kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов и родителей «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов и родителей «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»»

Консультация для педагогов

«Обучение грамоте детей дошкольного возраста».


Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Он осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте.

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.

Исследования учёных позволили установить оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться со старшей группы детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутьё» к языку. Ребенок в этом возрасте обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи.

Обучение построено на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому и звуко-буквенному анализу, чтению, подготовке руки ребенка к письму. Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте в дошкольном учреждении - ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом.

Авторы программы «Радуга» (Т.Н.Доронова, В.В. Гербова, Т.И.Гризик и др.), по которой мы с вами работаем, считают, что на 5-м году жизни у детей заметно улучшается фонематическое восприятие, сформированность которого имеет огромное значение для подготовки к обучению грамоте. В этом возрасте дети проявляют интерес к звуковой стороне слова. Поэтому программа предлагает вниманию педагогов ряд игр и упражнений со звуками. Например: «Повтори, не перепутав», «Расскажи и покажи», «Доскажи словечко», «Потерялся первый звук» и др. В этом возрасте так же дети проявляют большой интерес к буквам. Поэтому программа рекомендует при любом удобном случае знакомить детей с буквами: показать ее, назвать, сообщить чьё имя начинается с этой буквы и какие еще слова на нее начинаются, предложить найти эту букву в книгах или газетах, попробовать ее нарисовать, вылепить, сконструировать… Необходимо приветствовать попытки детей подписывать свои рисунки.

В группе должно быть несколько наборов букв, алфавитов, азбук. С детьми должны проводиться такие д/и как: «Мы знаем буквы», «Потерялась буква», «Жили-были буквы» и др.

В старшей группе появляется новый цикл занятий: «Знакомство детей с буквами».

Буквы – это прежде всего графические знаки. Поэтому цель этого года обучения – зрительное различение и распознавание этих знаков.

Запоминанию конфигурации буквы способствует его воспроизведение в рисунке или лепке. Устанавливая связь между видом буквы и её звучанием, вполне достаточно, если дети смогут выделять слова, начинающиеся на букву…

Структура работы по знакомству детей с буквой:

I. Вводная часть: Мотивационная ситуация через игровую или дидактическую игру. Создание «успеха». Постановка цели.

  1. Д/игра, упражнение «Доскажи словечко», «Загадки» и т.п.

II. Основная частьЗнакомство с буквой.

  1. Демонстрация буквы, её название.

  1. Рассматривание детьми графических изображений буквы, выполненных разными шрифтами.

  1. Беседа: из каких частей состоит буква (Например, буква А состоит из 3 палочек, из 2-х длинных и 1-ой - короткой).

  1. Лепка, рисование, аппликация, конструирование буквы из различных материалов (на занятии используется только какой- либо один вариант).

  1. Придумывание слов. Подбор слов, начинающихся с этой буквы.

  • А) Дети рисуют картинки (некоторых слов), изображающие предметы, названия которых начинаются на нужную букву.

  • Б) Дети рассматривают картинки, предложенные воспитателем на эту букву.

  • В) Работа со «словарём». Воспитатель произносит слова, а дети объясняют значение этих слов сами или с помощью педагога.

  1. Работа со звуком. Нахождение звука в начале, середине или в конце слова (работа с карточкой и фишкой).

  1. Речевые игры.

III. Заключительная частьОрганизация рефлексии и самооценки.


ЧТО ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ НА ЗАНЯТИИ?

  • Блокнот или альбом А4 или А5.

  • Цветные карандаши

  • Карточка и фишка на каждого ребенка


В свободное время дети наклеивают картинки на нужную букву, которые принесут из дома. Тем самым родители знают, чем занимается ребенок в ДОУ, и помогают ребенку в «домашнем задании».


В подготовительной группе (6 – 7 лет) занятия уже усложняются. На этом этапе ставится задача – обучение детей грамоте. Вся работа в этом году построена на трёх блоках:

  1. Обучение детей чтению (около 36 занятий)

  2. Развитие связной речи (20 занятий)

  3. «Путешествие в русский язык» (10 занятий)

Большую помощь педагогам в организации работы по обучению чтению оказывает книжный уголок, где отведена отдельная полочка «Читаем сами». Главное назначение которой – упражнять детей в самостоятельном чтении текстов.


ЧТО НЕОБХОДИМО РЕБЕНКУ ИМЕТЬ НА ЗАНЯТИИ:

  • Блокнот

  • Цветные карандаши.

  • Простые карандаши.

  • Линейка, ластик. Точилка.

  • Индивидуальная книга, закладка.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ:

1 часть – повторение пройденного материала, где дети восстанавливают при помощи педагога изученный ранее учебный материал: читают слова, предложения.

2 часть – сообщение нового материала.

- Сначала дети знакомятся со звуком. Здесь применяется слогозвуковой анализ слов, в процессе которого из слова выделяется изучаемый звук, дети устанавливают количество слогов в этом слове, количество и последовательность звуков. Вслушиваясь в звучащее слово, дети устанавливают звуковую природу звука: твердость или мягкость, ударность слога. Проводится закрепление нового звука в произносении, слушании, нахождении его в других словах.

- Далее педагог знакомит с буквой. Демонстрация буквы, размещение её на панно букв. Печатание буквы. Дети разбирают алгоритм письма буквы, затем печатают ее.

3 часть - закрепление пройденного материала. Детям предлагаются различные задания на отработку техники чтения.

Чёткость и постоянство структуры облегчает нам подготовку и проведение занятий. Детям же легче включаться в процесс обучения, так как он становится для них предсказуемым.

В процессе обучения детей чтению и особенно после завершения основного курса занятий необходимо использовать все возможности для упражнения, закрепления и полного становления приобретённого детьми навыка. Большую помощь в этом должны оказать родители, закрепляя технику чтения в домашних условиях. Помните, навык без закрепления угасает и теряется!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Консультация для педагогов и родителей «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Автор: Пестрикова Татьяна Александровна

Дата: 20.03.2022

Номер свидетельства: 602706

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Консультация для родителей «Развитие детского творчества»"
    ["seo_title"] => string(58) "konsultatsiia_dlia_roditelei_razvitie_detskogo_tvorchestva"
    ["file_id"] => string(6) "534339"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1578077911"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Годовое планирование взаимодействия педагога с семьями воспитанников в старшей группе ДОО."
    ["seo_title"] => string(91) "godovoieplanirovaniievzaimodieistviiapiedaghoghassiemiamivospitannikovvstarshieighruppiedoo"
    ["file_id"] => string(6) "314193"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459637340"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Консультация для родителей"
    ["seo_title"] => string(31) "konsultatsiia_dlia_roditelei_51"
    ["file_id"] => string(6) "546914"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587054015"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) ""Оздоровительная работа в ритме оптимального дыхания детей старшего дошкольного возраста через непосредственно-образовательную деятельность" "
    ["seo_title"] => string(161) "ozdorovitiel-naia-rabota-v-ritmie-optimal-nogho-dykhaniia-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-chieriez-nieposriedstvienno-obrazovatiel-nuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "122018"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414138793"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Консультация учителя-логопеда для воспитателей "Характеристика речевого развития детей от 3 до 7 лет""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_uchitielia_loghopieda_dlia_vospitatieliei_kharaktieristika_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "373629"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482771203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства