Цель консультации: Познакомить педагогов со современной здоровье сберегающей технологией «Песочная терапия» для фрагментарного использования знаний в своей работе, создания развивающей среды в группе.
Оборудование: солнечный котёнок, карта знаний, слайд – шоу «Песочная терапия», «Рисование песком в стакане» и «Песочные анимации», песочная фреска, картины из песка, оснащение для работы с песком.
План консультации.
Психоэмоциональный настрой «Солнечный котёнок».
Работа с картой знаний.
История возникновения песочной терапии (слайд – шоу «Песочная терапия»).
Возможности и принципы песочной терапии.
Противопоказания.
Гигиена.
Оснащение: (слайд – шоу «Песочная терапия»)
Структура занятий.
Фрагментальное использование технологии «Песочная терапия» логопедами, психологом, воспитателями.
Показ слайд – шоу «Рисование песком в стакане» и «Песочные анимации»
Практические задания педагогам.
Работа с картой знаний.
Рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация по "Пескотерапии"»
Тема: «Современная здоровье сберегающая технология «Песочная терапия»»
Цель консультации: Познакомить педагогов со современной здоровье сберегающей технологией «Песочная терапия» для фрагментарного использования знаний в своей работе, создания развивающей среды в группе.
Оборудование: солнечный котёнок, карта знаний, слайд – шоу «Песочная терапия», «Рисование песком в стакане» и «Песочные анимации», песочная фреска, картины из песка, оснащение для работы с песком.
План консультации.
Психоэмоциональный настрой «Солнечный котёнок».
Работа с картой знаний.
История возникновения песочной терапии (слайд – шоу «Песочная терапия»).
Возможности и принципы песочной терапии.
Противопоказания.
Гигиена.
Оснащение: (слайд – шоу «Песочная терапия»)
Структура занятий.
Фрагментальное использование технологии «Песочная терапия» логопедами, психологом, воспитателями.
Показ слайд – шоу «Рисование песком в стакане» и «Песочные анимации»
Практические задания педагогам.
Работа с картой знаний.
Рефлексия.
История возникновения песочной терапии (слайд – шоу «Песочная терапия»).
«Картина на песке – изображение душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице. Конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» Дора Калф.
«Фантазия – мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренние и внешние миры соединяются вместе» Карл Густав Юнг.
"Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом. Для консультирования детей игру с песком впервые применила Маргарет Левенфельд. У нее в игровом помещении были установлены подносы с песком и водой и маленькие игрушки. Дети играли в игрушки на песке и называли эти подносы с песком «миром». Поэтому метод был назван «мировой методикой».
Формированием концепции « Песочной терапии» занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени пратически не использовались.
Игры с песком хороши своей универсальностью. Для маленьких, для средних и для больших людей найдется интересная песочная игра. Особое обаяние, присущее песку как игровому материалу, привело к рождению отдельного метода психотерапии - sand therapy (песочная терапия). Но магия песка и сама по себе оказывает нужное воздействие.
Возможности, принципы песочной терапии.
Возможности:
– развитие мелкой моторики (при манипуляциях с мелкими предметами, фигурками, песком);
– развитие творческого потенциала, фантазии (ребенок придумывает целый мир на песке);
– развитие речи (игра часто сопровождается комментариями, историями, воображаемыми диалогами);
– развитие целенаправленного действия (создаю план-реализую задумку);
– развитие коммуникативных и социальных навыков (когда ребенок играет не один, он взаимодействует с партнерами по игре);
– развитие и гармонизация эмоциональной сферы (в игре находят воплощение волнующие ребенка ситуации, что дает эмоциональную разрядку);
– балансировка психических процессов (возбужденных успокаивает, вялых активизирует);
– по мнению эзотериков, песок имеет способность «заземлять» негативную энергию.
Принципы:
1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и детских сказок – на основе этого принципа песочной терапии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.
2. Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.
3. Принцип обмена – в играх с песком ребенок и взрослый легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения.
4. Принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего.
5. Но самое главное: песочная терапия — это игры с песком, где «ПРАВИЛ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!»
