kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей «Экранная зависимость и ее последствия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние телевизора и компьютера на развитие ребёнка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Экранная зависимость и ее последствия»»

Консультация для родителей «Экранная зависимость и ее последствия»

Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. Телевизор, компьютер, видео давно и прочно вошли в жизнь детей, начиная с первых лет жизни. Во многих семьях, как только ребенок научается сидеть, его сажают перед экраном, который заменяет живое общение с близкими взрослыми — а это и бабушкины сказки, и мамины колыбельные песенки, и папины прибаутки и присказки. Это безобидное на первый взгляд занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, малыш не плачет, не пристает, ничего не просит, не безобразничает, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни. Покупая малышу новые видеокассеты или компьютерные игры, родители, безусловно, заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным.

Однако, взрослые должны помнить, что дети не готовы адекватно воспринимать информацию с экрана. Учёные выяснили, что только 50% родителей пытаются объяснить насильственные стороны, демонстрируемых телевидением передач, а 40% не придают никакого значения содержанию программ, которые смотрят их дети.

Сегодня миллионы людей ежедневно несколько часов проводят за просмотром телевизора. При этом многие телезрители получают такое же удовольствие, как и при употреблении психоактивных средств (наркотики, алкоголь). Ученые показали, что, действительно, существует "телевизионная" зависимость, аналогично наркотической, и избавиться от нее порой довольно трудно.

Немного статистики:

  • две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно;

  • время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов;

  • 50% детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений;

  • 25% детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд;

  • 38% ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей

Деформирующее воздействие телевизора.

Телевизор - источник большого потока информации. По данным специалистов - 1 картинка заменяет 1000 слов. Два часа просмотра телевизора равносильно прочтению нескольких толстых книг. Ребенок не в состоянии усвоить такой объем информации за короткий отрезок времени, он утомляется. Примеры этого мы видим постоянно. Наверное, каждый из нас замечал, что после просмотра телевизора наши дети с трудом справляются с домашними уроками, они рассеяны, жалуются на усталость, головную боль и т.д.

В последние годы и родители, и педагоги все больше сталкиваются с проблемой отставания детей в развитии.

  1. Речь: дети позже начинают говорить, а научившись, говорят мало и плохо, их речь бедна и примитивна.

Уместен вопрос: а при чем здесь телевидение и компьютер? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь и занят довольно интересным делом. Какая разница, кто говорит с ребенком — взрослый или герой мультфильма?

Разница огромная. Речь — это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог.

  1. Развитие образной памяти и мышления. Дело в том, что способность длительно зрительно удерживать какую-либо картинку характеризует возможности нашей зрительной памяти. Чем дольше мы ее удерживаем, тем лучше наша память. При просмотре телевизора новый кадр гасит предыдущий. Наши дети очень много смотрят телевизор и именно с этим связано, что у многих из них образное мышление практически не развито.

  2. Развитие воображения. Когда школьник смотрит художественные фильмы, у него создается конкретный внешний образ героя. Это не дает возможности создать свой зрительный образ, на ребенка давит авторитет телевидения. Считается, что то, что увидено с экрана все правильно и другого быть просто не может.

  3. Детям трудно воспринимать информацию на слух — они затрудняются удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо ярких образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно слушать и читать даже самые хорошие детские книжки.

  4. Резкое снижение творческой активности и отсутствие фантазии — еще один факт, который наблюдается в развитии современных детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира.

  5. Общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать, не о чем спорить. Они готовы нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

  6. Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней детской пустоты — рост детской жестокости и агрессивности. Иногда можно наблюдать немотивированную агрессию детей в адрес сверстников, а иногда и близких взрослых. Подражая «героям» и «героиням», дети вступают в схватку со сверстниками и без чувства меры бьют до синяков и царапают до крови. Виртуальное изображение жестокости оказывает влияние на реальное поведение детей, их возбудимость, провоцирует вспышки агрессии, а со временем – повышает степень интереса к подобным сценам.

