kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Люблю тебя, мой край ДОНСКОЙ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О любви к малой Родине. Патриотическое воспитание дошкольников на примере родного края. Знакомство с природой, традициями, животным и растительным миром.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Люблю тебя, мой край ДОНСКОЙ.»

Детский сад «Русалочка»



Проект развития краеведения в ДОУ

«Люблю тебя, мой край Донской»





Воспитатель средней группы «Солнышко»

Панченко Надежда Васильевна



п. Гигант

2019 год



Содержание.

  1. Введение.

2. Основной этап проекта « Люблю тебя, мой край Донской»

3.Заключение.

4.Литература.

  1. Введение.

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”.

К. Симонов «Родина».



Нравственно патриотическое и гражданское воспитание - важная задача отечественной педагогики. Государственная программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» ориентирована на повышении общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях всех уровней.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, который начинается с воспитания любви к близким, детскому саду, к родному посёлку, городу, к родной стране.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.

Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного края и нашего посёлка, и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.  Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.



Проблема: Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. Как гласит народная мудрость - «Дерево без корней гибнет». Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.

Гипотеза.

Если использовать методы и формы проекта в своей работе, то мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, тогда можно считать, что цель проекта будет выполнена.



Участники проекта:

  • Воспитанники ДОУ.

  • Педагоги.

  • Родители.

  • Совместная деятельность с детьми и родителями.



Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного села, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.



Задачи проекта: Сформировать у детей представления о своей семье, своем детском саде, о своем поселке, о крае, в котором мы живём. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края. Развивать бережное отношение к селу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе. Знакомить детей с наиболее значимыми объектами, символикой, традициями, соотечественниками родного края.

Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.

Воспитывать чувство гордости за своих земляков и эмоционально-ценностное отношение к краю. Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции. Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.



Риски проекта:

-дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, особенностях местных традиций;

-для родителей вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.



Ожидаемые результаты: через систему разнообразных мероприятий у детей повысится интерес к родному краю, достопримечательностям, ярким событиям, культуре и традициям своего народа;



Роль родителей в реализации проекта:

  • Беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания;

  • Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»;

  • Выставка рисунков «Мой родной посёлок» (совместно с родителями);

  • Анкетирование родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ».



Вид проекта: информационно-творческий, познавательный, групповой.



Срок реализации проекта: долгосрочный

Данный проект рассчитан на один год- с 10 января по 31 декабря 2017 года. Проект содержит в себя семь основных блоков.



Первый блок «Мой родной поселок», «Моя семья», где дети знакомятся с основными объектами своего поселка, учатся ориентироваться в близлежащих к детскому саду улицах, учатся понимать значение семьи в жизни человека.

Второй блок «История родного края», где детям даются начальные сведения о прошлом Донского края, об образовании Ростовской области. Знакомство с гербом , флагом Ростовской области.

Третий блок «Природа родного края», где дети знакомятся с животным и растительным миром Донского края, о необходимости бережного, заботливого отношения к природе, роли человека в охране окружающей среды.

Четвертый блок «Достопримечательности Ростовской области», здесь дети знакомятся с историческими объектами родного края.

Пятый блок «Народные традиции нашего края», где дети знакомятся с казачеством, русским народным костюмом, с изделиями народных умельцев нашего края, с православными традициями.

Шестой блок «Предприятия области», где дети узнают об основных предприятиях, за счет которых живет наш край, о значимости производства в развитии страны.

Седьмой блок «Люди, прославившие Донской край» знакомит детей с героями Великой отечественной войны, писателями, артистами.

Для более успешной реализации проекта использовались различные виды деятельности: непрерывная образовательная деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями.

2.Основной этап проекта « Люблю тебя, мой край Донской»

Этапы проведения и реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Задачи.

1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.

2.Выбрать методы реализации проектной деятельности.

3.Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

1)Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии).

2) Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.

3) Дидактические игры.

4) Выставка книг со стихами местных поэтов.

2 этап – практический.

Содержание проектной деятельности

Беседа, рассматривание фотографий.

Экскурсия по посёлку.

«Пришла Коляда накануне Рождества».

Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями празднования православных праздников, воспитывать уважение к сложившимся традициям.

Досуг «Пришла Коляда накануне Рождества».

Рассматривание иллюстраций, заучивание закличек, песен, стихов.

«Моя семья».

Прививать детям чувство гордости за свою семью.

Описательные рассказы детей о семье.

Рисование по теме.

Сюжетно – ролевая игра «Семья».

Февраль

«История возникновения Донского края».

Познакомить детей с историей возникновения нашего края.

Воспитывать интерес к истории родного края.

НОД «Земля Донская - моя Родина».

Презентация «Мой край Донской».

«Ростов – на-Дону – город воинской славы».

Воспитывать уважение к людям, прославивших наш край.

Просмотр презентации «Ростов – на-Дону – город воинской славы».

Аппликация «Детский сад».

«Наша армия родная»

Знать и различать виды войск, их предназначение. Воспитывать уважение к защитникам Отечества.

Формирование чувства патриотизма.

НОД «У войны не детское лицо».

Рисование «Я - будущий защитник страны!»

Беседа о героях войны. Изготовление венков, цветов из бумаги.

Экскурсия к обелиску Неизвестного солдата.

Масленица на Донской земле.

Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями, воспитывать чувство уважения к русскому фольклору.

Беседы, рассматривание иллюстраций, Просмотр презентации «Масленица».

Развлечение «Масленицу мы встречаем».

Март

«Праздник женщин всех на свете»

Воспитывать чувства любви, заботы, уважения к маме, бабушке, сестрам, всем женщинам.

Праздник для любимых мам. Разучивание русского народного танца «Бабушка, испеки оладушки».

Рисование «Портрет мамы».

«Казачий дом откроет свою тайну»

Знакомство детей с казаками, с казачьим куренем, старинными предметами. Воспитывать чувство уважения к прошлому.

НОД «Казачий курень».

Рассматривание методического материала по теме.

«Казачья одежда»- дидактическая игра. «Сундучок тётушки Аксиньи», «Труд казаков на Донской земле»- создание альбома.

Просмотр презентаций: «Жилище казака», «Заповеди казака».

«Природа родного края»

Воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру нашего края.

Просмотр презентаций: «Перелётные птицы», «Исчезающие виды растений», «Заповедник».



Апрель

«Делу – время, потехе – час»

Воспитывать уважение к русскому народному творчеству.

Закреплять знание русского фольклора.

Конкурс пословиц и поговорок, спортивные развлечения. Просмотр презентаций «Виды спорта», «Спорт».

«Флора и фауна родного края»

Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире нашей области.

Рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр презентаций «Животные Донского края», «Цветы», «Заповедники Ростовской области», «Водоёмы».

Дидактическая игра «Рассели птиц и животных».

НОД «День земли»

Празднование Пасхи на Дону.

Продолжать знакомство с традициями русского народа.

Беседа, рассматривание иллюстраций.

Аппликация «Пасхальные угощения».



«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию»

Учить детей отличать профессии села от профессий города.

Просмотр презентации «Профессии»

Дидактические игры.

Сюжетно – ролевые игры «Трактористы », «Садоводы».

Май



«Имя твое неизвестно, но подвиг – бессмертен».

Продолжать формировать у детей представления о празднике Дня Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. Формирование чувства патриотизма.Досуг «9 Мая День Победы».

НОД «Великий светлый День Победы».

Просмотр презентации «День Победы». Участие в митинге и выступление детей в концертной программе ДК посёлка Воронцовка.

«Достопримечательности Ростовской области, нашего посёлка».

Формировать интерес к «малой родине», познакомить с символикой и достопримечательностями города и области, воспитывать любовь к родному краю.

Просмотр видеофильмов «Ростовская область», «Ростов - мой город».

НОД «Хлеб всему голова».

Экскурсия по посёлку.

Конструирование «Я хочу построить дом».

«Народные традиции на Дону», «Русская изба»

Продолжать знакомство с традициями русского народа, воспитывать желание знать историю своего народа.

Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени, с одеждой казаков и русских людей.

Июнь

«Творческие люди нашего края».

Познакомить детей с местными писателями, актёрами, передовиками производства.

Беседа. Рассказ о писателях (А.П. Чехов, М.А. Шолохов, В. Закруткин), художнике М. Грекове, музыканте Ю. Башмете, актрисе Ф. Раневской, Н.В. Переверзевой и других.

«Моя Родина - Россия!»

Продолжать знакомить детей со своей страной, символикой – гербом, флагом, гимном России.

Просмотр видеофильма «Наш край», «Россия – мы дети твои!».

Досуг «А мы живём в России!»

Аппликация «Флаг Ростовской области».

«Никто не забыт и ничто не забыто».

Формировать представление детей о героизме, подвиге.

Воспитывать чувство уважения и гордости к людям, которые отстояли мир на нашей земле.

Формирование чувства патриотизма.

Экскурсия с родителями к обелиску Неизвестного солдата в День Памяти и Скорби и возложение цветов.

Просмотр презентации о неизвестном солдате.

«Наше село»

Знакомить детей с родным селом, с его достопримечательностями.

Оформление фотоальбома «Мой посёлок».

Июль

«Животные и птицы нашего края»

Учить лепить, передавая характерные признаки строения птиц, животных.

Презентации «Птицы Ростовской области», «Растения Дона», «Заповедники Дона».

Лепка по теме.

«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ» См. приложение

Воспитывать любовь к родному селу, приучать следить за чистотой, развивать творчество

Выставка рисунков детей и родителей «Мой любимый посёлок».

Анкетирование родителей.



«Предприятия нашей

области».

Формировать у детей интерес к продукции, производимой в нашей области.

Просмотр презентации «Мульти – Россия»

Август

«Сделаем наш поселок чище»

«От дикого поля до Ростовской области».

Воспитывать у детей желание следить за порядком, убирать за собой, беречь природу.

Познакомить детей с историей возникновения Ростовской области, историческим названием города-столицы Дона.

Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями.

Беседа, просмотр иллюстраций.

Аппликация «Многоэтажные дома».

Сентябрь

Ростовской области – 82 года.

13 сентября – День рождения Ростовской области.

Воспитывать желание узнавать новое о своей малой родине, ее достижениях, о роли твоего края в развитии страны.

Формирование чувства патриотизма.

Беседа «День рождения города»

Просмотр видеофильма «Ростовская область», мультфильма – «Ростовская область», просмотр презентации «День рождения Ростовской области».

«День рождения посёлка Гигант»

Воспитывать желание участвовать в массовых мероприятиях, гордиться односельчанами, их достижениями.

Экскурсия детей с родителями к ДК посёлка, участие в концертной программе.

Октябрь

Натюрморт «Донские дары»

Учить детей рисовать с натуры, передавая форму фруктов, овощей, красиво располагать изображение на месте бумаги.

Загадки о фруктах, овощах. Рассматривание иллюстраций.

Рисование акварелью.

Выставка осенних поделок.

«Мастера донской земли». «Солнечная керамика».

Познакомить детей с народными

промыслами Дона. Развивать чувство цвета, ритма, умение передавать колорит Семикаракорский керамики.

Беседа о мастерах, рассматривание альбомов, изделий.

Роспись готовых форм.

«Осень на Дону».

Формировать умение замечать красоту природы своего края, воспитывать чувство прекрасного, развивать эстетический вкус.

Рисование осенних пейзажей. Рассматривание иллюстраций.

Выставка детских работ.

Ноябрь

«Дон – частица России».

Воспитывать желание гордиться своей страной, её достижениями, людьми. Формирование чувства патриотизма.

Просмотр презентации «День народного единства».

НОД «Знаешь ли ты свой край?»

«Дон спортивный»

Знакомить детей со спортсменами, прославившими донскую землю, воспитывать чувство гордости, желание заниматься спортом.

Просмотр презентаций «Здоровый образ жизни», «Виды спорта».

Декабрь

«День Воинской Славы на Дону»

Формировать представление детей о героизме, подвиге.

Воспитывать чувство уважения и гордости к людям, которые отстояли мир на нашей земле.

Формирование чувства патриотизма.

Просмотр презентаций,

НОД «Урок мужества».

«Моя Родина – Донской край»

Обобщить знания о Родине, стране, крае, городе, посёлке.

Подведение итогов проекта, рассматривание фотоальбомов, рисунков, поделок.

Работа с педагогами

Работа с родителями детей.

Оформление фотоальбома «Мой посёлок».

Анкетирование родителей.

Июль

Выставка осенних поделок.

Октябрь

Предполагаемые результаты:

  • Пробуждение интереса к истории и культуре своего поселка, любви к родному краю.

  • Формирование чувства национального достоинства, ответственности, чувства гордости за свой родной поселок, желание сохранить его чистым и красивым.

  • Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятникам.

3.Заключение

Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному селу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Таким образом , чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе малой Родины.

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе

прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего.

4. Используемая литература.

1.Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.

2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №5 2015г.

3.Журнал «Воспитатель ДОУ» №6 2015г.

4. Журнал «Управление ДОУ» №8 2006г.

5. Журнал «Управление ДОУ» №7 2006г.









Приложение

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Уважаемые родители!

Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___________________________________________

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _______________________________________________________

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?

__________________________________________________________________

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?_______________________________________________________

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?______________________________________________________________

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?    

__________________________________________________________________

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным поселком и его историей? Назовите известные источники.

__________________________________________________________________

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

__________________________________________________________________












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Люблю тебя, мой край ДОНСКОЙ.

Автор: Панченко Надежда Васильевна

Дата: 17.10.2020

Номер свидетельства: 560310

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "сочинение "Люблю тебя, мой край донской". "
    ["seo_title"] => string(44) "sochinieniie-liubliu-tiebia-moi-krai-donskoi"
    ["file_id"] => string(6) "140422"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417954155"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Тема творческой работы  «Люблю тебя мой край родной» "
    ["seo_title"] => string(56) "tiema-tvorchieskoi-raboty-liubliu-tiebia-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "134974"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416840236"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Классный час "Стаханов- город славы трудовой""
    ["seo_title"] => string(45) "klassnyi_chas_stakhanov_ghorod_slavy_trudovoi"
    ["file_id"] => string(6) "464607"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1522612468"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства