:

- определенное место - «Центр творчества», где дети, при желании, могут заниматься этой деятельностью - «Чудо коробка» с разными материалами);

- устраивать творческие выставки детских и семейных работ из разнообразного материала, так как детям очень нравится разглядывать готовые материалы, выполненные их сверстниками, родителями — каждый захочет научиться делать такие поделки.

Изготовлению аппликаций предшествует большая подготовительная работа к их созданию.  Планируя работу с детьми в группе, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом, продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений. Процесс деятельности должен вызывать у детей только положительные эмоции, дети должны быть уверены в помощи педагога, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы. При создании аппликации можно предложить детям комбинировать природный и бросовый материалсоздавая коллажи.



Схема последовательности работы по изготовлению поделок

из природного и бросового материала:

1. Рассматривание и анализ образца игрушки (если предлагается образец),

2. Установление поэтапной последовательности ее изготовления и планирование хода работ,

3. Выбор способа соединения частей игрушки,

4. Подбор материала и инструментов,

5. Изготовление поделки,

6. Анализ работ.

Природный материал:

Яичная скорлупа, шишки (сосны, ели, лиственницы, ольхи); орехи и их скорлупа (грецкие, лесные, кедровые, земляные); желуди, кора - береста, ветки, листья, семена, шиповник, рябина, солома, мох, птичьи перья, ракушки, трава, цветы, тополиный пух, косточки, камешки и др.

Бросовый материалы:

Кожа, бумага, фольга, нитки, цветные лоскутки, леска, пластиковые емкости, крышки, пробки, одноразовые тарелки, втулки, ткань, ячейки для яиц, фантики и др.

Инструменты:

Ножницы, кисточки, клей ПВА, карандаши, краски, ватманы, картон, цветная бумага, клеёнка, тряпочки и др.



















Картотека занятий по аппликации

из природного и бросового материала
























Смешные мордашки (необычные превращения)

Цель: создание аппликации на тему «Смешные мордашки» с использованием сухих листьев.

Задачи:

Обучающая: учить детей передавать в аппликации выразительные образы Смешных мордашек с помощью сухих листьев.

Техническая: продолжать учить работать по плану, соблюдать последовательность  технологических операций.

Воспитательная: воспитывать аккуратность при работе с сухим природным материалом.

Материал и оборудование: альбомный лист, сухие листья, шаблон круга, клей ПВА, кисточка, простой карандаш, фломастеры, салфетка, клеёнка, образцы рисования рожиц.

Приготовьте альбомный лист, обводим трафарет круга, в круге рисуем фломастерами, понравившуюся мордочку - глаза, нос, рот, усы и т. д. Далее возьмите любые сухие листья и наклейте листочки, один за другим. Можно приклеить второй слой для создания объёма. Излишки клея уберите салфеткой и дорисуйте тело.



















Жучки на листочке.

Цель: создание аппликации на тему «Божьи коровки на листочке» с применением природного материала в виде скорлупы грецкого ореха.

Задачи:

Обучающая: учить передавать в аппликации выразительные образы Жучков из скорлупы грецкого ореха.

Техническая: учить работать по плану, соблюдать последовательность  технологических операций.

Воспитательная: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Материал и оборудование: белый картон формата А4, половинки скорлупы от грецких орехов, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, трафарет листа, клей ПВА, кисточки, салфетки, клеёнка.

Возьмите трафарет листочка и переведите его на картон. Используя цветные карандаши, превращаем листочек в нужный цвет. Далее возьмите гуашь и раскрасьте скорлупу. Важно отметить, что цвет у жучков может быть не только красным, но и жёлтым, зелёным, синим (выбор остаётся за ребёнком). Нарисуйте чёрные точки на туловище насекомого. Дайте высохнуть. Возьмите клей ПВА и наносите на края скорлупы. Приклейте скорлупу на разукрашенный листочек. С помощью фломастера дорисуйте голову, усы, лапки.















Волшебные колоски.

Цель: создание аппликации на тему «Волшебные колоски» с применением природного материала в виде тыквенных семечек и сухой травы.

Задачи:

Обучающая: учить передавать в аппликации форму колоска из тыквенных семечек и сухой травы

Техническая: изучение техники изготовления аппликации с использованием природного материала – тыквенные семечки и сухую траву.

Воспитательная: воспитывать интерес к познанию окружающего мира и аккуратность в работе.

