Консультация для воспитателей "Особенности любознательности и познавательных интересов у дошкольников."
Консультация для воспитателей "Особенности любознательности и познавательных интересов у дошкольников."
Дошкольный возрас- это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Особенности любознательности и познавательных интересов у дошкольников."»
Консультация для воспитателей
Особенности любознательности и познавательных интересов у дошкольников.
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Необходимость изучения проблемы развития у детей познавательного интереса обусловлена тем, что дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности формируются предпосылки физического, умственного развития ребёнка.
В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов. По мнению Г. И. Щукиной, «познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям».
Особенностями познавательного интереса у дошкольников с задержкой психического развития являются, что с задержкой психического развития подвержены стрессовым реакциям в ситуации повышенной тревоги (опасности не успеть выполнить задание, подвергнуться наказанию) их продуктивность в большинстве своем падает, хотя у некоторой части детей возникает мобилизация сил. По мнению Р. Д. Тригер в связи с последним фактом повышенной значимости для дошкольников с задержкой психического развития положительных поддерживающих отношений со стороны близких взрослых. Это с одной стороны, обуславливает их повышенную чувствительность и ранимость в ситуации критических замечаний со стороны взрослых, а с другой - в этом и заключен определенный потенциал развития познавательного интереса.
По сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, с задержкой психического развития характеризуется сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется в незначительной любознательности. Если большинство обычных детей дошкольного возраста имеют потребность задавать вопросы и этот возраст учеными назван «возрастом почемучек», которые задают много вопросов относительно предметов окружающего мира, то с задержкой психического развития в этом отношении значительно отличаются от нормально развивающихся дошкольников. Одни из них вообще не задают вопросов, они медлительные, пассивные, другие задают вопросы, касающиеся лишь внешних свойств предметов и явлений. Эту проблему изучали У. В. Ульенкова, Т. В. Егорова, Т. А. Стрекалова ими было выявлено, для детей с задержкой психического развития характерна дефицитарность мотивационного компонента, проявляющейся в крайне низкой познавательной активности.
Как было отмечено ранее, мышление у детей с задержкой психического развития сохранно, характеризуется способностью к обобщению, абстрагированию, принятию помощи, переноса умения в другие ситуации. Отставание в развитии мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития проявляется во вех компонентах структуры мышления. Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту — низкую познавательную активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены то, что у них слабо формируются, или формируются с опозданием все познавательные процессы: восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития. Познавательная активность является одним из компонентов умственного развития дошкольника. Она тесно связана с психических познавательных процессов. Психические познавательные процессы - это психические явления, в своей совокупности, непосредственно обеспечивающие как процесс, так и результат. К их числу относятся ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Познавательная активность возникает в процессе познания и выражается в заинтересованности принятия информации, в желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усваивать способ познания и умения перенести его на практическую деятельность. Познавательная активность или любознательность - это стремление получить знания о явлениях окружающей среды. Познавательная активность - это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность». Исследования Л.В. Запорожца, Н.И. Подьякова, С.Л. Новоселовой, А.М. Фонарёва доказывают, сколь важно учитывать в ходе учебно-воспитательного процесса познавательную активность ребенка. Детям с задержкой психического развития это важно вдвойне, потому что им свойственна низкая познавательная активность, так как у них слабо формируются, или формируются с опозданием все познавательные процессы. Без специального педагогического воздействия у таких детей не развиваются такие качества как: самостоятельность, способность переноса усвоенных знаний и навыков из одной ситуации в другую при решении аналогичных задач, а познавательные процессы обеспечивают формирование всех высших психических функций.