Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.
Задачи:
способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН “О правах ребенка”, познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок;
способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей - развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста;
продолжать формировать навыки работы с компьютером.
Предварительная работа: чтение сказок: “Золотой ключик или приключение Буратино”, “Гуси-лебеди”, инсценировка по сказкам “Заюшкина избушка” и “Маша и медведь”; подготовка необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по сказкам).
Материалы и оборудование: костюмы лисы, зайца, медведя, карточки с пиктограммами; презентация “Конвенция о правах ребенка”,
Ход занятия
Ведущий: Собрались все дети тут. Я твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.
- Надеюсь, настроение у вас стало хорошее!
Сегодня, я принесла необычную книгу. Я думаю, вы её узнали? Это книга о правах ребенка.
Мы ведь с вами знаем, что права есть не только у взрослых, но и у детей. Взрослые люди понимают: из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое. Это значит, что права взрослого и права ребенка важно знать.
- Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей? (Ответы детей) Конвенция прав ребенка Презентация 1
1 слайд- Конвенция прав ребенка
Ведущий: Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок.
Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы - то их права соблюдаются.
Вы согласны путешествовать со мной? (Звучит музыка “В гостях у сказки”)
Тогда отправляемся. Внимание на экран.
2 слайд – Право на жизнь. Наэкране фрагмент сказки «Красная Шапочка”
- Вы узнали эту сказку? Что хотел сделать с девочкой Волк? Выходит Красная Шапочка.
КР. ШАП. Ребята! Волк хотел нарушить одно из самых важных прав детей- право на жизнь. А кто из Вас, ребята знает, как закончилась сказка? (ответы детей). Так и надо Волку. Пусть никогда не обижает маленьких и не нарушает их права на жизнь.
Ведущий:- Спасибо, Кр.Шапочка. Теперь все запомнят такое право, как ПРАВО на жизнь! Давайте повесит символичное обозначение этого права на стенд. Помоги мне, Дима..
КР Шапочка. А можно мне остаться с вами, друзья? Я тоже хочу знать свои права!
Ведущий: А следующее право, Кр.Шап, дети сами мне подскажут. Давайте поиграем в игру. Игра: «Шляпа знакомства» Ребята,я буду примерять шляпу кому-нибудь из вас, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (3-4 ребёнка по очереди называют Ф.И. О.)
Что есть у каждого из вас? (ответы детей) Правильно, есть своё собственное имя и в этой книге (показывает книгу «Конвенция прав ребенка») такое право указано.
КР.Шап: Знают, знают все на свете, Знают взрослые и дети – Имя каждому дано, И у каждого одно!
(Кр.ШАП. благодарит всех и прощается. Уходит)
3 слайд –Право на имя. Игра «Шляпа знакомств».
4 слайд – Право на семью. Право не разлучаться с родителями.
Ведущий: Конечно же ни один человек на свете не может быть по-настоящему счастлив без семьи. Сейчас мы узнаем, как ласково вы называете членов своих семей. Я называю члена семьи, а вы подберите к нему ласковые слова: БАБУШКА-…; ДЕДУШКА-…; МАМА- …; ПАПА -….; ДОЧЬ-….. ; СЫН-…..; БРАТ- ….. ; СЕСТРА- …;
- Семья самое дорогое, что есть у человека.
Право не разлучаться со своими родителями. Кирилл, найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не разлучаться со своими родителями.
А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.
Пальчиковая гимнастика “Семья”
Это пальчик – дедушка, Это пальчик – бабушка, Это пальчик- папочка, Это пальчик – мамочка, Это пальчик – это я Вот и вся моя семья.
4 слайд–Право на неприкосновенность жилья.Наэкране фрагмент сказки “Заюшкина избушка”
(Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”)
Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.
Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.
Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).
Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!
Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)
Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.
Воспитатель. Илюша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища.
9 слайд - Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.
Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.(Уходят)
5 слайд–Право на свободу. Наэкране фрагмент сказки “Маша и медведь”.
(Инсценировка с героями сказки “Маша и медведь”. Выходит Маша в фартуке и с веником)
Маша. Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель. А что случилось?
Медведь. Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избе прибирать – вот и все.
Маша. Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.
Воспитатель. Давайте ребята поможем героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет.
(Ответы детей). Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
Миша нарушил права Маши?
- Егор найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не быть в подневольном состоянии. Снова прошу вашего внимания.
6 слайд– Право на медицинскую помощь.
Ведущая звонит по телефону: «Приезжайте, доктор, В детский сад скорей И спасите, доктор, Наших малышей!
Слышен голос Доктора Неболейки: - Ладно, ладно, я бегу, вашим детям помогу. В зал заходит Доктор Неболейка: - «Что такое? Неужели Ваши дети заболели?» - Здравствуйте дети, кто заболел простудой и ангиной? (Доктор ходит и смотрит, слушает детей 3-4)А вы знаете, что помогут апельсины. Ну, а лучше есть лимон, Хоть и очень кислый он. А сейчас ребята, мы с вами встаём и поиграем. Игра: Мы ногами топ, топ Мы руками хлоп, хлоп Мы глазами миг, миг Мы плечами чик, чик Раз сюда, два сюда (повороты туловища вправо и влево) Повернись вокруг себя Раз присели, два привстали Сели, встали, сели, встали Словно ванькой-встанькой стали А потом пустились вскачь (бег по кругу) Будто мой упругий мяч Раз, два, раз, два (упражнение на восстановление дыхания) Вот и кончилась игра. Ведущая: А что же нам нужно сделать, если вдруг заболели? Дети: Обратиться к врачу. Ведущая: Правильно. И врачи окажут нам медицинскую помощь. Доктор Неболейка:Молодцы, ребята и помните, что вы всегда имеете право на помощь врача. Это ваше право – ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ.
7 слайд–Право на образование. Наэкране фрагмент сказки «Буратино»
Ведущая: – А вот и герои следующей нашей сказки. Давайте посмотрим и узнаем, о каком праве говорится в этой сказке? Инсценировка отрывка сказки “Буратино” Под музыку «Приключения Буратино» заходят Буратино и Мальвина. Мальвина (строго). Сядьте. Буратино, положите руки перед собой. Не горбитесь (берет кусок мела). Мы займемся арифметикой: У вас в кармане два яблока. Буратино (хитро подмигивая). Врете, ни одного. Мальвина: А я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось? Буратино: Два! Мальвина: Подумайте хорошенько. Буратино(сморщился) Два! Мальвина(изумленно) Почему? Буратино: Я не отдам ему яблоки, хоть он дерись! Мальвина: У вас нет никаких способностей к математике. (всплеснула руками): - Вы противный мальчишка не хотите учиться, Вам бы только паясничать и веселиться, Я добра Вам желаю, а Вы мне вредите, Вас учить и учить. Ведущий:– Ребята, какое право показано в сценке и сказке. Конечно, ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ, которое должно быть бесплатным и обязательным. Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте вспомним, о каких ваших правах мы говорили:
на жизнь
на имя
на семью
на жильё
на свободу
на медицинское обслуживание
на образование
Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди — и маленькие и большие — имеют права.
Всем спасибо, до свидания. Звучит музыка , дети выходят из зала.