Просмотр содержимого документа
«Литературная викторина "Путешествие по сказкам"»
Литературная викторина «Путешествие по сказкам».
Цель: Закрепление и систематизация знаний детей сказок русских и зарубежных писателей.
Материал и оборудование: Разрезные картинки с изображением эпизодов сказки, предметов из сказки, картинки с эмблемами команд, презентация с загадками, наглядный материал к заданиям, сундучок, видеоролик «Окно в сказку» (заставка, жетоны, ноутбук, проектор).
Планируемый результат:
- у детей расширились и систематизировались знания о сказках и сказочных героях;
- активизировалась познавательная деятельность через проблемные вопросы и игры;
- у детей сформировалось бережное и уважительное отношение к книге;
- дети научились делиться своими эмоциями от прочитанных литературных произведений;
- у детей сформировалось доброжелательное отношение к своим сверстникам во время совместной деятельности, игр.
Ход занятия:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся
Утро доброе начнётся…
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
-Посмотрите, пожалуйста, на экран (ролик «В гостях у сказки»)
-Как вы думаете, куда мы сегодня с вами отправимся?
-Мы с вами слушали и читали много разных сказок, беседовали по содержанию прочитанных сказок, рисовали любимых сказочных героев. А вам нравятся сказки? Назовите самые любимые… А за что вы любите сказки?
- Сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете сказки…А поможет нам в этом игра-викторина! Вам предстоит выполнить много интересных заданий
- Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки!
- Вы согласны со мной?
- Итак, прежде чем начать викторину, давайте придумаем ей название…
-Предлагаю вам разделиться на 2 команды: команду девочек и команду мальчиков, и придумать «сказочное» название своей команде.
- А сейчас я поясню правила игры – викторины:
1. Вопросы слушать внимательно;
2. Отвечать на задание может команда, которая знает ответ на вопрос. Для этого нужно поднять руку.
3. За правильный ответ команда будет получать жетон, но если команда ответит не правильно, тогда право ответа переходит к другой команде.
4. Победителем в игре будет та команда, у которой наберется больше жетонов.
- Всем понятно?
- Ну что, готовы начать наше путешествие?
- Итак, путешествие в СКАЗКУ начинается!
А сейчас для наших команд, Первое задание.
- Прежде чем узнать, о чем оно, ответьте на вопрос:
- Что нужно сделать, чтобы очутиться в волшебной стране?
(Правильно, любые двери и пути открывают волшебные слова).
- Сейчас мы проверим, знаете ли вы волшебные слова из сказок. Перед вами сказочный цветик-семицветик, каждая команда по очереди будет отрывать лепестки и отгадывать волшебные слова, также нужно будет назвать сказку и ее автора.
1. Какие волшебные слова нужно сказать, когда закопаешь на пустыре пять золотых монет? «Крекс, фекс, пекс» (А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»)
2. Как заставить вёдра идти за водой? «По - щучьему веленью, по- моему хотенью» (Р. Н. С. «По щучьему веленью»)
3. Помогите открыть пещеру с сокровищами для Али-Бабы? «Сим - сим, открой дверь» (герой арабской сказки «Али-баба и сорок разбойников»)
4. Как позвать Сивку-бурку? «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой» (А. Н. Афанасьев «Сивка -бурка»)
5. Какие слова нужно сказать девочке Жене, чтобы цветок исполнил её желания? «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через запад через юг возвращаясь сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по -моему вели.» (В. Катаев «Цветик-семицветик»).
6. Как заставить избушку на курьих ножках повернуться? «Избушка, избушка, повернись к лесу задом ко мне передом».
7. Как спросить у зеркала о своей красоте? «Свет мой, зеркальце! Скажи…»Да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? (А. С. Пушкин «Сказка о семи богатырях»)
- Отлично, ребята, с заданием вы справились. Теперь вы можете отправляться дальше.
Ребята, Второе задание-конкурс, называется «Бюро забытых вещей».
На столе перевернуты картинки. Ваша задача: выбрать любую картинку и отгадать, из какой сказки предмет и назвать автора.
- Корыто - (Золотая рыбка)
- Полено – (Приключения буратино)
- Семицветик – (Цветик-семицветик)
- Яйцо золотое – (Курочка ряба)
- Печь – (По щучьему велению)
- Тыква карета – (Золушка)
- Короб – (Маша и медведь)
- Золотые орехи – (Сказка о царе Салтане)
- Аленький цветочек – (Аленький цветочек)
- Умывальник – (Мойдодыр)
- Горошина – (Принцесса на горошине)
- Красная шапочка – (Красная шапочка)
- Замок – (Снежная королева)
- Золотой ключик – (Приключения Буратино)
- Молодцы ребята! Справились и с этим заданием.
Но прежде, чем мы отправимся дальше, предлагаю немного отдохнуть и активно подвигаться под интересное стихотворение.
«В темном лесе есть избушка»
В темном лесе есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
- Как мы здорово отдохнули и весело подвигались! Молодцы! – А сейчас продолжаем нашу игру- викторину.
Задание третье:«Отгадай сказочного героя и назови сказку и ее автора»(презентация)
- Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
Он хозяина любил,
Верно он ему служил.
Сапоги носил и злого
Людоеда победил.
(Кот в сапогах,ск. Ш. Перро)
С ним Малыш знаком давно,
Он к нему влетел в окно.
