Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Краеведение — основа воспитания патриотизма»»
Консультация к педагогическому совету «Краеведение — основа воспитания патриотизма»
Современная система российского дошкольного образования одной из приоритетных задач выдвигает патриотическое воспитание в детском саду.
Под патриотическим воспитанием дошкольников понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое нацелено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Одним из способов при организации правильного патриотического воспитания в ДОУ - является краеведение.
А что же такое – краеведение?
По определению С. И. Ожегова – это изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно – исторических, экономических, этнографических особенностей.
На сегодняшний день краеведение становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой региона, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Цель краеведения в дошкольном учреждении — воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры).
Задачи краеведческой работы в ДОУ:
– формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
– развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;
– воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
– развивать бережное отношение к городу (природа);
– формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Краеведческую деятельность можно разделить на три направления:
культурно-историческое;
военно-патриотическое;
духовно-нравственное.
1. Культурно-историческое.
Целью данного направления является формирование представления у ребят ценностей и научно-обоснованной картины мира, приобщения их к общечеловеческим ценностям, природному, историческому наследию, воспитания потребности в культурном обогащении. Это направление может реализоваться через следующие мероприятия:
-конкурс краеведческих исследовательских работ;
-акции «По родному краю»;
-и т. д.
2. Военно-патриотическое.
Цель: воспитание гражданина и патриота России, своего края, Малой Родины, формирование у подрастающего поколения национального самопознания, чувства долга и ответственности.
Направление реализуется через следующие мероприятия:
-экскурсии в краеведческие музеи на темы: «Быт башкирского народа», «Мой край», «Мои знаменитые земляки», «Мой край в военные годы»;
-фотовыставки: «Мы помним ваш подвиг»;
-встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны.
3. Духовно-нравственное.
Цель: воспитание человека высокой нравственности и культуры, развитие и совершенствование творческих способностей, формирование эстетических вкусов, духовных ценностей, взглядов развивающейся личности. Это направление реализуется через следующие мероприятия:
-концертные программы «Моя малая Родина», «Люблю тебя мой край»;
Академик Д. С.Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать.
И здесь действительно важно - не опоздать, ведь пока живы наши бабушки и деды, они могут живыми рассказами поведать дошкольникам о том, как жили они раньше. Какие у них были традиции, праздники, игры, чему радовались они, будучи детьми.
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт башкирского характера, башкирской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.