kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект мастер-класса «Кукла-оберег Колокольчик»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать   у детей понятие о народных куклах-оберегах, их разновидностях и типах. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект мастер-класса «Кукла-оберег Колокольчик»»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования детей « Дом детского творчества с.Золотое Красноармейского района Саратовской области»





Конспект

мастер-класса «Кукла-оберег Колокольчик»




разработала :

педагог дополнительного образования

Романова Е.Ю.











С.Золотое 2016

Цель:

Сформировать понятие о народных куклах-оберегах, их разновидностях и типах.

Задачи:

Познавательная: овладение технологией изготовления «Куклы-оберега Колокольчик»;

Обучающая: способствовать формированию представления о технологии изготовления «Куклы – Колокольчика»; знакомство с многообразием традиционных русских кукол-оберегов; ознакомление учащихся с техникой изготовления народной куклы-оберега Колокольчик; учить через игру выражать свои чувства;

Развивающая: способствовать развитию творческого начала, воображения, фантазии на основе ознакомления с традициями своего народа; развитию глазомера, мелкой моторики рук, чувства цвета, пропорций; эстетического вкуса; навыков работы с различными материалами;

Воспитывающая: воспитывать у учащихся духовно-нравственных качеств; а так же аккуратности, собранности при выполнении приёмов работы, трудолюбие, умение слушать, культуре труда.

Методическое оснащение:

  • Инструкционно-технологические карты.

  • Презентации Microsoft Office Power Point:

  1. О разновидностях кукол оберегов.

  2. Кукла – оберег Колокольчик.

  3. Авторская кукла.

  • Музыкальный ряд «Вальс колоколов»

  • Хлопчатобумажная ткань различных расцветок и белая, суровая нить, вата или синтепон для набивки.

  • Колокольчики.


Ход занятия

  1. Организационная часть.

Приветствие. Проверка явки учащихся.

  1. Сообщение темы мастер-класса «Кукла-оберег Колокольчик»


Педагог :

Добрый день, уважаемые гости, девочки! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы на занятии отправимся в удивительную страну, которой нет на карте мира, это страна «Творчество». Сегодня мы познакомимся с замечательным видом народного творчества и на практике освоим приемы работы по изготовлению кукол-оберегов.

Оберег – это амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который наговорено заклинание и ,которое носят в качестве талисмана. Уж так устроен человек, что даже у самых заядлых атеистов есть капелька суеверия.

Вопрос: А вы, верите в приметы?

Ответы учащихся (черная кошка, пустые ведра, цифра 13 и т.д.)

Педагог :

Обязательно постучим по дереву, сплюнем через левое плечо три раза. Видимо, срабатывают многовековые привычки, передающиеся из поколения в поколение. Возможно, по этой причине человек нуждается в самых разных амулетах и талисманах. На Руси издревле такими оберегами считались тряпичные куколки. Кукла рождалась в добрых руках: злые люди с куклами возиться не будут, у них это просто не получится – не хватит терпения. А в кукольном искусстве необходимо желание принести добро людям. Доброта этих рук предавалась кукле, а от куклы в свою очередь переходила к хозяину оберега. К тому же в старину куклы-амулеты делались из ношеных тряпочек, причём брались тряпочки от «удачливых», которые приносили успех.

Вопрос: А у вас есть такое платье?

Ответы учащихся.

Педагог :

У каждого из нас есть такое платье: в одном экзамены хорошо сдаются, в другом на работу устроились, в третьем повстречала любимого человека.

В настоящее время интерес к старинным куклам возрождается. Все кругом становится механизированным, компьютеризированным, а хочется тепла, души, чего-то простого и человечного. Куклы-обереги шьют вручную. Их даже не шьют, а делают, ведь в старину швейных машинок не было, поэтому кукол катали из ткани. В старину нитку перематывали без ножниц и иглы, чтобы никакое железо в процесс не вторгалось. И узлов тоже нельзя было вязать: нитку накручивали и кончик затыкали деревянным колышком. Так создавалась кукла оберег.

Давайте окунемся в мир оберегов. Слайд 1.


Показ презентации:

Кукла-оберег «Материнство» . Слайд 2.

Основа куклы – береста или березовая палочка, завернутая в ткань. Это женская фигура с младенцем на руках. Впрочем, руки у нее символические, их вообще могло не быть. Главное – это пышногрудая фигура женщины и младенца, которого она прижимает к себе. Куклу «Материнство» приобретали или дарили в подарок девушке, которая мечтала о семье и детях. Отличительная черта обережных кукол – отсутствие лица. Чистый лик делался из тряпицы, чаще всего однотонной. Считалось, что отсутствие у куклы глаз охраняет хозяина оберега от сглаза, не притягивает негатив.


