Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов и родителей «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»»
Консультация для педагогов
«Обучение грамоте детей дошкольного возраста».
Обучениеграмоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Он осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте.
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
Исследования учёных позволили установить оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться со старшей группы детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутьё» к языку. Ребенок в этом возрасте обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи.
Обучение построено на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому и звуко-буквенному анализу, чтению, подготовке руки ребенка к письму. Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте в дошкольном учреждении - ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом.
Авторы программы «Радуга» (Т.Н.Доронова, В.В. Гербова, Т.И.Гризик и др.), по которой мы с вами работаем, считают, что на 5-м году жизни у детей заметно улучшается фонематическое восприятие, сформированность которого имеет огромное значение для подготовки к обучению грамоте. В этом возрасте дети проявляют интерес к звуковой стороне слова. Поэтому программа предлагает вниманию педагогов ряд игр и упражнений со звуками. Например: «Повтори, не перепутав», «Расскажи и покажи», «Доскажи словечко», «Потерялся первый звук» и др. В этом возрасте так же дети проявляют большой интерес к буквам. Поэтому программа рекомендует при любом удобном случае знакомить детей с буквами: показать ее, назвать, сообщить чьё имя начинается с этой буквы и какие еще слова на нее начинаются, предложить найти эту букву в книгах или газетах, попробовать ее нарисовать, вылепить, сконструировать… Необходимо приветствовать попытки детей подписывать свои рисунки.
В группе должно быть несколько наборов букв, алфавитов, азбук. С детьми должны проводиться такие д/и как: «Мы знаем буквы», «Потерялась буква», «Жили-были буквы» и др.
В старшей группе появляется новый цикл занятий: «Знакомство детей с буквами».
Буквы – это прежде всего графические знаки. Поэтому цель этого года обучения – зрительное различение и распознавание этих знаков.
Запоминанию конфигурации буквы способствует его воспроизведение в рисунке или лепке. Устанавливая связь между видом буквы и её звучанием, вполне достаточно, если дети смогут выделять слова, начинающиеся на букву…
Структура работы по знакомству детей с буквой:
I. Вводная часть: Мотивационная ситуация через игровую или дидактическую игру. Создание «успеха». Постановка цели.
Д/игра, упражнение «Доскажи словечко», «Загадки» и т.п.
II. Основная часть: Знакомство с буквой.
Демонстрация буквы, её название.
Рассматривание детьми графических изображений буквы, выполненных разными шрифтами.
Беседа: из каких частей состоит буква (Например, буква А состоит из 3 палочек, из 2-х длинных и 1-ой - короткой).
Лепка, рисование, аппликация, конструирование буквы из различных материалов (на занятии используется только какой- либо один вариант).
Придумывание слов. Подбор слов, начинающихся с этой буквы.
А) Дети рисуют картинки (некоторых слов), изображающие предметы, названия которых начинаются на нужную букву.
Б) Дети рассматривают картинки, предложенные воспитателем на эту букву.
В) Работа со «словарём». Воспитатель произносит слова, а дети объясняют значение этих слов сами или с помощью педагога.
Работа со звуком. Нахождение звука в начале, середине или в конце слова (работа с карточкой и фишкой).
Речевые игры.
III. Заключительная часть: Организация рефлексии и самооценки.
ЧТО ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ НА ЗАНЯТИИ?
Блокнот или альбом А4 или А5.
Цветные карандаши
Карточка и фишка на каждого ребенка
В свободное время дети наклеивают картинки на нужную букву, которые принесут из дома. Тем самым родители знают, чем занимается ребенок в ДОУ, и помогают ребенку в «домашнем задании».
В подготовительной группе (6 – 7 лет) занятия уже усложняются. На этом этапе ставится задача – обучение детей грамоте. Вся работа в этом году построена на трёх блоках:
Обучение детей чтению (около 36 занятий)
Развитие связной речи (20 занятий)
«Путешествие в русский язык» (10 занятий)
Большую помощь педагогам в организации работы по обучению чтению оказывает книжный уголок, где отведена отдельная полочка «Читаем сами». Главное назначение которой – упражнять детей в самостоятельном чтении текстов.
ЧТО НЕОБХОДИМО РЕБЕНКУ ИМЕТЬ НА ЗАНЯТИИ:
Блокнот
Цветные карандаши.
Простые карандаши.
Линейка, ластик. Точилка.
Индивидуальная книга, закладка.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ:
1 часть – повторение пройденного материала, где дети восстанавливают при помощи педагога изученный ранее учебный материал: читают слова, предложения.
2 часть – сообщение нового материала.
- Сначала дети знакомятся со звуком. Здесь применяется слогозвуковой анализ слов, в процессе которого из слова выделяется изучаемый звук, дети устанавливают количество слогов в этом слове, количество и последовательность звуков. Вслушиваясь в звучащее слово, дети устанавливают звуковую природу звука: твердость или мягкость, ударность слога. Проводится закрепление нового звука в произносении, слушании, нахождении его в других словах.
- Далее педагог знакомит с буквой. Демонстрация буквы, размещение её на панно букв. Печатание буквы. Дети разбирают алгоритм письма буквы, затем печатают ее.
3 часть - закрепление пройденного материала. Детям предлагаются различные задания на отработку техники чтения.
Чёткость и постоянство структуры облегчает нам подготовку и проведение занятий. Детям же легче включаться в процесс обучения, так как он становится для них предсказуемым.
В процессе обучения детей чтению и особенно после завершения основного курса занятий необходимо использовать все возможности для упражнения, закрепления и полного становления приобретённого детьми навыка. Большую помощь в этом должны оказать родители, закрепляя технику чтения в домашних условиях. Помните, навык без закрепления угасает и теряется!