Противопоказания.
Аллергия.
Нарушение кожных покровов.
Негативная установка по отношению к песку.
Гигиена.
До и после работы с песком вымыть руки, поменять загрязнённую одежду,
Песок прокаливать 1 раз в 2 месяца
Оснащение.
В песочной терапии для индивидуальных занятий с детьми или с малой группой (3-4 человека) используется водонепроницаемый деревянный ящик размерами 50х70х8см. Дело в том, что такой ящик соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, его целиком можно охватить взглядом. На языке психологов, занимающихся песочной терапией, он называется «поднос». Обязательно внутренняя поверхность такой песочницы, «подноса», должна быть выкрашена в сине-голубой цвет – символ бессознательного, бесконечности, продолжения. На 2/3 объема «поднос» заполняется просеянным и прокаленным песком.
В песочной терапии могут использоваться любые объекты, встречающиеся в окружающем мире, - разнообразные фигурки (максимальная высота — 8 см). Все они составляют своеобразную коллекцию для песочной терапии.
В песочной терапии обычно применяют следующие группы фигурок:
• Человеческие персонажи;
• Здания (дома, замки, церкви);
• Животные;
• Машины;
• Растения;
• Постройки (мосты, ограды, ворота);
• Природный материал (ракушки, веточки, камни и т.д.);
• Символические предметы (сундуки с сокровищами, драгоценности);
Если фигурок будет не хватать, можно предложить ребенку сделать их самому (нарисовать, вырезать, вылепить).
Также необходимо иметь кувшин с водой, фотоаппарат и кисточки (не все дети сразу могут погрузить руки в песок и тем более мешать грязь голыми руками).
Структура занятий по методу «песочная терапия».
Сначала ребенку рассказывается, что из песка можно что-то построить, а можно на нем рисовать; по желанию, в песок добавляется вода; предлагается набор фигурок. Затем ребенка просят взять корзинку, набрать фигурок, которые понравились. Инструкции можно давать следующие: «Построй сказочный город», «Построй сказочный мир», «Построй город своей мечты».
У детей, в отличие от взрослых, картины редко бывают статичными. Как правило, строя сказочный мир, ребенок разыгрывает сцены, озвучивая своих героев. Даже «молчуны» после нескольких занятий начинают проявлять свои эмоции в звуках, словах, репликах. Кстати, это ещё одно яркое подтверждение тому, что песочная терапия непосредственно влияет на развитие речи у детей.
После того, как ребенок построит свою картину на песке, он должен придумать название и немного рассказать о своей работе: что это за страна, какие существа ее населяют, какой у них характер, откуда пришли, что умеют делать; всем ли им хорошо в этой стране, что они будут делать дальше и т.п. Некоторые из вопросов побуждают ребенка вносить изменения в картину, фантазировать, таким образом проецируя свои осознанные и неосознанные желания на будущее песочной страны. Задача взрослого в этой ситуации – побуждать ребенка не только размышлять, но и реально что-то создавать или менять – ведь фигурки можно легко переставлять, внося новые и убирая то, что больше не нужно.
Если ребёнок не хочет рассказывать о своей постройке, то принуждать не надо. По окончанию занятия ребенок должен сам разобрать свою работу, так как в следующий раз «сказочная страна» будет другой. В конце занятия страну желательно сфотографировать, а рассказ о стране - записать.
В работе с детьми используется сказка терапевтический подход. «Волшебная палочка» превращает ребенка в волшебника, который может построить страну, какую сам захочет. При этом статус Волшебника не позволяет ребёнку совершать отрицательные поступки (обижать товарища, рассыпать песок, создавая плацдарм для уборки…) Ему дается «сказочная» инструкция: «Представь себе, что ты Волшебник (Волшебница). Ты долго путешествовал, и наконец пришел в пустыню. И задумал превратить пустыню в сказочную страну и населить ее разными существами. Преврати пустыню в такой мир, какой ты хочешь …»
Некоторые дети начинают построение песочной картины с создания ландшафта: прокладывают реки, создают озера, моря, горы, долины. У других создание ландшафта происходит параллельно с привнесение фигурок на песочный лист. Третьи сразу выставляют фигурки на песочную плоскость. В конце занятия ребенка «расколдовывают».
