kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Концерт - беседа "Времена года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текстовый материал концерт - беседы "Времена года" (мультимедийная презентация проекта "Музыкальный час").

В подготовке участвовали: педагог - организатор проекта, учащиеся класса и их родители.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Концерт - беседа "Времена года"»

МБУДО «Детская музыкальная школа №5 имени В. П. Дубровского» г. Смоленска



















концерт – беседа

«Времена года»









автор – преподаватель класса фортепиано

Воронежская Светлана Анатольевна





















май 2025 г.

(слайд 1)

Педагог:

Каждый год мы наблюдаем, как сменяются зима, весна, лето и осень. Эти четыре периода, на который поделён год, называют временами года.

(слайд 2)

Педагог:

Наша Земля вращается вокруг Солнца. Один оборот Земли вокруг Солнца равен одному году. Он составляет чуть больше 365 суток. Земля немного наклонена, поэтому одной стороной она всегда обращена к Солнцу немного больше, чем другой. Вот на той стороне, которая наклонена к Солнцу, становится теплее и наступает лето, а на противоположной в это время зима. Когда на одной стороне планеты начинается потепление и приходит весна, на другой наступает похолодание и приходит осень.

(слайд 3)

Педагог:

Каждое время года состоит из 3 месяцев, а всего в году получается 12 месяцев. С древних времен каждый месяц в году имеет свое имя.

Давайте познакомимся с каждым из них поближе!

(слайд 4)

Педагог:

«Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака…»

Весна вдохновляла многих талантливых людей. Поэты воспевали ее красоту словами, художники пытались запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а передать ее нежное звучание не раз пробовали музыканты.

Чтобы понять, какой видел весну композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, стоит послушать, например, начало «Пролога» из «Четвертого действия» его оперы «Снегурочка». В творчестве Дмитрия Борисовича Кабалевского, классика советской музыкальной школы, мотивы весны встречаются не раз. Например, весенние ноты звучат на протяжении всей оперетты «Весна поет», симфоническая поэма «Весна» сосредоточена вокруг звуков просыпающейся природы.

Весна русского композитора Петра Ильича Чайковского - лиричная и одновременно яркая по звучанию. Именно такая, как когда-то о ней сам автор писал: «Люблю я нашу зиму, долгую, упорную. Ждешь не дождешься, когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошной силой!».

Идея создания музыкальных сезонов была не новой. Но если европейские мастера создавали сезонную картину природы, то Петр Ильич Чайковский – русский композитор - посвятил каждому месяцу отдельную тему, где каждая из пьес исполняется на фортепиано. Цикл его пьес называется «Времена года».

(слайд 5)

Родитель 1:

Месяц март – Протальник, потому что начинает таять снег и образуются первые проталины. Пробуждается природа после зимы, солнце светит ярко-ярко, ручьи начинают наполнять озера водой. Прилетают грачи, а в лесу появляются насекомые. Весь растительный и животный мир пробуждается от спячки. Скоро из теплых краев вернутся в лес птицы, зацветут цветы. Деревья начнут одеваться в зеленую листву.

Ученик 1:

«Капель хрустальная звучит,

А в небе жаворонок вьётся.

Он в унисон ей отзовется -

Пока их ночь не разлучит.

А после сладостного сна

Вновь звуки птичьи и капели,

Как будто ангел на свирели

Поёт, что к нам пришла весна.»

(видео 1 - П. И. Чайковский / цикл «Времена года» / «Март. Песня жаворонка» / исполняет

Андрей Писарев)

(слайд 6)

Родитель 2:

Месяц апрель – Снегогон. Очень быстро, разливаясь ручьями, тает снег. Если подойти к деревьям поближе и приглядеться к веточкам, то можно найти почки. Оглянись! Вот уже и снег почти растаял, а на открытых участках уже появилась зеленая травка и первые нежные цветы.

Ученик 2:

«Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи

Скоро выйдут муравьи.

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.»

(видео 2 - А. Гречанинова «Первоцвет» / исполняет педагог класса Воронежская Светлана Анатольевна)

(слайд 7)

Родитель 3:

Месяц май - Травень, потому что всюду появляется трава. Вот и очистилась природа от зимы! От снега ничего не осталось, а вокруг зеленеет трава и на деревьях появляются первые зеленые листочки. Послушай как заливаются птицы в весеннем лесу, радуясь солнцу!

Ученик 3:

«Распустился ландыш в мае.

В самый праздник — в первый день.

Май, цветами провожая,

Распускается сирень.»

(видео 3 – А. Мозалевский / «Ландыш» / исполняет бывшая ученица класса

Воронежской С. А. Войтенко Янина)

(слайд 8)

Педагог:

Лето… Посмотрите, сколько замечательных фортепианных пьес сочинили пианисты-композиторы, вдохновленные щебетанием птиц, теплом солнца, синим небом, легким дождиком, яркой зеленью лесов: всем тем, что дарит нам это благоприятное время!

Летом природа занята ростом и развитием; жизнь в лесу бурлит, растения тянутся вверх, а животные выхаживают своих детёнышей; солнышко припекает сильнее; рассвет наступает рано, а темнеет позже; а в августе можно увидеть падающие звёзды.

Лето где-то жаркое-жаркое, где-то — с прохладой и дождями. Мы все равно любим это яркое время года! А чтобы дополнить удовольствие от летних дней, предлагаем продолжить знакомиться с подборкой классических произведений, и услышать, как воплощали летние месяцы в музыке великие композиторы.

(слайд 9)

Родитель 4:

Месяц июнь - Хлеборост, потому что колосится восходящая рожь. Посмотри, как цветет брусника и шиповник! Если увидеть улей, то в нем пчелы собирают мед с пыльцы растений. В июне наступает теплая пора, ведь теперь солнышка очень много, а дни к концу месяца становятся самыми длинными в году. Лето еще в самом начале, поэтому могут быть и холодные деньки, бывают дожди и грозы, но в целом погода в месяце хорошая. Можно больше проводить времени на улице, гулять в саду, рассматривать цветных бабочек.

Ученик 4:

«Июнь! Июнь!» —

В саду щебечут птицы…

На одуванчик только дунь —

И весь он разлетится.»

(видео 4 - Р. Шуман / цикл «Карнавал» /«Бабочки» / исполняет Константин Хачикян)

(слайд 10)

Ученик 5:

«Сенокос идет в июле

Где-то гром ворчит порой.

И готов покинуть улей

Молодой пчелиный рой.»

Родитель 5:

Месяц июль – Страдник, потому что устанавливаются жаркие дни с грозами. В этом месяце косят сено, спеет черника, наливается клубника. А если сходить в лес за ягодами можно набрать целую корзину.

В парках лежит летом пушистый «белый снег»?! Так это тополь цветет! А «летний снег» — это тополиный пух.

(видео 5 - И. Матвиенко / «Тополиный пух» / исполняет ученик класса Силуков Станислав)

(слайд 11)

Родитель 6:

Месяц август - Жнивень, потому что наступает главная пора жатвы, уборки урожая. Холодней стала вода у берега в озере. Это потому, что день стал короче, а ночи длинней. Но солнышко все - равно греет по – летнему! Этот месяц дарит нам большой урожай овощей, фруктов и вкусных ягод.

Ученик 6:

«Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит.

И подсолнух зернами

Черными набит.»

(видео 6 – П. И. Чайковский / цикл «Времена года» / «Август. Жатва» / исполняет Ильдар Саубанов)

(слайд 12)

Педагог:

Наступила осень! Лес накинул золотца на листья, зашумели листья, вот ветер срывает их и пускает листопадом по дороге. Долго еще будут кружиться листья, пока не опадут и деревья останутся голыми. Вот тогда с нетерпением будем ждать первый снег.

Осенью природа замедляет свое развитие и готовится к зиме; кусты и деревья сбрасывают свои листья; птицы улетают в теплые края, а те животные, которые остаются, одеваются в теплые шубки; погода становится все холодней и ближе к концу осени выпадает первый снег.

Необыкновенные ощущения мы испытываем, слушая или исполняя музыкальные произведения об осени.

Композитор Петр Ильич Чайковский необыкновенно любил осень. Это засвидетельствовано в его переписке с Надеждой фон Мекк, его другом и меценатом: «Любите ли Вы такие серенькие деньки, как сегодня? Я их люблю ужасно. Да и вообще начало осени по прелести можно сравнить только с весной. Мне кажется, что сентябрь с его нежно - меланхолической окраской природы имеет преимущественное свойство наполнять мою душу тихими и радостными ощущениями», – писал композитор.

Давайте окунемся в музыкальный круговорот «золотой осени»! Послушаем шелест холодного моросящего дождя, услышим, как улетают перелетные птицы, будем вспоминать о теплых деньках…

(слайд 13)

Родитель 7:

Месяц сентябрь - Хмурень, потому что погода начинает хмуриться и капризничать. Приглядись к деревьям! Листья пожелтели и начали уже опадать. Пора брать с собой зонтик, чтобы не промокнуть. Ведь осенью дождь не такой теплый, как летом.

Сентябрь - самая грибная пора. Это время, когда можно понаблюдать за тем, как первые птицы готовятся к отлету в теплые края. В лесу становится тише и скоро начнется листопад.

Ученик 7:

«Ноктюрн Шопена, дождь в окне,

В забытой книге листик клена.

Покой души… Жизнь, как во сне –

Полупрозрачность полутона.

Мечта туманна. В легкий смог

Укутала ее погода.

Дождя и ветра диалог –

Осенние печали ноты.

Полуволшебность тишины…

Покой души… Ноктюрн Шопена…

Последний вздох живой листвы

В полузагадочности тлена…»

(видео 7 – Ф. Шопен / Ноктюрн (ор.9 №1) « Осень» / исполняет Петр Кузнецов)

(слайд 14)

Родитель 8:

Октябрь - Грязник, потому что золотую осень начала октября сменяют дожди второй половины месяца. Смотри! Листья от легкого дуновения ветра слетают, искрясь пестрыми красками на солнце. Пройдет совсем немного времени, и деревья останутся без листьев.

Ученик 8:

«В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.»

(видео 8 - В Гиллок / «Октябрьское утро» / исполняет ученица класса Соловьева Валерия)

(слайд 15)

Родитель 9:

Ноябрь – Листогной, потому что опадают последние листья и природа готовится к зиме. Лес стал пустым и мокрым. Заметно похолодало, тут не далеко и до морозов.

Ученик 9:

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.»

(видео 9 – Е. Рыбкин /«Осень» / исполняет ученица класса Молдованова Арина)

(слайд 16)

Педагог:

Зима! Что нам скажет музыка о зиме? Да то, лес одел пушистые белые шубки, а вода в речках и озерах замерзла и превратилась в лед. Теперь можно кататься на коньках. Можно слепить снежную бабу и поиграть в снежки, а если снег сухой, то с вихрем прокатиться с горы на санках. Все это мы слышим в известных и небольших классических произведениях.

(слайд 17)

Родитель 10:

Зимой природа спит, накрывшись белым одеялом из снега и льда. На голых ветвях деревьев встречаются зимние птицы. Животные оставляют следы на снегу. Дни короткие, а ночи длинные и холодные. Временами случаются вьюги и морозы.

Ученик 10:

«По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты...

Глушь и снег... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.»

(видео 10 - В. Ходош / «Зимняя дорога» / исполняет ученик класса Силуков Станислав)

(слайд 18)

Родитель 11:

Декабрь - Студенец, потому что стужа и холод становятся долгими спутниками погоды. Смотри сколько выпало снега! Снег белый, пушистый и еще липкий, можно лепить снежки. Вот-вот и настанут морозы, станет еще холодней.

А вот улицы весело играют нарядными огоньками. Совсем праздничное настроение, скоро Новый год и Рождество!

Ученик 11:

«Как по лесенке, по ёлке

Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки.

Серебром звезду зажёг

Добежавший до верхушки

Самый смелый огонёк.

Год прошёл, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлевской башни

Свой салют — двенадцать раз.»

(видео 11 – М. Красев / «Елочка» / исполняют: ученица класса Гасанджани Марьям и педагог Воронежская Светлана Анатольевна)

(слайд 19)

Родитель 12:

Январь — Просинец. Предполагается, что такое название месяц получил из-за того, что в январе начинает показываться синее небо, то есть просиняться, солнышко начинает сиять. И в самом деле, в январе день уже ставится длиннее и небо светлее, чем в декабре.

В январе очень холодно, долго не погуляешь. Но зато как краснеют щеки при катании с горки! Можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках.

Ученик 12:

«Открываем календарь —

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе!»

(видео 12 – К. Лонгшам – Друшкевичова / «На коньках» / исполняет ученица класса

Добровольская Алена)

(слайд 20)

Родитель 13:

Февраль месяц – Бокогрей. Все дольше солнце задерживается на небосклоне и начинает пригревать щеки. Чувствуешь? Едва заметное тепло исходит от ярких лучей февральского солнца. А вот и стук капели!... Еще немного и наступит праздник Масленицы.

Ученик 13:

«Зима. Февраль. Блины пекутся.

Звенит бубенчик за окном,

Забылся кот у печки сном,

И ткани свадебные ткутся.

А на дворе весёлый смех,

Поются песни, слышен свист,

Гармонь терзает гармонист,

Пора предпраздничных утех.»

(видео 13 – П. И. Чайковский / цикл «Времена года» / «Февраль. Масленица» / исполняет

Ильдар Саубанов)

(слайд 21)

Педагог:

Вот и заканчивается наша «Музыкальная гостиная», посвященная временам года. До новых встреч!

(слайд 22 - титры)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Концерт - беседа "Времена года"

Автор: Воронежская Светлана Анатольевна

Дата: 22.05.2025

Номер свидетельства: 670364

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Методическая разработка открытого урока по музыке в 6 классе на тему: "Инструментальный концерт" "
    ["seo_title"] => string(104) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-muzykie-v-6-klassie-na-tiemu-instrumiental-nyi-kontsiert"
    ["file_id"] => string(6) "145942"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419015945"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Лекция-концерт "Музыка зимы""
    ["seo_title"] => string(31) "liektsiia-kontsiert-muzyka-zimy"
    ["file_id"] => string(6) "271926"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451840484"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Сценарий концерта - лекции в школе искусств "Картины природы в поэзии, музыке, живописи" "
    ["seo_title"] => string(92) "stsienarii-kontsierta-liektsii-v-shkolie-iskusstv-kartiny-prirody-v-poezii-muzykie-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "224626"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438971927"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня. "
    ["seo_title"] => string(70) "planirovaniie-vnieuchiebnoi-dieiatiel-nosti-s-diet-mi-v-riezhimie-dnia"
    ["file_id"] => string(6) "122668"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414325462"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Музыкальный пейзаж "
    ["seo_title"] => string(20) "muzykal-nyi-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "164888"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422715971"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства