Просмотр содержимого документа
«Консультация " Послушные пальчики"»
Консультация «Послушные пальчики»
Что мы, родители, знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные, с перевязочками. Поначалу пальчики всё больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже начинается настоящее «наступление» на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки, пеленки; сжимаются, чтобы пощупать свой «улов», и разжимаются в поисках новых объектов. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, настырнее и шаловливее. Они уже действуют осознанно и всё чаще добиваются результата, приближаясь к заветной цели. Но что стоит за всеми этими действиями?
В то время как вы умиляетесь «кульбитам» этих крохотных пальчиков, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребёнок просто забавляется со своим ручками, а он тем временем активно познаёт мир и умнеет.
Поэтому чем больше вы уделяете кистям малыша (поглаживаете и разминаете пальчики, загибаете и разгибаете их), тем активнее у него развивается мозг и речь. Ведь ум ребенка сосредоточен именно на кончиках пальцев, - утверждал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Только после всестороннего обследования предметов в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах. Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить.
Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающих воображение и фантазию. Если вы будете регулярно заниматься с малышом, его пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения – точными и слаженными.
Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития мелкой моторики рук вашего ребенка. Выполнять в медленном темпе, а затем по мере развития моторики пальцев движения можно ускорить. Каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
1. «Бодание кулачками»
Ребёнок сжимает пальцы рук в кулачки, затем крепко прижимает их друг другу, как будто два кулачка «бодаются». Повторить упражнение несколько раз.
2. «Проверка сцепления»
Ребёнок сцепляет пальцы в «замок»: правый и левый кулачки чуть-чуть раскрывает и «вкладывает» друг в друга. Пальцы сжимает. Затем тянет руки в разные стороны. Повторить упражнения несколько раз, меняя руки.
3. «Давай обнимемся»
Ребёнок сцепляет пальцы обеих рук и давит подушечками пальцев на тыльные стороны ладоней. Повторить упражнения несколько раз.
4. «Пальчики прыгают»
Ребёнок сгибает пальцы рук и соединяет их ногтями (большой палец с большим, указательный с указательным и так далее). Затем он резко распрямляет пальцы и соприкасается с подушечками. Потом снова ногтями, опять подушечками и так далее. Повторить упражнения несколько раз.
5. «Карандаш»
Ребёнок зажимает карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинает его покачивать, имитируя движения маятника. Сопровождаем упражнение чтением стихотворения:
Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
То же самое проделывает левой рукой. Повторить упражнения несколько раз.
6. «Бусинки – горошки».
Ребёнок похлопывает по внутренней стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки. Сопровождаем упражнение чтением стихотворения:
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей
Пальчики, ладошки.
Повторить упражнения несколько раз, меняя руки.
7. «Черепашка»
Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с опорой на стол и подтянуть им вперёд весь «домик черепашки». Аналогичным способом передвигать «домик черепашки» средним, безымянным пальцами и мизинцем.
Сопровождаем упражнение чтением стихотворения:
Ножка, ножка, поскорей
Двигай домик мой сильней!
Рекомендации
Перед игрой обсудите с ребенком её содержание, отработайте необходимые жесты, движения.
Выполняйте упражнения вместе с ребенком.
Все указания даются спокойным, доброжелательным голосом, четко, без лишних слов. При необходимости оказывайте помощь.
Побуждайте ребенка произносить текст, хотя – бы частично (особенно начало и окончание фраз).
Выбрав две – три игры, постепенно заменяйте новым.