Материал и оборудование: разноцветный картон формата А5, тыквенные семечки, сухую траву, клей ПВА, кисточка, салфетка, клеёнка.

Приготовьте лист картона, на нем мы разместите стебельки колосков, используя засушенную траву. Сначала приклейте вертикально на лист картона первый стебелёк (солома), затем второй и третий. Их можно сделать разной длины и расположить на аппликации под небольшим наклоном. Дальше приклеивайте тыквенные семечки, которые в нашем случае станут зернышками колоска. Одно семечко закрепите сверху, а потом попарно приклейте их возле стебелька. По такому же принципу изготавливайте другие колоски. В нижней части аппликации горизонтально расположите сухую мохнатую веточку из травы.













Птенцы в гнезде.

Цель: Создание аппликации на тему «Птенцы в гнезде» с применением шерстяных ниток.

Обучающая: обучать детей приёмам выполнения изобразительных работ по аппликации, используя шерстяные нитки.

Техническая: закреплять умения наклеивать мелконарезанные нитки на шаблон.

Воспитательная: воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Материал и оборудование: картон голубого цвета формата А4, шерстяные нитки желтого, белого и коричневого цветов, цветная бумага чёрного и красного цветов, клей ПВА, кисточка, салфетка, клеёнка.

Возьмите лист голубого картона. В верхнем углу разместите солнце. Наносите клей в форме круга на картон. Возьмите длинную нить жёлтого цвета и прикладывайте на клей, начиная с контура намеченного круга и движемся по спирали к центру, не оставляя пробелов. Далее перейдите к лучикам: ровно нарезанные нити расположите по кругу солнца. Перейдите к гнезду, которое расположено в нижней части картона. Рисуйте клеем половинку овала и распределите крупно нарезанную нить черного, оттенки коричневого цвета в хаотичном порядке. Над гнездом наносите клей в форме небольшого овала и также по нему распределите мелко нарезанную нить белого или серого цвета - это птенец. Таким образом, сделайте нужное количество птенцов. Из бумаги вырежете глаза чёрного цвета и клюв красного цвета и приклейте. Дайте высохнуть клею и стряхните все лишние шерстяные нитки. Поделка готова!









Эти удивительные кошки

Цель: Создание аппликации на тему «Эти удивительные кошки» с применением одноразовых тарелок.

Задачи:

Обучающая: обучать детей приёмам выполнения изобразительных работ по аппликации, используя одноразовые тарелки.

Техническая: учить работать по плану, соблюдать последовательность  технологических операций.

Воспитательная: Воспитывать любовь к домашним животным.

Материалы и инструменты: одна бумажная тарелочка, цветная бумага, гуашь, кисточки, баночка для воды, карандаш, ножницы, клей ПВА, клеёнка.

На тарелочке нарисуйте туловище, голову и хвост кошечки. Раскрасьте внутреннюю сторону тарелки в любой цвет и оставляем на просушку. Вырежете детали. Используя клей, прикрепите на голове: нос, пару глаз (можно нарисовать). Чего же еще не хватает нашему пушистому красавцу? Правильно: главной кошачьей гордости – усов! Полоски бумаги можно закрутите на карандаш и приклейте их по обе стороны от носа. Теперь соберите все детали на картоне и приклейте друг к другу. И в заключение нарисуйте полоски на туловище, голове и хвостике. Кошечка готова!














Совы на дереве (коллективная работа)

Цель: Создание объёмной аппликации на тему «Совы на дереве» с применением втулок.

Задачи:

Обучающая: учить делать фигурки из втулки

Техническая: учить работать по плану, соблюдать последовательность  технологических операций.

Воспитательная: Воспитывать любовь к домашним животным.

Материалы и инструменты: втулка, цветная бумага, ватман с нарисованным деревом, кисточка, карандаш, ножницы, клей ПВА, трафарет крыла, салфетка, клеёнка.

  Начнём работу с формирования головы будущей совы. Для этого согните верхнюю часть втулки внутрь с двух сторон. И снова распрямите втулку. Таким образом, вы как бы наметили место сгиба, что вам очень пригодиться в дальнейшем при сборке поделки. Возьмите рубашку для втулки (заранее приготовленный цветной бумаги, определённого размера) и приклейте. Согните по предварительно подготовленным сгибам голову, формируя ушки. Наклейте глаза (жёлтый круг, в него черный узкий овал), клюв (оранжевый треугольник), оперенья (цветные кружочки). Возьмите полоску цветной бумаги, согните пополам, обводите трафарет крыла и вырежете. Получилось два крыла, которые приклейте по бокам. Осталось посадить наших сов на дерево. По желанию, можно украсить дерево листвой - полоску бумаги согните пополам, потом ещё раз пополам и вырежите листочки (у кого затруднение, можно нарисовать листок).


