Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Развиваем речь играя»»
Консультация для родителей
«Развиваем речь играя»
(ранний возраст)
Период жизни от двух до трёх лет, является важной вехой в развитии ребёнка. В этом возрасте активно развивается мышление, логика и речь. Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь - основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития.
Рано или поздно малыш начинает говорить и высказывать свои мысли. Все зависит от индивидуальности ребенка. Некоторые дети начинают сразу выстраивать предложения, а некоторые говорят пока отдельными словами. Ничего страшного в этом нет. Всему свое время.
Развитием речи малыша нужно заниматься ответственно и внимательно. Очень многое в этом периоде развития ребенка зависит от его родителей. Необходимо уделять ему как можно больше внимания.
Речь перестраивает мышление и восприятие ребенка. Ведь называя тот или иной предмет знакомым или новым словом, малыш всегда относит его к определенной категории предметов, а значит, обобщает по какому-либо признаку. Развитие речи ребенка имеет два основных направления:
1)пассивное (понимание)
2)активное (произнесение слов и предложений) владение словом.
Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную. Для того ,чтобы ускорить переход к активной речи необходим:
Активное общение со взрослыми: речевое подражание — основной прием, способствующий быстрому произношению первого осознанного слова. Многократное повторение слов. Общение с ребенком в форме «вопрос-ответ»
Приобщение к художественному слову, а также прослушиванию детских песен и побуждение малыша к подпеванию: разучивание с ребенком коротеньких стихотворений и фраз. Когда малыш запомнил отрезок, дайте ему возможность досказать последний слог или слово.
Развитие предметной деятельности ребёнка и сенсорных способностей. А развивать всё это можно в игре. Очень часто, консультируя родителей, советую им играть с детьми дома, как можно чаще.
За время работы в группе раннего возраста, я подготовила картотеку часто используемых игр с малышами для развития речи.
Гимнастика для пальчиков.
«Пальчики здороваются»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.
Ход игры: Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседней курице.
Повстречал ежонка ёж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
«Ладушки – ладушки»
Цель: развивать ощущение собственных движений.
Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом
Ладушки – ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Хороши оладушки
У нашей милой бабушки!
«Сорока – сорока»
Цель: активизировать движения пальцев рук.
Ход игры: (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики
Ход игры: дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки беленькие.
«Этот пальчик – бабушка»
Цель: активизировать движения пальцев рук.
Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
«Ладошки»
Цель: развивать моторику рук.
Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом
Ладошки вверх
Ладошки вниз,
Ладошки на бочок –
И сжали в кулачок.
«Мальчик – пальчик»
Цель: активизировать движения пальцев рук.
Ход игры: дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке. Поглаживают большой палец, моют ручки, поглаживают указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец.
Пальчик – мальчик, где ты был?
Я на речке братьев мыл.
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
«Пальчик о пальчик»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.
Ход занятия: стучат пальчиком о пальчик ,хлопают в ладоши, топают ножками, закрыть лицо руками. Повторить 2 раза
Пальчик о пальчик тук да тук
Хлопай, хлопай, хлопай
Ножками топай, топай
Спрятались, спрятались
Пальчик о пальчик тук да тук
«1,2,3,4,5 вышли в садик погулять»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук
Ход игры: пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки; указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой; считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их. Затем читаем стихотворение, снова и повторяем все движения на другой руке.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли в садик погулять.
Ходим – ходим мы по лугу.
Там цветы растут по кругу.
Лепесточков ровно пять,
Можно взять и посчитать.
«На лесной лужайке»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.
Ход игры:
На лесной лужайке Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем расслабленными кистями
Разыгрались зайки:
Лапками хлопали, Хлопаем в ладоши
ногами топали, притопываем ножками ушками махали Прикладываем раскрытые ладони к ушам сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы,
обеих рук
Выше всех скакали, Поочерёдно поднимаем высоко над столом и опускаем то одну, то другую руку
Глазками глядели, Машем руками
Песенку пропели:
«Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Ля-ля-ляйки!»
Ах, какие весёлые зайки!
Картотека речевых игр
1. «Олины помощники».
Цель: образовывать форму множественного числа глаголов.
Ход: К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы отгадайте, кто эти помощники и, что они помогают делать Оле. Кукла идет.
Воспитатель указывает на её ноги. Что это? (Это ноги). Они Олины помощники. Что они делают? (ходят, бегают, танцуют)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают. (Руки берут, рисуют, глаза смотрят и.т.д.)
2. «Почтальон принёс открытку».
Цель: образовывать формы глаголов в настоящем времени.
Ход: В дверь кто-то стучит. Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто изображён, что делает? Таким образом, дети правильно называют персонаж и его действия. Затем воспитатель перемешивает открытки, показывает по одной, а дети отгадывают, чья это открытка.
3. «Что за предмет?»
Цель: правильно называть предмет.
Ход: Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его.
4. «Разноцветный сундучок».
Цель: называть предметы
Ход: Воспитатель показывает детям сундучок и говорит Я картинки положила В разноцветный сундучок. Ну-ка, Ира, загляни-ка, Вынь картинку, назови. Дети достают картинку, называют, что на ней изображено.
Ход: Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (например, самолёт), и произнести соответствующий звук (У-у-у).
6. «Помоги мишутке найти свою тарелку».
Цель: сравнивать предметы по размеру (большой - маленький), сопоставлять их (маленькая тарелочка - маленькому мишутке, большая – большому медведю).
7. «У кого какая шубка».
Цель: вычленять характерные особенности животных и птиц.
Ход: Воспитатель показывает картинки и предлагает детям назвать, у кого шубка из меха, а у кого из перьев.
8. «Эхо»
Цель: правильно и чётко произносить гласные звуки.
Ход: Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок - «Эхо» тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и.т.д.