Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Как приобщить ребенка к социальному миру"»
Консультация для воспитателей:
«Как приобщать ребенка к социальному миру»
Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, еще только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности, малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать - необходимо.
Вот некоторые из важнейших особенностей восприятия окружающего мира детей дошкольного возраста.
Ребенок заметит, что муравей тащит веточку задом наперед, что паровоз гудит, а электричка пищит, что мама пришла с работы и не обняла, не поцеловала, потому что маму кто - то обидел. Дети подмечают многие особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, правда, главным образом, когда они имеют к ним отношение, а потом воспроизводят в играх: интонации, голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону.
Способность наблюдать окружающий мир - очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир. Наблюдательность ребенка отличается от наблюдательности взрослого. Дети чаще замечают мелкие детали, внешние, как правило, яркие признаки предметов, формы поведения. Наблюдательность ребенка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят знать все. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов меняется, если в три года преобладают вопросы: «что это?», то в четыре года появляются «почему, зачем?», а потом важные очень для развития : «как это происходит?, как действует?», правда, стало заметнее , что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов, чем дети 90-х годов.
- Как вы думаете, с чем это связано?
Ответы воспитателей:
- Много информации дети получают из внешних источников: телевидение и интернет.
- Многие молодые родители в силу собственной занятости, стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают малышей спрашивать о непонятном.
Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения, устанавливают связи между явлениями и фактами. Иногда их заключения верны, а иногда ошибочны. Тут все в порядке, нечего волноваться. Адекватные оценки - это когда, к примеру, положительное явление оценивается детьми положительно, а отрицательное - отрицательно. И все же, как говорил психолог Д.Г. Эконин: «Дети создают собственную картину мира».
- Как вы считаете, влияет ли пол ребенка на восприятие им окружающего мира?
- Да, влияет.
- Совершенно верно, на характер восприятия социального мира определенное явление оказывает пол ребенка. Мальчики и девочки, наблюдая одно и то же явление, событие по - разному его видят, разное в нем запоминают. Например, предлагают обратить внимание на то, какой транспорт движется по тракту, мальчики заметят марки машин, размер, скорость движения. А девочки выделяют цвет автомобиля, женщину за рулем. Нейропсихолог Т.П. Хризман справедливо пишет: «Они по - разному смотрят и видят; слушают и слышат, по - разному говорят и молчат; чувствуют и переживают».
Подберите для развития воображения детей вашей группы игры из книги О. Дьяченко и Н. Вераксы «Чего на свете не бывает?» (воспитатели работают в группах).
Наблюдая окружающую жизнь, дети отражают свои впечатления в играх, в изобразительной деятельности. Конечно, не все, что увидел ребенок начинает рисовать. Лишь то, что в наибольшей степени произвело на него воздействие, затронуло его чувства и интересы, становится темой игр, рисунков и обсуждений.
- Нарисуйте мир, в котором вы хотели бы жить (воспитателям раздаются листы бумаги и цветные карандаши).
Далее идет обсуждение рисунков.
После обсуждения предлагается презентация проекта «Поговорим о профессиях», который проводился с детьми старшей группы.
В начале проекта было проведено знакомство детей с разными видами профессий:
дети играли в сюжетно - ролевые игры: «Почта, магазин, парикмахерская, рыболовное судно, пароход» и др.
рассматривали альбомы, иллюстрации о профессиях.
читали художественную литературу (рассказы о той или иной профессии).
была приглашена педагог из школы №91 Волкова Галина Дмитриевна, которая очень интересно и доступно для детей рассказала о профессии учителя.
самым запоминающимся был приход капитана ТССРЗ (в форме) Лунина Е.М. Он рассказал много интересного о профессии речника, и о том, что их танкер первым перевозил нефть с севера. Ребята слушали, затаив дыхание. Конечно не все, но многие, наверное, захотели стать, когда вырастут, речниками, ведь наш поселок МЫС - поселок речников.
На втором этапе проекта детям предложила нарисовать, кто кем хочет быть, когда вырастет, станет взрослым(показ детских рисунков).
Из рисунков видно, что детей привлекают такие профессии, как летчик, парикмахер, продавец, учитель, врач. Обсуждая рисунки, каждый раз подчеркивала общественную значимость той или иной профессии.
В заключение проекта провела дидактическую игру «На Севере Тюменской области будут строить новый город, людей каких профессий мы пригласим с собой?». Дети пригласили бы парикмахеров, строителей, пекарей, врачей, учителей.
В итоге проектной деятельности мы с детьми пришли к следующему выводу: «На свете есть много различных профессий, но прелести у каждой свои, и нет благороднее и краше на свете, чем та, где работаешь ты»
Дети весьма эмоциональны. Эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог.
Воспитатель должен составить «социальный портрет» того окружения, в котором находится свое дошкольное учреждение. Сюда может войти описание ближайших социальных объектов: школа, библиотека, клуб, парк, улица. Несколько раз мы ходили с родителями и детьми в парк им. Гагарина, организовывали различные игры, слушали пение птиц, любовались красотой леса, собирали землянику, находили лекарственные травы и любовались облаками. Ребенок знакомится с социальным миром, а наша задача помочь ему войти в современный мир XXI века любознательным и активным, эмоционально – отзывчивым, способным управлять своим поведением.
Итак, мы выяснили, что ребенок знакомится с современным миром с помощью различных средств. Именно они становятся источником познания мира, а мы, взрослые, должны помочь, чтобы дети чувствовали себя в современном мире уютно и комфортно.