Фрагментальное использование технологии «Песочная терапия» логопедами, психологом, воспитателями.
Смысл метода М. Монтессори можно описать кратко: помоги мне сделать это самому. Задача взрослых не заглушать в ребенке природой заложенную потребность в саморазвитии, а наоборот, предоставить ему возможность пойти по жизни своим собственным уникальным путем. Мы должны понять и поверить в процесс естественного роста и научиться, не мешать ему.
Основные направления работы психолога с детьми:
• Диагностика психического развития, эмоционального состояния, взаимоотношения в группе.
• Игра, направленная на облегчение адаптации.
• Тренинг развития творческого мышления.
• Коррекция эмоционально-волевой сферы с использованием методов песочной терапии.
Психолог интерпретирует картину сказочного мира, и в этом ему помогают фигурки, попавшие в определенный сектор песочной картины. Однако, несмотря на кажущуюся доступность пространственно-символической информации, нужно опасаться преждевременных выводов и поверхностных интерпретаций. Необходимо помнить о том, что мы имеем дело с внутренними процессами человека. Не всегда они могут быть объяснены и проинтерпретированы. Иногда лучше добывать информацию из других ключевых источников.
Важную информацию может дать порядок и характер заполнения детьми песочного листа. Так, дети, создающие богатый разноплановый ландшафт чаще всего оказываются натурами динамическими, глубоко и сильно чувствующими, имеющими склонность к рефлексии, исследователями по натуре. Полное отсутствие ландшафта обычно связано со стремлением к внутренней стабилизации. По каким-либо причинам ребенку в данный момент не хочется углубляться в недра бессознательного. «Плоская» картина часто встречается и у маленьких детей (младше 5 лет). Важное символическое значение имеют основные элементы ландшафта: водоем, остров, горы, пещера и т.д.
В динамике развития сюжета обычно можно выделить три стадии: 1 – «хаос» - ребенок берет все подряд, сюжеты меняются на ходу; 2 – «борьба» - выделяются противоборствующие стороны, определяются конфликты; 3 – «переход к гармонии» - конфликты разрешаются, злодеи уничтожаются, добро побеждает. Но встречается и иная динамика.
В завершении хотелось бы заметить, что такая глубокая и всесторонняя интерпретация песочных картин совсем не обязательна. Достаточно уже того, что психолог выступает организатором среды, где ребенок чувствует себя комфортно и защищено, где у него есть собственное пространство, где он – Творец. Благодаря этому, ребенок может самостоятельно поработать над своей проблемой, поговорить «с самим собой»." На одном из занятий песочной терапией в «песочнице» Клара С. (6 лет) – ребёнок с особенностями психофизического развития, у которой наблюдалось агрессивное поведение и неумение строить межличностные отношения со сверстниками и взрослыми, придумала следующую сказку к своей «песочной картине»: «Это город. В городе есть дом, в нем живут люди. Рядом с домом растет клубника. Еще здесь есть большое болото, и так много в нем машин! Машины не знают, как выехать и никто не может им помочь. Люди хотели выйти и нарвать цветов, но не могут, так как заехали в болото. По всему городу ведутся дорожно-ремонтные работы. Здесь очень много знаков! (вздыхает). В городе есть стоянка для машин. Здесь было большое озеро, но оно уже подсохло, и люди могут ходить по нему. Машины тоже могут передвигаться по дорогам города. Сейчас наступила ночь. Для машин обязательно нужны гаражи и туннели, тогда дождь не будет на них попадать. Еще в моем городе есть лес, в котором живут обезьяны. Они лазают по деревьям и смотрят как много машин. Некоторые обезьяны спрятались в песке, чтобы охотник их не подстрелил».
Песочная терапия помогает в работе с трудными детьми, в работе с детьми агрессивного поведения. Например, сжимая что есть силы песок в своих кулачках, ребенок, таким образом, понижает свое внутреннее напряжение. Строя и разрушая, а затем, опять воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, он гармонизирует внутренние состояние.
