Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей Приобщение детей к истокам народной культуры через устное народное творчество»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Приобщение детей к русской народной культуре»
Подготовила и провела: воспитатель МАДОУ № 21 «Искорка» Антонова М. П.
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине… Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в пего сердце и в памяти навсегда сохраняется образы, в которых воплощается Родина.
В.Сухомлинский.
Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Народная культура – кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.
Приобщение детей к русской народной культуре осуществляется посредством взаимосвязи дошкольного учреждения с социальными институтами, семьями воспитанников.
Воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры, предусмотрено через решение следующих задач:
Воспитывать у детей чувство любви, долга, ответственности, уважения красоты, доброты, привязанности, к своей родине, родным местам, русскому народу.
Формировать умения восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.
Развивать в ребенке способность к пониманию культуры своего народа и позитивном отношению к культуре других народов.
Направления для перспективного плана:
знакомство с национальным бытом;
знакомство с русским народным творчеством;
знакомство с русскими народными играми;
знакомство с традициями;
знакомство с народными праздниками.
Задачи по каждому из направлений решаются во всех возрастных группах. Усложнение задач прослеживается от возраста к возрасту.
Решение поставленных задач предусматривает использование следующих форм: ОД, игровую деятельность, экскурсии, праздники, театрализованную и самостоятельную деятельность.
Формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах:
принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей
принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
принцип исторической последовательности обобщающих факторов;
принцип комплексного и интегративного подхода – приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различный видов и форм взаимодействия с детьми;
принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
Приоритетными остаются методы и приемы:
Проблемно-поисковые вопросы;
Введение нового персонажа;
Разбор пословиц и поговорок;
Творческие задачи;
Объяснение происхождения слов;
Метод аналогии;
Работа с моделями и схемами.
Направления:
Знакомство с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованный в группе мини-музей. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Дошкольники продолжают знакомиться с русским народным творчеством, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русской народной кухней», расширяя представления детей о русской народной культуре.
Дети знакомятся с особенностями русских народныхигр. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских народных играх используем заклички, считалки, приговорки.
Знакомство с традициями. Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме преподносится что-то познавательно новое Знакомство с русскими народными праздниками можно проводить через следующие мероприятия: викторины, развлечения, праздники такие как «В гостях у бабушки Загадушки», «Ты открой сердечко – доскажи словечко», «Закликание весны» и др.
В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей.
Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В группе рекомендуется создать мини музей «Русский народный уголок», где дети получат и пополнят знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Где будет накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом.
При работе по ознакомлению детей с русским народным творчеством рекомендуется использовать такие дидактические пособия: «Где загадка – там отгадка», «Умная пословица – недаром молвится», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку» и др.
Рекомендуется читать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Можно использовать это в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).
Конечно же, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей. Для них можно провести:
анкетирование «Что вы знаете?»;
консультации «Моя Россия». «История одной вещи»;
мастер – класс «Как сделать книжку-малышку»;
оформить различные выставки: «Предметы старины далекой», «У моей мамы руки золотые »и т.д.
Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране. У каждого свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции, может встать под сомнение само чувствование народа.