Цели:
- повторить и обобщить знания детей о русских народных сказках;
- совершенствовать знания об устном народном творчестве;
- развитие познавательной активности;
- содействовать воспитанию любви к культуре своего народа, стремления совершать добрые дела.
Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам, музыкальное сопровождение, листы бумаги, карандаши.
Ход викторины: Русские сказки – память нашего давно минувшего,
хранилище русской мудрости. Н.А.Некрасов.
Участвуют две команды.
1. Приветствие команд.
1-я Петушок, Петушок, золотой гребешок,
Выходи, не бойся,
На викторину стройся!
Потрудись немножко, дам тебе горошка!
2-я. Ку-ка-ре-ку, Лиса Патрикеевна!
Мы пришли с тобой сразиться,
Силою помериться.
Не рапирой, не мячом,
А смекалкой и умом.
2. Разминка. «Хорошо ли ты знаешь сказки»? За правильный ответ 1 балл.
Показ командам поочередно иллюстраций к русским народным сказкам.
3. Конкурс «Знаешь ли ты сказки». За правильный ответ 1 балл.
- Что пела мама-коза своим козлятам?
- Какую песенку пел Колобок волку?
- Как позвать Сивку-Бурку?
- Как Иванушка звал сестрицу Алёнушку?
- Как жаловался зайчик, когда его выгнала лиса?
- Что кричал Петушок, когда его утащила Лиса?
4. Конкурс «Знаешь ли ты сказки о животных» За каждый правильный ответ 1 балл.
Назовите название сказок, где персонажем является лиса (волк и др.).
Музыкальная пауза с болельщиками.
5. Телеграмма. Узнай от кого?За каждый правильный ответ 1 балл.
- От бабушки ушел! От дедушки ушел! Скоро буду у вас!
- Спасите! Нас съел серый волк!
- Простое яичко уже снесла!
- Все закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби.
- Купил семена, приезжайте тянуть.
- Емеля, приходи за водой! Засиделась в проруби
6. Конкурс художников.Оценить сходство с персонажем – 3 балла.
Нарисовать закрытыми глазами персонажа одной из сказок сказки: колобка, репку и др.
7. «Сказки водят хоровод» Узнайте сказку: За каждый правильный ответ 1 балл.
«В некотором царстве, в некотором государстве, жил : был царь с царицею; у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать.» (Русская народная сказка «Царевна-лягушка». «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня золотыми яблоками.» (Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». «В некотором царстве в давние времена жили-были в маленькой избушке дед да баба, да дочка, и была у нее кукла…(«Василиса Прекрасная» «Жил-был старик, у него были три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе — любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…» («Сивка-бурка».)
8. «Сказочный переполох» За каждый правильный ответ 1 балл.
Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Ховрошечкой, Кощей — Ясным Соколом. Не должно беспорядка в сказках быть. Получите карточки с названиями сказок и соедините начало и конец названий сказок.
«Царевна Ховрошечка»
«Иван Царевич и Василиса Царевна»
« Крошечка - Лягушка»
«Финист Бессмертный»
«Жар-птица и Серый волк»
«Кощей Ясный Сокол»
9. «Угадай-ка» Отгадай, о каких героях загадки и из каких сказок эти герои. За каждый правильный ответ 1 балл.
- Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал
И с тех пор забот не знал. (Емеля, «По щучьему велению».)
- То не золото сверкает,
То не солнышко сияет,
Это сказочная птица
В сад на яблоню садится. (Жар-птица, «Иван-Царевич и Серый Волк».)
- На кочке болотной Невестушка ждет,
Когда же за нею Царевич придет.(Лягушка-царевна, «Царевна-лягушка».)
- Много серебра и злата
В сундуках своих он спрятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет. (Кощей-бессмертный из одноименной сказки.)
. Друг за друга по цепочке,
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
10. «Волшебные предметы» За каждый правильный ответ 1 балл.
Посмотрите на волшебные предметы и скажите, как они связны с героями сказок.
Волшебная игла. (На конце той иглы была смерть Кощея.)
Уздечка.(Волшебная уздечка, когда до нее дотрагивались, издавала звук: трубы трубили, барабаны били, и сторожа от того звука пробуждались.)
Серебряное блюдце. (Показывало города и поля, леса и моря, гор высоту и небес красоту, всю Русь- матушку.)
Перышко заветное. (Бросила его Марьюшка, и явился к ней жених, Финист — ясный сокол).
11. «Героини сказок»За каждый правильный ответ 1 балл.
В русских народных сказках главным героем чаще всего бывает Иван: то он дурак, то царевич, а вот героинь сказок зовут по-разному. Вспомните, как зовут героинь сказок.
«По щучьему велению». (Марья-царевна.)
· «Царевна-лягушка». (Василиса Премудрая.)
· «Иван-царевич и Серый Волк». (Елена Прекрасная.)
· «Серебряное блюдечко и наливное яблочко». (Марьюшка)
12. «Герои — помощники» За каждый правильный ответ 1 балл.
Кто был помощником главных героев и почему.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк». (Волк.)
· В сказке «Сивка - Бурка». (Конь.)
· В сказке «По щучьему велению». (Щука.)
· В сказке «Крошечка-ховрошечка». (Коровушка.)
13 Подведение итогов.
Сказка по лесу идет —
Сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка — умница и прелесть
С нами рядышком идет
Чтобы,Чтобы,
Чтобы снова
Добрый злого победил!
Чтобы добрый,
Чтобы злого
Стать хорошим убедил!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка — умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт. (Ю. Мориц)
14. Награждение. 15. Просмотр сказки