Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всесторонне развитие ребёнка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация "Музыка и экология"»
«Музыка и экология»
Как связать эти два широких понятия, ведь экология - это наука, а музыка это один из видов искусств? Чтобы ответить на этот вопрос нужно дать определение, что такое экология, и что такое искусство.
Экология (от οικος — дом, хозяйство, обиталище и λόγος — учение) наука, изучающая взаимоотношение человека с окружающей его природной средой, включая экономическое использование природных ресурсов, их охрану и восстановление. (Наука это достаточно молода, и ее название появилось в 1866 г.)
Искусство - это художественная модель мира, созданная человеком путем творчества.
Искусство воссоздает художественную, чувственную модель мира, а наука экология изучает взаимоотношение человека с окружающей его природной средой.
Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всесторонне развитие ребёнка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира. С помощью музыки в детях воспитывается эстетическое чувство прекрасного, любовь к природе, доброту. И для этого надо использовать лучшие образцы музыкального творчества русских и зарубежных композиторов, а также фольклор.
Экологическое воспитание дошкольников будет успешным, если:
1. Вводить музыкальные произведения на занятиях по экологическому воспитанию;
2. Использовать на занятиях по экологическому воспитанию разные виды музыкальной деятельности
3. Через праздники и развлечения, через фольклорную деятельность осуществлять развитие экологического воспитания дошкольников.
В процессе систематической работы дети приобретают следующие навыки и умения:
Умение слушать музыку, запоминать и узнавать её, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов.
У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней.
Через музыкальные образы ребёнок познаёт прекрасное в окружающей действительности, в природе.
Красота художественной формы, понятная ребенку содержанием музыкального произведения вызывают определённые отношения к художественному образу и через него к жизни.
Природа музыкальна. Достаточно послушать пение, журчание воды, шум леса. Поэтому так легко дошкольники воспринимают музыкальные произведения на экологическую тему.
«Музыкальные образы в природе»:
У младших дошкольников: песни, потешки про птиц, животных, насекомых и неживую природу – солнце, ветер.
У старших дошкольников: живая и неживая природа приобретает все большие человеческие эмоции: солнышко смеётся, животные умеют грустить, радоваться.
В связи с таким разнообразием образов в природе и способностью музыки вызывать огромное количество различных эмоций, получается – синтез музыки и природы, эмоции и различных природных явлений в экологической среде очень желателен. Насколько ярче воспринимается и насколько эмоциональнее после таких занятий дошкольники относятся к животным, растениям, окружающему миру.
Музыкально-дидактические игры: «Солнышко и тучка», «Отгадай животных», «Птица и птенчики», «Времена года», «Три поросенка»;
упражнения: «Лошадка – прямой галоп», «Большие и маленькие лужи», «Птичьи крылья», «Самолеты и птицы»;
Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей в комплексе оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т.д.
Экологические праздники и развлечения несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. Важным в таких праздниках является не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр и загадок о природе, сколько включенность детей в переживание событий, осознании экологических проблем, доступных пониманию детей.
Общение с музыкой приводит детей к более эмоциональному и бережному восприятию природы и окружающего мира. У детей формируется экологически осознанный подход к живой и неживой природе. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек - часть Природы», тем дольше сохранится жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки - это более успешное и продуктивное воспитание.