Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Куклы оберег"»
В словаре рус. яз. С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других ученых: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Кукла дает выход эмоциям человека и носит в себе тайные свойства, например, оберегает.
В корзину я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку
Можно с ней по – разному играть
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?
Сегодня мастер – класс посвящен теме изготовление куклы оберег. Русская нар. кукла имеет свою историю и богатые традиции. Славянской кукле около тысячи лет. До наших дней кукол сохранилось очень мало, потому что материал из которого они были сделаны недолговечен.. Кукла была непростой игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья, считалось, что такая кукла отгоняет злые духи и оберегает ребенка. Часто куклу делали безликой, чтобы в ней не могла поселиться нечистая сила. Нет лица - нет души. Первыми куклами на Руси были куклы – обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Приобщение детей к русской народной культуре – работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно всё – форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога – это уникальный способ познания жизни и для тех, кто её создает, т для тех кто с ней общается. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти значения вплетались воедино, в одну главную функцию – духовную функцию общения. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки –подростки брали повозки с куколками. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Есть различные типы тряпичных кукол: это куклы – обереги – самые охранные куклы. Они выполнялись без иглы и ножниц, а ткань рвали. Их называли «рванки».
Куклы – берегини – сберегали людей. Такую куклу дарила мать дочери перед свадьбой, или сыну перед походом в армию. Обрядовая кукла ещё одной тряпичной куклой, образ который дошел до наших дней – кукла «Масленица». Её мы сжигаем на проводах зимы. Этот праздник уходит корнями далеко в историю и воспроизводит языческие традиции, которые существовали на Руси. Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева и украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшую при приготовлении блинов, вешали тесемки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.
Многое можно говорить о воспитательной ценности народной стариной тряпичной куклы. Но, на мой взгляд, огромная ее ценность в том, что - это наша русская культура, наши традиции, наше отношение к своей Отчизне. Если педагог знакомит детей с тряпичной куклой, то он непременно будет включать диалоги о семье, об отношении к родителям, к другим людям. Тряпичная кукла помогает воспитывать интерес к народным обычаям, любовь к самым близким людям. Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических мифологических знаний. Это категория игрушек, по – своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений.
Тряпичная кукла в современной России получила свое возрождение. Интерес к ней возрастает, а значит укрепляет связь современных людей со своей историей, культурой и историческим наследием народа.
Сделать её может каждый. Главное - приступая к работе, думать о хорошем. Удивительно то, что обереги, сделанные с любовью, с добрыми мыслями, пожеланиями способны брать заботу о «невидимых» событиях на себя, и так приступим.
Заинтересовала ли Вас данная техника? Изготовите ли вы с детьми куклу?
Как вы считаете, актуально ли изготовление тряпичных кукол в образовательном процессе?
Сделайте такую куклу вместе с детьми, куколка, изготовленная своими руками, будет особенной и неповторимой, у каждого получится своя «кукольная история».