(Карлсон, Астрид Лингрен «Карлсон,который живет на крыше»)
Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет.
(Кощей Бессмертный)
Стрела у Ивана,
Как птица в полете.
Жена у Ивана
Живет на болоте.
(Царевна-лягушка из одноименной сказки)
Щуку я в пруду поймал
И желанье загадал. (Емеля)
Хоть он стоек был и смел,
Но в огне не уцелел.
Младший сын столовой ложки,
Он стоял на крепкой ножке.
(Г. -Х. Андерсен «Оловянный солдатик»)
Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? (Буратино, из сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
Ивану Конёк-Горбунок рассказал,
Как птицу поймать. И совет ему дал:
«Обжечь можешь руку, нужна рукавица,
Горит как огонь и как солнце …»
(Жар-птица, ск. Ершова «Конек-Горбунок»)
Попал в сердце льдинки осколок
И мальчик стал дерзок и колок.
Он в сани присел Королевы, и та
Его унесла в царство снега и льда.
(Кай,ск. Г. -Х. Андерсена «Снежная королева»)
Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей
(Соловей-разбойник)
Мальчик вырос в волчьей стае,
Волком он себя считает,
Дружит с мишкой и пантерой,
Ловким он слывет и смелым.
(Маугли, Р. Киплинг «Книга джунглей»)
Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот.
(Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка»)
- Какие вы все молодцы! И с этим заданием вы справились. Идем дальше?
- Четвертое задание игры-викторины «Угадай слова из сказки».
Перед вами волшебный сундучок. Вам необходимо вытащить бумажку с отрывком из сказки, я вам его прочитаю, ваша задача угадать сказку и назвать автора, если он есть.
1. Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная? (р. н. с. "Морозко")
2. Я почти глаз не сомкнула! Бог знает, что у меня была за постель! Я лежала на чем-то таком твердом, что у меня все тело теперь в синяках! Просто ужасно! (Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)
3. «Свет мой, зеркальце, скажи. Да всю правду расскажи.» (А. С. Пушкин «Сказка о мертвой Царевне и семи богатырях».)
4. Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на скрипке играть, собака — петь и в барабан бить, а я — петь и на гитаре играть.» (Осел, бр. Гримм «Бременские музыканты»).
5. «— Какой же это индюшонок? — сказала утка. — Ишь как славно гребет лапками, как прямо держится! Нет, это мой собственный сын! Да он вовсе и недурен, как посмотришь на него хорошенько! (Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»).
6. «Спи, глазок, спи другой.» («Хаврошечка».)
7. Чего тебе надобно, старче? (рыбка, А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
8. «Меня уверяли, что вы умеете превращаться в разных зверей.» (Ш. Перро «Кот в сапогах»)
9. «Шел солдат по дороге: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку.» (Г. Х. Андерсен «Огниво».)
10. «Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули стрелы и выстрелили.» (Р. н. с. «Царевна-лягушка»)
- И здесь вы смогли отгадать все сказки, вы большие молодцы!
Продолжим? (ответы детей). Присаживайтесь на стульчики.
Пятое задание:
Внимание! Следующее задание называется «Почини сказку».
Перед вами набор картинок- это эпизоды из сказки. Ваша задача: расставить картинки по порядку в той последовательности, как это было в сказке.
- Молодцы.
Шестое задание
Проверим наши команды на внимательность: «Вопрос-ответ» .Ребята, сейчас я буду задавать вопросы каждой команде по очереди, ваша задача –правильно и быстро на них отвечать.
1)Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт? (ступа)
2) Что потеряла Золушка? (туфелька)
3) Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)
4) Весёлый мальчик-луковка (Чипполино)
5) Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)
6) В кого превратился Иванушка, попив водицы из копытца? (козленка)
7) Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)
8) Где находится смерть Кащея? (в яйце)
9) Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»? (хвостом)
10) Чем отравилась Белоснежка? (яблоком)
11) Кого вылепили старик со старухой из снега? (снегурочку).
12) Как зовут доктора кукольных наук в сказке «Буратино»? (Карабас-Барабас)
13) Девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
14) Кто помог золушке попасть на бал? (Фея-крестная)
15)Что проглотил крокодил из сказки «Мойдодыр»? (мочалку)
16) Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
- Вы большие молодцы, знаете много сказок!
-Вот и подошла к концу наша викторина «Путешествие по сказкам». Подойдите, пожалуйста, ко мне. Сейчас мы узнаем, сложно вам было соревноваться или нет.
Перед вами на подносе смайлики разных цветов. Выберите,пожалуйста, нужный цвет и приклейте его на мольберт : зеленый смайл –для вас не представляло труда справиться со всеми конкурсами, желтый смайл- у вас были трудности при выполнении некоторых заданий, красный смайл- все задания оказались для вас трудными. (Спросить детей,какого цвета смайлы прикрепили. Какое задание самое трудное? Какой конкурс понравился больше всего).
Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы самые настоящие знатоки сказок. Молодцы, ребята!
- Понравилось вам гостить в сказке? А чем именно вам понравилось?
- Мне тоже очень понравилось путешествовать с вами по сказкам.
Давайте похлопаем в ладоши, улыбнемся и скажем спасибо друг другу.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Давайте поведем итог и подсчитаем результаты…
Победила команда….
Не будем переживать и расстраиваться! Вы все потрудились на славу и на память о нашей викторине я вам дарю удивительную книгу костромских сказок!