Кукла – оберег Пеленашка. Слайд 3.

Куколка Пеленашка на вид очень простая куколка – младенчик в платочке, запеленатый в пеленку и обвитый свивальником. Для новорожденных матерью делалась кукла – пеленашка. Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке. Ткани для изготовления были родные – от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. – все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони, а также при приходе гостей вставлялся в складочку платочка ребенка и тогда гости, чтоб не «сглазить» ребенка говорили про куклу: «Ой, до чего кукленок-то хорош!»


Кукла – оберег Зайчик на пальчик. Слайд 4.

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если ребенку становилось скучно или страшно он обращался к Зайчику как к другу, говорил с ним, жаловался ему или просто играл.


Куклы Мартинчики. Слайд 5.

Они являлись неизменным атрибутом обряда образа «заклинания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары кукол развешивали на ветвях деревьев.


Кукла – оберег Зернушка. Слайд 6.

Эта кукла необычная, в виде мешочка с зерном. Зернушка – кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли Зерновка или Крупиничка. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, наполненный зерном. Ее дарили на Коляду и Рождество, чтобы в доме всегда было много хлеба. Куклу бережно хранили в «красном» углу рядом с иконами. Ее нельзя передаривать.


Кукла-оберег Столбушка. Слайд 7.

Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символом продолжения рода.


Существует много других разных кукол-обереги. А какие красивые названия: Желанница, Веснянка, Покосница, Первоцвет, Утешительница и др.


Сегодня мы познакомились с небольшим количеством народных русских кукол-оберегов. Может показаться, что все они разные, но можно выделить несколько общих моментов.

Вопрос: Что общего вы заметили между куклами-оберегами?

Ответы учащихся.

Педагог :

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. Существовали правила при изготовлении кукол:

  • нельзя использовать колющие и режущие предметы. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было рвать руками.

  • Безликость куклы. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Таких кукол делали вплоть до 18 века. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.


Упражнение: Кукла.

Ситуация. Сегодня на занятии я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Соня (показывается кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы начнем ее обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Соне что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая края бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до педагога).

- Посмотрите на Соню, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?

- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение?

Ответы детей (пожалеть куклу, сказать что-то приятное).

-Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

- А сейчас посмотрите на Соню, ей уже лучше, но стала ли она такой, какой была в начале? Нет. Почему?

Вывод: боль остается в душе очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».



  1. Практическая работа.

Сегодня мы с вам будем изготавливать куклу добрых вестей. Родина этой куклы – Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и страшных болезней. Эта кукла – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Изготовив куколку Колокольчик своими руками, и подарив, со словами: «Кого люблю – тому дарю!», мы желаем другу получать только хорошие известия и пребывать в радости.

Сейчас вы убедитесь, что изготовить простейшую куклу совсем не сложно. Презентация «Мастер-класс Кукла-оберег Колокольчик».

Вводный инструктаж.

Мы же с вами немного отойдем от традиций, и в работе для отрезания ниток и ткани будем использовать ножницы.

Инструктаж по технике безопасности. Учащиеся по цепочке рассказывают ТБ. Кто не смог ответить – стоит до того момента когда у него будет возможность ответить (подойдет очередь или когда кому-то нужна помощь в ответе).


  1. Самостоятельная работа учащихся.

Текущий инструктаж:

Проверка организации рабочих мест учащихся; проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания; инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционной картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.



  1. Заключительная часть.

Уборка рабочих мест.

Подведение итогов.

Скажи мне, в какие игрушки ты играешь, и я скажу тебе кто ты – так можно было переиначить известное высказывание И.Гете. А ведь игрушки – воспитатели, учителя и наставники. Погремушки, пирамидки, матрешки, кубики знакомят малышей с понятиями формы, цвета, величины и числа, развивают движение и слух. Спортивные игрушки развивают координацию, силу, ловкость, глазомер. Конструкторы, головоломки – интеллект, воображение и т.д.

Но все же самой любимой и памятной всегда была и будет только та игрушка, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.

Рефлексия.

Спасибо вам за внимание, доброжелательное отношение. Прежде, чем разойтись, предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления о занятии, выбрав цветочек и украсить им сарафан нашей русской красавицы.

Цветок красного цвета – понравилось все, синий – хочу узнать больше, желтый – заинтересовало


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект мастер-класса «Кукла-оберег Колокольчик»

Автор: Романова Елена Юрьевна

Дата: 04.12.2016

Номер свидетельства: 365763


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства