Просмотр содержимого документа
«Лэпбук- одна из современных форм работы по развитию речи детей»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №133
Лэпбук- одна из современных форм работы по развитию речи детей
Подготовила воспитатель:
Лавренчук И.Д.
Комсомольск-на-Амуре
2025
Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. К сожалению, в настоящее время, растёт поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Поэтому так важны поиск и введение в практику новых форм работы с дошкольниками.
Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться полученными знаниями. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества и есть использование лэпбука в образовательном процессе.
Его можно использовать как в детском саду так и дома, как с небольшой группой детей, так и индивидуально. Что такое лэпбук? Лэпбук - интерактивная, тематическая папка, в дословном переводе - «наколенная книга». Лэпбук – сравнительно новое средство. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. «Лэпбук» ( lap – колени, book - книга ) Лэпбук(lapbook) - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Это отличный способ закрепления и повторения материалов. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети. Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Чтобы заполнить папки, детям необходимо выполнить определённые задания, способствующие развитию речи(отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение и др.). В ходе работы с лэпбукми дошкольники , получают новые знания по темам, расширяют и обогащают активный и пассивный словарь, а внесение лэпбуков в предметную пространственную развивающую среду в группах, в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.
Цель создания лэпбука: повысить уровень речевого развития у детей дошкольного возраста . Задачи: - определить особенности создания и использования лэпбуков в коррекционно-развивающем процессе с детьми дошкольного возраста; - системно использовать созданные лэпбуки в коррекционно - развивающей работе по всем компонентам развития речи детей; - привлечь родителей и детей к созданию совместных лэпбуков по каждой лексической теме. Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
Лэпбук: - информативен; - полифункционален; - способствует развитию творчества, воображения; - пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого, как играющего партнера); - обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с буквой, звуком и т.д.; - является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; - вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); - его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; - обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; - даёт возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Возможности лэпбука 1. Лэпбук – активизирует у детей интерес к познавательной деятельности; 2. Появляется возможность проявить себя каждому ребёнку; 3. Помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно, если ребёнок визуал ); 4. Лэпбук – позволяет сохранить собранный материал; 5. Это просто интересное и творческое занятие!
Дидактическая игра "Найди место звука в слове"
Цель игры: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (В начале, середине или конце).
Задачи: развитие фонематического слуха, внимания, памяти.
Ход игры: Ребенок берёт картинку и называет слово. Если заданный звук слышится в начале слова, надо передвинуть бабочку на первый цветок. Если звук слышится в середине слова, на второй цветок . Если звук в конце слова, на третий цветок.
Использование мнемотехники при запоминании скороговорки.
Цель : развитие памяти, развитие воображения, развитие внимания,обогащение словаря, становление правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие связной речи.
Дидактическая игра «Веселый паровозик»
Цель игры: Развитие фонематического слуха. Развитие слоговой структуры слова (умения определять количество слогов в слове), преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей, а также развитие мелкой моторики.
Задачи:
Образовательная: учить детей подбирать слова с заданным звуком, с определенным количеством слогов, картинки к звуковой модели слова.
Развивающая: развивать фонематический слух детей, активизировать словарный запас.
Ход игры: Игра состоит из разноцветных вагонов с различным количеством окон и картинок. Расселить их по вагонам в соответствии с количеством слогов в их названии и количеством окон в вагонах. Например, в вагоне с одним окном помещаются , названия предмета которые состоят из одного слога ; соответственно в вагоне с двумя окнами будут находиться, названия предметов с двумя слогами; в вагоне с тремя окнами размещаются названия предмета с тремя слогами;
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения.
6. Совершенствовать движения рук, произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей.
.
Дидактическая игра «Он, она, оно, они» предназначена для обучающих занятий с дошкольниками старшей группы, что готовятся пойти в школу. Пособие способствует развитию речи, способности логически мыслить и изъясняться, делает грамотным произношение.
Цель игры «Он, она, оно, они» – формирование навыка соотносить существительные по роду (мужскому, среднему, женскому) и числу (единственному и множественному). Задачи: - обучение умению согласовывать слова определенного рода с местоимениями он, оно, она, а также множественного числа – они; - получение навыка определения принадлежности притяжательных местоимений мой, мое, моя к роду, и к множественному числу – мои; - формирование умения сочетать существительные с прилагательными; - расширение индивидуального словаря; - развитие способности применять логику, определять смысл слов, подбирать соответствующие изображения; - улучшение моторики пальцев рук.
Для дидактической игры необходимо подготовить карточки, изображающие объекты с разделением на категории: он, она, оно, они. Также изготовить игровое поле (домики), которые будут заполняться картинками соответствующих групп.
Ход игры: Задача игроков – правильно разделить картинки в соответствии с принадлежностью изображенного объекта или явления к роду существительного. Дети рассаживаются за столом, рассматривают карточки, вставляют изображение в правильную ячейку, объясняют каждый сделанный выбор. Существительное, которое можно обозначить как «он мой», игрок кладет в домик мужского рода. Например, объекты – телевизор, мяч, зонт, чайник. Слово, определенное игроками как «она моя», отправляется в домик женского рода. Примеры объектов –книга, лейка, корзина, кастрюля. Существительное «оно мое» – в домик среднего рода. Объекты – солнце, полотенце, ведро и т.д. А картинки категории «они мои» отправляются в домик множественного числа: школьники, санки, карандаши, часы...
Дидактическая игра «Глагол» Простые глаголы даны в их многозначном значении в удобной форме - рисунке-схеме. Удобно пользоваться и запоминать, глагол располагаем в серединке (картинки разрезаны в форме сот), вокруг соответствующие глаголу существительные или изображения действия предметов все крепится на липучках, но если играют несколько детей, то можно располагать все просто на столе. Дидактические задачи: 1. Продолжать учить детей находить и называть предметы, изображённые на картинках. 2. Продолжать учить детей раскладывать картинки с изображением предметов в соответствии с обозначением действия. Задачи: 1. Активизировать словарь детей глаголами «едет», «плавает», «летает» и побуждать использовать в речи простые предложения. 2.Продолжать учить сопоставлять предмет и действие. 3. Воспитывать внимание, сосредоточенность. 4.Формировать умение понимать и выполнять словесные указания педагога. Правила: 1. Организационные – 3 чел. 2. Дисциплинарные – дети берут картинки по словесному указанию взрослого. 3. Игровые – показывать и называть изображение действия в соответствии с предметами, изображёнными на картинке. Игровые действия: поиск нужных картинок с изображением предметов в соответствии с изображением действия. Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на картинки, расположенные на столах в разных местах и картинку обозначающую глагол. Педагог предлагает детям выбрать любую картинку. Взрослый побуждает детей повторять простые предложения, называя предмет и действие на картинках (например: машина едет, шарик летит, рыбка плавает). Затем предлагает детям положить картинку вокруг глагола, в соответствии с изображением действия.
Дидактическая игра «Кто? Чем?» Цель: Научить понимать и отвечать на вопросы: Кто? Чем?; Закрепить знания детей об инвентаре, инструментах, оборудовании которые используются в различных профессиях. Задача: Понять вопрос и правильно подобрать картинку-ответ. Ответ озвучить, правильно употребив окончания слов.
Используемый материал: карточки с изображением той или иной профессии; карточки с изображением инвентаря (инструментов, оборудования) для работы в определенной профессии. Ход работы: Игру можно проводить одновременно с 4 - 5 детьми. Каждому ребенку выдаются карточки с изображением профессии (водитель, доктор, парикмахер, повар и т.д.). После взрослый показывает по одной карточке с изображением инвентаря. Тот ребенок, которому подходит данный инвентарь согласно профессии, поднимает руку и выкладывает рядом со своей карточкой. В конце игры обсуждается, правильно ли ребята выбрали инвентарь согласно данной профессии.
Игра «Посчитай-ка до пяти» Игра для развития грамматического строя речи. Здесь может быть несколько вариантов игры. Цель:формировать и развивать навык согласования количественных числительных с существительными в роде и падеже. Задача: посчитать предметы от 1 до 5. В игре подбираются слова сначала мужского, затем женского рода, с использованием любых предметов. Вариант 1. Игра «Посчитай-ка до пяти» Ход игры: просим ребенка посчитать предмет (устно или по картинке) от одного до пяти. поочередно существительные мужского рода: один самолет — два самолета; один жук — два жука; один барабан — два барабана; один кубик — два кубика; существительные женского рода: одна собака — две собаки; одна машина — две машины и т.д. Важно, что когда счет доходит до 5, то окончания существительных меняются – пять машин; пять барабанов, пять собак и т.д., поэтому необходимо следить за правильностью произношения детьми окончаний существительных при подсчете.
Вариант 2. «Было-стало» Ход игры: Взрослый дает ребенку по одной картинке одного и того же предмета, ребенок отвечает: «У меня был один карандаш, а стало два карандаша. Было два карандаша, а стало три карандаша…. Стало пять карандашей» Или предлагаем ребенку собрать ряд (два, три ряда) одинаковых картинок. Картинки лежат перемешанные лицевой стороной вниз. Ребенок достает по одной картинке, добавляет их в свой ряд, повторяя: «У меня был один карандаш, а стало два карандаша. Было две мышки, а стало три мышки. Было Два карандаша, а стало три карандаша и т. п.»
Вариант 3. Игра «Веселые числа» Ход игры: Ребенок пересчитывает предложенные картинки, повторяя: «Я увидел. одну куклу, две куклы, пять кукол». Можно использовать недлинную трубку вместо подзорной трубы или приложить к глазам руки в виде бинокля для игрового сюжета.
Вариант 4. Игра «Чего не стало» Ход игры: взрослый демонстрирует изображение картинок, затем прячет одну из них. Ребенок отвечает полным ответом «Чего не стало?» На столе выставляется ряд картинок с изображением. Сначала дети называют выставленные картинки. Потом закрывают глаза. Взрослый убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны ответить на вопрос «Чего не стало?». Картинки можно менять, дополнять. Затем игра проводиться с указанием количества предметов. Например, не стало трех жуков, двух собак.
Дидактическая игра «Кто на чем?» Цель: Научить детей правильно употреблять предлог НА. Формировать грамматический строй речи, побуждать детей согласовывать существительные и местоимения с глаголами. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя словами или простыми фразами, формировать активный словарь: самокат, лодка, самолет, вертолет, паровоз, машина. Проводить элементарный сравнительный анализ и называть отличительные свойства предметов. Воспитывать коммуникативный навык в процессе игровой деятельности. Игра состоит из 7 листов формата А4 - игровые карточки, с изображением транспортного средства и животного на нем. Ход игры: Ребенок, глядя на рисунок, составляет 2-3 предложения о том, что он видит. Например: Мышонок – машинист едет НА паровозе. Бегемот плывет НА лодке под парусом. Котенок летит на самолете. НА самолете можно быстро добраться в любой уголок мира. Зайчонку нравится летать НА вертолете. Веселый зайчонок катается НА самокате. Машина – лучший вид транспорта. Мартышка рада НА ней прокатиться. Слоненок мчится НА мотоцикле к своим друзьям.
Игра «Мои любимые сказки» Цель: Развитие навыка грамотного пересказа знакомого сюжета по опорным картинкам. Развитие мыслительных операций, таких как анализ, обобщение. Возможность для самовыражения через словесное творчество. Задачи: Формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; Развивать умение располагать в правильной последовательности картинки; учить детей выполнять задание, обосновывать свой выбор в процессе дидактической игры. Развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику; Формировать умение ориентироваться в пространстве; Воспитывать любовь к сказке. Игровые правила: Правильно составлять карточки со сказками и рассказать содержание сказки в соответствии с картинками, помогать друг другу при затруднениях, не перебивать друг друга. Игровые действия: Составление картинки по порядку и рассказ содержания сказки Планируемый результат: Дети демонстрируют умение составлять картинки по порядку и рассказывают сказку в соответствии с содержанием; Дети умеют сотрудничать друг с другом в процессе реализации игровой задачи; Дети проявляют интерес к игре; Дети анализируют процесс совместной деятельности Демонстрационный и раздаточный материал: карточки с изображением героев сказки или фрагмента сказки. Для игры необходимо подготовить набор картинок, соответствующих сюжету сказки. Игроки должны разложить изображения по порядку, рассказать получившуюся историю.