О любви к малой Родине. Патриотическое воспитание дошкольников на примере родного края. Знакомство с природой, традициями, животным и растительным миром.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Люблю тебя, мой край ДОНСКОЙ.»
Детский сад «Русалочка»
Проект развития краеведения в ДОУ
«Люблю тебя, мой край Донской»
Воспитатель средней группы «Солнышко»
Панченко Надежда Васильевна
п. Гигант
2019 год
Содержание.
Введение.
2. Основной этап проекта « Люблю тебя, мой край Донской»
3.Заключение.
4.Литература.
Введение.
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”.
К. Симонов «Родина».
Нравственно патриотическое и гражданское воспитание - важная задача отечественной педагогики. Государственная программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» ориентирована на повышении общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях всех уровней.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, который начинается с воспитания любви к близким, детскому саду, к родному посёлку, городу, к родной стране.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного края и нашего посёлка, и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Проблема: Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. Как гласит народная мудрость - «Дерево без корней гибнет». Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.
Гипотеза.
Если использовать методы и формы проекта в своей работе, то мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, тогда можно считать, что цель проекта будет выполнена.
Участники проекта:
Воспитанники ДОУ.
Педагоги.
Родители.
Совместная деятельность с детьми и родителями.
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного села, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.
Задачи проекта: Сформировать у детей представления о своей семье, своем детском саде, о своем поселке, о крае, в котором мы живём. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края. Развивать бережное отношение к селу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе. Знакомить детей с наиболее значимыми объектами, символикой, традициями, соотечественниками родного края.
Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
Воспитывать чувство гордости за своих земляков и эмоционально-ценностное отношение к краю. Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции. Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.
Риски проекта:
-дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, особенностях местных традиций;
-для родителей вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Ожидаемые результаты: через систему разнообразных мероприятий у детей повысится интерес к родному краю, достопримечательностям, ярким событиям, культуре и традициям своего народа;
Роль родителей в реализации проекта:
Беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания;
Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»;
Выставка рисунков «Мой родной посёлок» (совместно с родителями);
Анкетирование родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ».
Вид проекта: информационно-творческий, познавательный, групповой.
Срок реализации проекта: долгосрочный
Данный проект рассчитан на один год- с 10 января по 31 декабря 2017 года. Проект содержит в себя семь основных блоков.
Первый блок «Мой родной поселок», «Моя семья», где дети знакомятся с основными объектами своего поселка, учатся ориентироваться в близлежащих к детскому саду улицах, учатся понимать значение семьи в жизни человека.
Второй блок «История родного края», где детям даются начальные сведения о прошлом Донского края, об образовании Ростовской области. Знакомство с гербом , флагом Ростовской области.
Третий блок «Природа родного края», где дети знакомятся с животным и растительным миром Донского края, о необходимости бережного, заботливого отношения к природе, роли человека в охране окружающей среды.
Четвертый блок «Достопримечательности Ростовской области», здесь дети знакомятся с историческими объектами родного края.
Пятый блок «Народные традиции нашего края», где дети знакомятся с казачеством, русским народным костюмом, с изделиями народных умельцев нашего края, с православными традициями.
Шестой блок «Предприятия области», где дети узнают об основных предприятиях, за счет которых живет наш край, о значимости производства в развитии страны.
Седьмой блок «Люди, прославившие Донской край» знакомит детей с героями Великой отечественной войны, писателями, артистами.
Для более успешной реализации проекта использовались различные виды деятельности: непрерывная образовательная деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями.
2.Основной этап проекта « Люблю тебя, мой край Донской»
Этапы проведения и реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
Задачи.
1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.
2.Выбрать методы реализации проектной деятельности.
3.Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
1)Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии).
2) Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
3) Дидактические игры.
4) Выставка книг со стихами местных поэтов.
2 этап – практический.
Содержание проектной деятельности
Беседа, рассматривание фотографий.
Экскурсия по посёлку.
«Пришла Коляда накануне Рождества».
Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями празднования православных праздников, воспитывать уважение к сложившимся традициям.
Досуг «Пришла Коляда накануне Рождества».
Рассматривание иллюстраций, заучивание закличек, песен, стихов.
«Моя семья».
Прививать детям чувство гордости за свою семью.
Описательные рассказы детей о семье.
Рисование по теме.
Сюжетно – ролевая игра «Семья».
Февраль
«История возникновения Донского края».
Познакомить детей с историей возникновения нашего края.
Воспитывать интерес к истории родного края.
НОД «Земля Донская - моя Родина».
Презентация «Мой край Донской».
«Ростов – на-Дону – город воинской славы».
Воспитывать уважение к людям, прославивших наш край.
Просмотр презентации «Ростов – на-Дону – город воинской славы».
Аппликация «Детский сад».
«Наша армия родная»
Знать и различать виды войск, их предназначение. Воспитывать уважение к защитникам Отечества.
Формирование чувства патриотизма.
НОД «У войны не детское лицо».
Рисование «Я - будущий защитник страны!»
Беседа о героях войны. Изготовление венков, цветов из бумаги.
Экскурсия к обелиску Неизвестного солдата.
Масленица на Донской земле.
Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями, воспитывать чувство уважения к русскому фольклору.
Беседы, рассматривание иллюстраций, Просмотр презентации «Масленица».
Развлечение «Масленицу мы встречаем».
Март
«Праздник женщин всех на свете»
Воспитывать чувства любви, заботы, уважения к маме, бабушке, сестрам, всем женщинам.
Праздник для любимых мам. Разучивание русского народного танца «Бабушка, испеки оладушки».
Рисование «Портрет мамы».
«Казачий дом откроет свою тайну»
Знакомство детей с казаками, с казачьим куренем, старинными предметами. Воспитывать чувство уважения к прошлому.
НОД «Казачий курень».
Рассматривание методического материала по теме.
«Казачья одежда»- дидактическая игра. «Сундучок тётушки Аксиньи», «Труд казаков на Донской земле»- создание альбома.
Просмотр презентаций: «Жилище казака», «Заповеди казака».
«Природа родного края»
Воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру нашего края.
Просмотр презентаций: «Перелётные птицы», «Исчезающие виды растений», «Заповедник».
Апрель
«Делу – время, потехе – час»
Воспитывать уважение к русскому народному творчеству.
Закреплять знание русского фольклора.
Конкурс пословиц и поговорок, спортивные развлечения. Просмотр презентаций «Виды спорта», «Спорт».
«Флора и фауна родного края»
Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире нашей области.
Рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр презентаций «Животные Донского края», «Цветы», «Заповедники Ростовской области», «Водоёмы».
Дидактическая игра «Рассели птиц и животных».
НОД «День земли»
Празднование Пасхи на Дону.
Продолжать знакомство с традициями русского народа.
Беседа, рассматривание иллюстраций.
Аппликация «Пасхальные угощения».
«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию»
Учить детей отличать профессии села от профессий города.
Просмотр презентации «Профессии»
Дидактические игры.
Сюжетно – ролевые игры «Трактористы », «Садоводы».
Май
«Имя твое неизвестно, но подвиг – бессмертен».
Продолжать формировать у детей представления о празднике Дня Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. Формирование чувства патриотизма.Досуг «9 Мая День Победы».
НОД «Великий светлый День Победы».
Просмотр презентации «День Победы». Участие в митинге и выступление детей в концертной программе ДК посёлка Воронцовка.
«Достопримечательности Ростовской области, нашего посёлка».
Формировать интерес к «малой родине», познакомить с символикой и достопримечательностями города и области, воспитывать любовь к родному краю.
Просмотр видеофильмов «Ростовская область», «Ростов - мой город».
НОД «Хлеб всему голова».
Экскурсия по посёлку.
Конструирование «Я хочу построить дом».
«Народные традиции на Дону», «Русская изба»
Продолжать знакомство с традициями русского народа, воспитывать желание знать историю своего народа.
Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени, с одеждой казаков и русских людей.
Июнь
«Творческие люди нашего края».
Познакомить детей с местными писателями, актёрами, передовиками производства.
Беседа. Рассказ о писателях (А.П. Чехов, М.А. Шолохов, В. Закруткин), художнике М. Грекове, музыканте Ю. Башмете, актрисе Ф. Раневской, Н.В. Переверзевой и других.
«Моя Родина - Россия!»
Продолжать знакомить детей со своей страной, символикой – гербом, флагом, гимном России.
Просмотр видеофильма «Наш край», «Россия – мы дети твои!».
Досуг «А мы живём в России!»
Аппликация «Флаг Ростовской области».
«Никто не забыт и ничто не забыто».
Формировать представление детей о героизме, подвиге.
Воспитывать чувство уважения и гордости к людям, которые отстояли мир на нашей земле.
Формирование чувства патриотизма.
Экскурсия с родителями к обелиску Неизвестного солдата в День Памяти и Скорби и возложение цветов.
Просмотр презентации о неизвестном солдате.
«Наше село»
Знакомить детей с родным селом, с его достопримечательностями.
Оформление фотоальбома «Мой посёлок».
Июль
«Животные и птицы нашего края»
Учить лепить, передавая характерные признаки строения птиц, животных.
Презентации «Птицы Ростовской области», «Растения Дона», «Заповедники Дона».
Лепка по теме.
«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ» См. приложение
Воспитывать любовь к родному селу, приучать следить за чистотой, развивать творчество
Выставка рисунков детей и родителей «Мой любимый посёлок».
Анкетирование родителей.
«Предприятия нашей
области».
Формировать у детей интерес к продукции, производимой в нашей области.
Просмотр презентации «Мульти – Россия»
Август
«Сделаем наш поселок чище»
«От дикого поля до Ростовской области».
Воспитывать у детей желание следить за порядком, убирать за собой, беречь природу.
Познакомить детей с историей возникновения Ростовской области, историческим названием города-столицы Дона.
Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями.
Беседа, просмотр иллюстраций.
Аппликация «Многоэтажные дома».
Сентябрь
Ростовской области – 82 года.
13 сентября – День рождения Ростовской области.
Воспитывать желание узнавать новое о своей малой родине, ее достижениях, о роли твоего края в развитии страны.
Формирование чувства патриотизма.
Беседа «День рождения города»
Просмотр видеофильма «Ростовская область», мультфильма – «Ростовская область», просмотр презентации «День рождения Ростовской области».
«День рождения посёлка Гигант»
Воспитывать желание участвовать в массовых мероприятиях, гордиться односельчанами, их достижениями.
Экскурсия детей с родителями к ДК посёлка, участие в концертной программе.
Октябрь
Натюрморт «Донские дары»
Учить детей рисовать с натуры, передавая форму фруктов, овощей, красиво располагать изображение на месте бумаги.
Загадки о фруктах, овощах. Рассматривание иллюстраций.
Пробуждение интереса к истории и культуре своего поселка, любви к родному краю.
Формирование чувства национального достоинства, ответственности, чувства гордости за свой родной поселок, желание сохранить его чистым и красивым.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятникам.
3.Заключение
Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному селу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Таким образом , чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе малой Родины.
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе
прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего.
4. Используемая литература.
1.Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №5 2015г.
3.Журнал «Воспитатель ДОУ» №6 2015г.
4. Журнал «Управление ДОУ» №8 2006г.
5. Журнал «Управление ДОУ» №7 2006г.
Приложение
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»
Уважаемые родители!
Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___________________________________________
2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _______________________________________________________
3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?
4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?_______________________________________________________
5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?______________________________________________________________
6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?