А теперь давайте посмотрим, могут ли компьютерные игры быть «воспитателями»? Да, поскольку многие из нас помнят, какое сильное воздействие оказала на нас в детстве или отрочестве любимая книга. Герои ее часто становились идеальными образами – объектами для подражания. Сегодня эту роль чаще выполняют герои компьютерных игр.

Компьютерные игры и их роль в воспитании личности огромна, но обычно она недооценивается.

В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации.

Что привлекает ребенка в компьютерной игре:

  1. Наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

  2. Отсутствие ответственности;

  3. Реалистичность процессов и полное отключение от окружающего мира;

  4. Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;

  5. Возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести.

То есть во время игры у ребенка создается впечатление некой всесильности: находясь в виртуальном мире, он является его хозяином, который в состоянии вершить и изменять судьбы героев.

Статистика свидетельствует о том, что

  • на совершение насилия в играх уходит 80-90% времени

  • 55 % компьютерных игр на российском рынке включают сцены насилия и убийств

  • в 39 % игр содержатся эпизоды драк разной степени жестокости

  • в 35 % игр изображены катастрофы

  • только 17 % компьютерных игр не содержат никаких сцен насилия

  • наиболее агрессивными признаны «стрелялки» и игры военной тематики.

К сожалению, предпочтения многих юных игроков отдаются играм, содержащим виртуальное насилие. Неагрессивные игры выбираются в 2-4 раза меньше. Очень редко в таких играх насилие наказуемо, чаще всего оно поощряется.

К тому же, вероятность возникновения компьютерной зависимости, как результат увлеченности компьютером, очень велика.

Значительное число людей, которые могут характеризоваться той или иной степенью зависимости от компьютерных игр составляютдети. По наблюдениям педагогов и родителей это вызывает значительные проблемы, связанные с успешной социализацией детей, физическим и даже психическим здоровьем.

Напрашивается вопрос: ну неужели всему виной телевизор и компьютерные игры?

Да, если речь идет о ребенке, не готовом адекватно воспринимать сведения, услышанные с экрана, не умеющем критично относиться к той или иной получаемой им информации. Телевизор, который подменяет общение ребенка с близкими взрослыми, безусловно, оказывает мощное формирующее, а вернее деформирующее воздействие на становление личности и психики растущего человека.

Детство — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребенка. Изменить или наверстать в дальнейшем упущенное в этот период очень проблематично, а порой и невозможно.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые служат настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, демонстрацией моделей поведения в разных ситуациях. Но родители должны регулировать отношения ребёнка с телевизором, контролировать, то, что он смотрит.

Что можно посоветовать, чтобы уменьшить отрицательное воздействие телевизора?

  • Медики утверждают, что ребенок без ущерба для здоровья может смотреть телевизор до 1 часа в день, а сидеть за компьютером и того меньше – от 10 до 30 минут.

  • Родители должны ограничивать количество передач, где демонстрируются сцены жестокости и насилия.

  • Последствия многочасовых телевизионных просмотров или регулярных компьютерных сеансов общеизвестны: это и снижение зрения, и развивающиеся неврозы, и отставание в психическом и физическом развитии.

  • Хочется подчеркнуть, что особенно вреден телевизор для детей младшего школьного возраста. Конечно, нельзя запрещать детям вообще смотреть телевизионные передачи. Но можно все-таки снизить уровень отрицательного влияния телевидения.

  • К сожалению, не всегда мы, родители, в состоянии отвлечь ребенка от таких увлекательных занятий, как компьютерные игры или просмотр мультфильмов, найти необходимые убедительные аргументы. В результате рано или поздно мы сталкиваемся с серьезными проблемами, причем, не только касающимися состояния здоровья ребенка, но и возникшей зависимости, например, игровой.

  • Намного полезнее, если вместо семейного просмотра бесконечных телесериалов, родители организуют вечера чтения какой-либо интересной сказки или истории, при этом положительных эмоций и пользы будет намного больше.

  • Надо следить, чтобы компьютер и телевизор не являлись единственными источниками развлечений, а тем более способом отдыха!

Правила борьбы с телеманией:

1. