Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Как научить ребенка распоряжаться деньгами"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №145 города Пенза «Радуга»
Консультация для родителей
«Деньги и дети»
Подготовила:
педагог-психолог
Семенова М.Ш.
Пенза
Что должны знать дети о деньгах и
как научить ребенка распоряжаться деньгами.
Ч тобы ребенка приспособить к будущей самостоятельной жизни, ему с детства нужно внушить уважительное отношение к деньгам. Первые карманные деньги дети начинают получать с поступлением в школу: на булочку в столовой или шоколадку по дороге домой. С этого момента можно начать прививать ребенку навыки общения с деньгами. А то и раньше, ведь чем раньше родители начнут работать в этом направление, тем большего добьются. В 5-7 лет ребенок интересуется цифрами и начинает рисовать деньги на бумаге, а затем играть ими. В этом возрасте и следует начинать формировать у него правильное отношение к деньгам. С 5 лет вы можете приучать ребенка участвовать в вашем семейном бюджете. Умение планировать бюджет на неделю – хорошая привычка.
Участие ребенка в семейном бюджете
Многие родители жалуются, что дети не понимают ценности денег, постоянно требуют покупки новых игрушек и вещей. Причем, если родители отказывают, то ребенок обижается, так как считает, что им просто жалко денег.
Выйти из этой ситуации позволит вовлечение ребенка в процесс планирования семейного бюджета. Пусть чадо знает, сколько (хотя бы примерно) зарабатывают родители и на что они тратят деньги.
Очень полезно будет следующее упражнение: дать ребенку лист бумаги и попросить записать все расходы на его содержание. Параллельно составить свой список. А потом вместе их сравнить. Для многих детей открытием является то, сколько родители тратят на его одежду, образование, поездки. Не говоря уже о коммунальных услугах и даже продуктах питания.
Вместе с ребенком распланируйте деньги на неделю по различным категориям:
обязательные платежи (квартплата и т.п.);
желательные траты (поход в цирк и т.д.);
долговременные накопления (машина и т.п.);
необязательные траты (дорогие игрушки и т.п.).
Пусть ребенок знает, сколько денег уходит на питание, сколько нужно отложить на путешествие и т.д. Объясните ребенку смысл пословицы: «Копейка рубль бережет». Поставьте цель сэкономить определенную сумму и назначьте награду, если эта цель будет достигнута. Подумайте вместе с ребенком, где и на чем можно сэкономить.
Копилка для ребенка
В 6-7 лет объясните ребенку, что деньги можно не только тратить, но и копить. Участие в решение взрослых вопросов воспитывает у ребенка самостоятельность и ответственность. Подарите малышу копилку, пусть он там копит деньги на желаемую для него вещь.
Карманные деньги
Карманные деньги можно давать детям уже с 6-7 лет. Так вы можете приучить малыша к самостоятельности. Ребенок должен меть самостоятельно распоряжаться ограниченными финансовыми ресурсами.
Многие родители опасаются давать деньги детям до 11-12 лет. Их ведь могут отобрать старшеклассники, ребенок может их потеряет или истратит на ненужные, а, возможно, и опасные для здоровья вещи (чипсы, пиво, сигареты), рассуждают мамы и папы.
Но наличие собственных средств дает ребенку ощущение «взрослости», и это, в свою очередь, меняет его отношение к деньгам.
Причем, если первоклашкам карманные деньги стоит давать ежедневно и небольшими порциями, то учеников третьих-четвертых классов можно переводить на еженедельное содержание. А старшеклассникам финансирование должно выделяться раз в две недели, а лучше — раз в месяц. Это учит ребенка планировать собственные расходы.
Подаренные или заработанные деньги также должны оставаться у ребенка. Но чтобы он их не потерял и не растратил (иногда речь идет о довольно крупных суммах), папа или мама могут предложить себя в качестве ответственного хранителя. Но в таком случае очень важно самому не запускать руку в «детский капитал». Ведь, если ребенок узнает о том, что родитель потратил его деньги, доверие будет подорвано.
Как потратить свои деньги, ребенок должен решать сам. Родители могут посоветовать, обсудить варианты: купить ролики, которые он давно хотел, или отложить на поездку в языковой лагерь. Но ни в коем случае нельзя заявлять: «За эти деньги мы купим тебе зимнюю куртку».
Итак, вот несколько рекомендаций:
С самого начала объясните ребенку, на что именно ему даются деньги. Пусть он сам решает, что ему купить на карманные деньги (конфеты, мороженое или сувенир маме).
Сумма карманных денег должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.
Карманные деньги должны выдаваться 1 раз в неделю в определенный день. Сумму не следует увеличивать под предлогом того, что ребенок все истратил.
Если вы не можете дать ребенку карманных денег, объясните причину.
Ребенок делает покупки
В 6-8 лет ребенок уже знает, сколько что стоит. Поэтому его можно брать с собой в магазин, пусть он сам делает свои первые покупки. И там фиксируйте его внимание на том, что сколько стоит. Ребенка можно просить взвешивать фрукты и овощи и вслух называть цену. Естественно, это не должно звучать, как упрек. Просто ребенку следует видеть, на что и как идут деньги, а выводы он сделает сам. Разрешите ему рассчитаться в кассе или в кафе по счету. Научите его округлять цифры и высчитывать приблизительный размер счета. При этом очень важно не прибедняться, не сокрушаться, «как тяжело жить». У ребенка не должно сложиться ощущение, что он беден. Ведь это впечатление он может пронести через всю жизнь. И впоследствии, сколько бы ни зарабатывал, будет чувствовать себя необеспеченным. В конечном итоге в сознании ребенка должна прочно закрепиться мысль: «нет ничего недоступного, вопрос лишь во времени и в количестве приложенных усилий».
О деньгах детям: советы родителям
Ребенок не должен слышать споров по поводу денег (родители могут обвинять друг друга в неэффективной трате денег или неумении их заработать). Иногда родители оплачивают детям хорошие отметки в школе или выполняемую по дому работу. Однако эта идея чревата негативными последствиями. Ведь у ребенка должен выработаться интерес к получению знаний, а помощь родителям должна быть естественным проявлением любви и заботы о родителях. Ребенок ни в коем случае не должен подменять эти ценности интересом к деньгам. А подарок к окончанию учебного года в школе, наоборот, будет выглядеть как признание успехов ребенка.
Дети и деньги! Учим правильному отношению
Ежедневно наблюдая за тем, как распоряжаются финансами самые близкие взрослые, недавний карапуз волей-неволей начинает вести себя так же. А учитывая, что ни в школе, ни в детском саду обращаться с деньгами не учат, то ответственность за финансовое воспитание отпрыска полностью ложится на плечи родителей.
И не стоит надеяться, что, мол, со временем сам поймет. Ведь в будущем такая позиция родных может серьезно повлиять на успешность наследника и даже развить в нем некоторые комплексы, если отношение к деньгам сформировано неправильно.
Начать знакомство с финансами стоит с объяснения того, что деньги - это эквивалент товара.
Очень важно, как подойдут родители к этой беседе. В силу своего возраста малышу значительно проще будет усвоить такую непростую информацию в форме игры. Например, можно купить на одну сумму несколько наименований: яблоки, молоко, конфеты, а затем объяснить ребенку наглядно, какому количеству того или иного товара эквивалентна данная сумма денег.
Полезно также будет взять его с собой на работу и показать, где, каким образом зарабатываются деньги для всей семьи, и для него в частности.
Ругая за неправильное обращение с деньгами, родители рискуют сформировать у ребенка опасливое отношение к деньгам. Так что постарайтесь в этом вопросе выбрать нужный тон и форму общения с детьми.