В песочной терапии часто случается и такое, что ребенок выбирает неограниченное количество фигурок, ему «все надо, все пригодится». Чаще всего это происходит у детей с тяжелым нарушением речи. Скорее всего, в данный момент у такого ребенка очень сильное внутреннее напряжение и ему очень важно это состояние «проработать.
Положительный эффект в песочной терапии дает прием «похвала авансом» для детей с агрессивным поведением. Фраза «Ты такая славная девочка (мальчик), ты просто умница, конечно, ты постараешься, у тебя все получится просто отлично!» помогает ребёнку успокоиться, повышает интерес к выполнению задания и позволяет достичь желаемого результата.
Вербальный и невербальный способы поощрения: эмоциональное поглаживанием; телесное прикосновение и поглаживание рукой; просто взъерошить волосы на голове ребенка и это вселяет в дошколят уверенность в свои силы, возможности; ребята становятся добрее и отзывчивее.
В течение года дети строят «песочные картины»: «Город», «Дом, который красивее всех», «Город монстров», «Магазин интересов», «Болото», «Игра в хороших и плохих», «Море», «Звери», «Зоопарк», «Сказочный город», «На юге», «Красивая страна», «Все животные и люди идут в гости», «Лягушачья башня», «Аленький цветочек», «Город-Звезда», «Чего неприятного не бывает», «Главная вода», «Потоп» и многие другие.
Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития ребёнка и терапии. Кроме того, игры с песком, моделирование «миров» в подносе – прекрасный детский досуг, который может быть использован и при проведении детского дня рождения, и просто во время домашних детских игр. Песочная терапия – это верный путь развития ребёнка, путь в страну психологического здоровья ребенка. Игры с песком создают невидимый мост между ребенком и взрослым.
Логопедам на заметку:
Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, можно использовать на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир.
При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем. Работая с песком, мы выделяем следующие задачи по преодолению нарушений речи у детей:
- Коррекция звукопроизношения
- Звуко-буквенный анализ слов
- Развитие фонематического слуха
- Формирование связной речи у детей
- Работа с ОНР.
При отборе материала для автоматизации звуков необходимо учитывать фонетические требования, соблюдение постепенного нарастания произносительных трудностей связанных с воспроизведением различного типа слогов и слов.
Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Дети лучше улавливают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают. Успех , которого они достигают в играх , их окрыляет. Они так увлекаются, что занятия кажутся им слишком короткими. При обучении связной речи мы обращаем внимание, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предметов целиком. Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания.
Грамматические задачи переплетаются с лексическими.
Сначала дети выполняют различные фонетически, грамматически и лексические упражнения, а затем уже учатся рассказывать.
В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями, что позволяет построить партнерские и доверительные отношения. Эти особенности работы с песком позволяют применить песочную терапию на некоторых этапах работы с детьми, страдающими заиканием, так как принцип изучения заикания тесно связан с другими сторонами психической деятельности. Это не только общее речевое поведение, но и эмоционально-волевая сфера ребенка, как неуравновешенность, импульсивность в поведении и речи, трудность в адаптации. Во время занятий с песком ребенок концентрирует своё внимание на предмете, забывая о трудностях произношения.
Воспитателям:
Игра «Чувствительные ладошки» - знакомство с песком.
Моделирование игр – сказок (интерактивный театр на песке).
Проективные игры на песке (индивидуальные и групповые).
Индивидуальная работа по математики и развитию речи.
Песочные анимации.
Песочная терапия – очень благодатный метод как терапии, так и обучения. Фрагментарно ее можно использовать в любом виде деятельности детей.
В качестве примера можно привести элемент драматизации сказки «Три медведя». Ведущий рассказывает начало сказки. Дети заходят в лес. Все дети подходят к песочнице. Педагог предлагает им разгладить песок руками, дети гладят песок по очереди. Потом делят площадь песочницы на лужайки, насаживают цветы, траву, деревья. Оставляют следы животных, которые живут в лесу. Ходят по тропинкам, собирают грибы, аукаются. Маша заблудилась и подошла к домику... Дальше идет драматизация по задумке педагога.
Вместо пальчиковой гимнастики можно провести основные приемы знакомства с песком:
- Положили на песок ладони. Какой песок на ощупь? Нагрели песок.
- Погладили песок, разровняли поверхность. Движения влево, вправо, вверх, вниз и т.д.
Индивидуальное занятие с использованием песочной терапии (2-е детей)
1. Загадка:
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня ..... (весна)
2. Пришла весна (подобрать признаки)
Весна (какая?) .. добрая, красивая, зеленая...
3. Весна очень печальная, потому что подул сильный ветер и сорвал с нее волшебные бусы. Бусы упали в песок. Давайте поможем их найти.
Дети делят песочницу на две части, и каждый ребенок, зарываясь рукой в песок, ищет бусинки на своей половине. (Бусинки разного цвета: красная, розовая, желтая, зеленая, белая, коричневая, голубая, синяя). У каждого ребенка по 4 бусинки.
4. Д/и «Выложи бусинки в услышанной последовательности».
5. Д/и «Какой бусинки не стало?»
6. Д/и «Подбери предмет к признаку» (назвать предметы такого же цвета, как бусинка).
7. Воспитатель рисует круг на песке, дети выкладывают по линии бусинки и называют порядковый номер. – Какая фигура получилась? – Круг.
8. Припоминание названий геометрических фигур.
Д/и «Бомбочка». Дефектолог прячет в песке две геометрические фигуры (шар и цилиндр, куб и конус). Дети осторожно подкапывают песок и пытаются узнать фигуру. Если называют правильно, то достают ее из песка.
- Какие это фигуры? – Объемные.
Воспитатель показывает круг, квадрат, треугольник.
- Какие это фигуры? – Плоскостные.
Рисование на песке плоскостных фигур.
9. Весна рада и благодарна детям. – Слышите, как все поет и веселится?
Загадки (стрекоза, гусеница)
а) выделение голосом звука С, место его в слове, деление слов на слоги.
б) составление предложений с использованием слов: дерево, трава, цветы:
- Гусеница сидит на дереве.
- В траве сидит стрекоза.
Просмотр слайд – шоу
Искусство рисовать песком Sand Art, песочная анимация, рисование песком – все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно, ведь это действительно интересно, красиво и доступно практически каждому!
Искусство рисовать песком отличается рядом особенностей, которые делают его не только красивым, но и, по сути, просто необходимым. Перечислим наиболее ключевые и полезные
Рисование песком отличается простотой. Чтобы попробовать себя в песочной анимации, не нужно покупать дорогие расходные материалы, ездить по специальным магазинам в поисках необходимого. Потребуется только чистый просеянный песок, лампа (источник света) и стекло (оргстекло) для создания светового стола. Вместо песка подойдет любая другая сыпучая субстанция, например, манная крупа или кофе.
Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше. Разве что песок, рассыпанный по полу.
Песочная анимация – это красота. Ролики с песочной анимацией бьют рекорды просмотров в Интернете, ведь за работой художников по песку невозможно наблюдать равнодушно. Для примера предлагаем вам небольшое видео:
Пластичность – очень интересное свойство, делающее рисование песком действительно анимацией. С помощью песка легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.
Уменьшение стресса – одно из чудесных последствий искусства рисовать песком. У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
Итак, всё, что нужно для того, чтобы рисовать песком – это песок и световой стол.
Практические задания педагогам:
а) Совместное создание папки «Песочная терапия» (старшая, подготовительная группы).
б) Проективная игра, показ сказки – (группа №2)
в) Песочные анимации (группа №5)
г) Ручной труд – поделки из песка (группа №1)
д) Создание «Мой мир на песке» (психолог)
е) Дифференциация звуков (логопеды)
Литература:
Аллан Д. Ландшафт детской души. СПб 2008.
Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Путь к Волшебству. СПб 2005
Цукерман Г. А. Психология саморазвития. Москва – Рига 2007
Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. М., 2010
Парамонова Л. Детское конструирование («Дошкольное образование», № 17–24/2008