Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей Круги Луллия»
Одним из инновационных средств математического развития является дидактическое пособие «Круги Луллия».
В XIII веке французский монах, богослов и алхимик Раймонд Луллий создал логическую машину — в виде бумажных кругов для открытия новых истин и умозаключений. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи, мышления, творчества у детей. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду.
При использовании дидактического пособия «Круги Луллия» заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, дети учатся мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить решение проблемы.
Использование пособия в своей работе поможет вам не только успешно решать многие задачи математического развития, но и быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей; в игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности ребёнка; комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и речь;
Таким образом, игровые упражнения с детьми, по кругам Луллия, решают следующие задачи:
- развивают познавательную активность; мелкую моторику и координацию движений рук.
Пособие можно использование: в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.
Формы организации работы с кругами
• Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги.
• Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
• В работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом).
• Дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.
• Тренинги целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппой детей).
• Сами круги желательно изготовить из пластика (или толстого картона). На сектора прикрепляются картинки по теме занятия с помощью мастики или скотча, чтобы воспитатель и дети могли легко поменять их.
Этапы участия педагога в играх с кругами
• воспитатель непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;
• воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;
• воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной работы.
• воспитатель осуществляет обучающее руководство познавательными играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.
Изготовить круги Луллия достаточно легко. Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Для детей 3-5 лет рекомендуется брать только два круга с 4-6 секторами. Дети 5-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется три круга с 8 секторами. Диаметры кругов должны быть разными.
Представляю несколько игр Вашему вниманию. Игры можно брать по мере усложнения: от простого к сложному.
Дидактическая игра «Сочиняем задачи»
Цель: закрепить умение составлять и решать арифметические задачи.
Ход игры: На нижнее кольцо разложить предметные картинки, на среднее – цифры 1 или 2 со знаком на сложение или на вычитание, на верхнее – цифры от 1 до 9. Кольца раскрутить и с помощью стрелки определить, какую задачу будут составлять. Например, стрелка показала: шарики, +1, 6. Дети составляют задачу на сложение о шариках. «У Маши было 6 шариков. Папа купил ещё один. Сколько шариков стало у Маши?»
Дидактическая игра «Подбери цифру»
Цель: закрепить умения соотносить цифру и количество предметов.
Ход игры: Используем два кольца: большое и среднее. На среднее кольцо раскладываем цифры, на нижнее – картинки с предметами. С помощью стрелки выбираем цифру. Предлагаю детям рассмотреть цифру, правильно назвать её, затем подобрать картинку на нижнем круге, количество предметов на которой соответствует этой цифре.
Дидактическая игра «Из чего состоит число»
Цель: закрепить состав числа из двух меньших чисел.
Ход игры: На все три круга разложить цифры. Стрелкой выбрать число на верхнем круге и с помощью цифр на среднем и нижнем круге найти состав числа.
Дидактическая игра «Кто соседи»
Цель: учить называть последующее и предыдущее число.
Кольца Луллия позволили мне, создавая непринуждённую и увлекательную атмосферу процесса обучения, сделать занятия математикой увлекательным и эффективным.
Дидактическая игра «На что похоже»
Цель: учить детей соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
Ход игры: Используем два круга. На нижний круг раскладываем предметные картинки, на средний - геометрические фигуры. С помощью стрелочки определяем геометрическую фигуру, затем находим картинки с похожими предметами по форме
Дидактическая игра «Найди фигуры»
Цель: развивать у детей геометрическую зоркость, закрепить умение определять из каких фигур состоит предмет.
Ход игры: На нижнее кольцо разложим изображения, состоящие их геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбираем изображение, затем совмещаем с ним геометрические фигуры на среднем и верхнем кольце, из которых оно состоит.
Дидактическая игра «Сочиняем задачи»
Ход игры: На нижнее кольцо разложить предметные картинки, на среднее – цифры 1 или 2 со знаком на сложение или на вычитание, на верхнее – цифры от 1 до 9. Кольца раскрутить и с помощью стрелки определить, какую задачу будут составлять. Например, стрелка показала: шарики, +1, 6. Дети составляют задачу на сложение о шариках. «У Маши было 6 шариков. Папа купил ещё один. Сколько шариков стало у Маши?»
- закрепить умения соотносить цифру и количество предметов.
Дидактическая игра "Подбери цифре количество предметов"
Задачи: формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную цифру слева, правильно назвать её, затем подобрать картинку справа, количество предметов на которой соответствует этой цифре.
Дидактическая игра «Продолжи цепочку» (старший дошкольный возраст)
Цель: развивать логическое мышление.
Ход игры: На нижнее кольцо разложить карточки с цепочкой из геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбрать карточку и продолжаем цепочку, поворачивая средний и верхний круг.
- закрепить состав числа из двух меньших чисел.
Дидактическая игра "Кто соседи"
Цель: учить называть последующее и предыдущее число.
Заключение:
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала, используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Например, данное пособие можно использовать не только по математике, но и в других разделах. Таким образом, использовать Круги Луллия можно в любых областях: закреплять знания цифр и умение пересчитывать предметы (на одном кольце группа предметов, на другом соответствующая ей цифра, знания геометрических фигур (соединять предмет определённой формы с эталоном, развивать фонематический слух (соединять картинку с буквой, обозначающей первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и считать слоги в словах).
Детям очень нравится это пособие, оно яркое, креативное, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Закончить свое выступление мне бы хотелось словами древнегреческого писателя и философа «Ученик - это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». Зажечь, воодушевить ребенка на получение новых знаний помогут новые средства и методы работы. Все зависит лишь от фантазии и желания педагога.