 

 






Девочка Весна

Цель: Создание аппликации на тему «Девочка Весна» с применением бумажные ячейки для яиц.

Обучающая: учить передавать в аппликации выразительные образы, используя бумажные ячейки для яиц.

Техническая: учить работать по плану, соблюдать последовательность  технологических операций.

Воспитательная: воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Материалы и инструменты: бумажные ячейки для яиц, гуашь, кисточки, баночка для воды, карандаш, ножницы, клей ПВА, бумажная одноразовая тарелка, фломастеры, цветная бумага.

Карандашом нарисуйте на тарелочке форму голову с шей и вырежете. Из ячеек вырежете цветы и раскрасьте их гуашью. Пока цветы сохнут, из квадрата вырежете круг, согните его пополам и разрежьте его пополам – это волосы и приклейте их к голове. Затем оживите лицо фломастерами и приклейте цветы на предполагаемый ободок. Девочка Весна готова!














Цветы

Цель: Создание аппликации на тему «Цветы» с применением семян ясеня.

Обучающая: научить детей изготовлению цветка в технике аппликация из семян ясеня.

Техническая: учить работать по плану, соблюдать последовательность  технологических операций.

Воспитательная: воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Материалы и инструменты: семена ясеня, ножницы, клей ПВА, бумажная одноразовая тарелка, фломастеры, цветная бумага.

Возьмите квадрат и вырежете круг - сердцевина, срезая уголки. Приклейте его чуть выше середины на тарелочку. Возьмите семена ясеня и расположите их вокруг сердцевины, затем по одному намазывайте на клеёнке и приклеиваете на место. Так приклейте все лепестки. Возьмите соломинку и приклейте её – это стебелёк. Из широкой соломы сделайте листики. Далее по этой же схеме делаем ещё два цветка, расположенных по бокам цветка.











Морские обитатели

Цель: Создание аппликации на тему «Морские обитатели» с применением яичной скорлупы.

Обучающая: научить детей работать в технике аппликации - мозайка из яичной скорлупы

Техническая: учить работать по плану, соблюдать последовательность  технологических операций.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к хрупким материалам, трудолюбие, аккуратность.

Материалы и инструменты: яичная скорлупа, гуашь, кисточки, баночка для воды, карандаш, ножницы, клей ПВА, кленка, альбомный лист, фломастеры.

Карандашом обведите трафарет морского обитателя. Нанесите кисточкой клей внутри трафарета, положите часть скорлупы и придавите её так, чтобы она треснула (эффект мозаики). Заполните, таким образом весь трафарет. Далее раскрасьте морского обитателя гуашью. Пока животное сохнет, дорисуйте воду, камушки, водоросли.











Бабочки на лугу (коллективная)

Цель: Создание коллективной объёмной аппликации на тему «Бабочки на лугу».

Обучающая: научить детей создавать бабочку, с применением фантиков от конфет.

Техническая: учить работать по плану, соблюдать последовательность  технологических операций.

Воспитательная: воспитывать интерес к сотворчеству.

Материалы и инструменты: фантики, ячейки от яиц, цветная бумага, гуашь, баночка для воды, кисточки, ножницы, клей ПВА, клеёнка, ватман с нарисованным лугам.

Возьмите фантик прямоугольной формы, согните его по пополам, чтобы получилась линия сгиба, и расправьте его обратно. Уголки согните к линии сгиба. По длинной стороне согните листок в гармошку. Тоже самое проделайте со вторым фантиком. Согните гармошки пополам, соедините оба фантика в месте сгиба и обмотайте ниткой. Расправьте крылышки и приклейте бабочку на ватман, дорисуйте усики. Луг можно украсить цветами, сделанными из ячеек от яиц или цветной бумаги.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Бузмакова Елена Николаевна

Дата: 23.09.2025

Номер свидетельства: 674592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Тезисы: «Картотека поручений по ручному художественному труду как средство развития творческих способностей детей старшей группы»"
    ["seo_title"] => string(80) "tezisy_kartoteka_poruchenii_po_ruchnomu_khudozhestvennomu_trudu_kak_sredstvo_raz"
    ["file_id"] => string(6) "652662"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1718193871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства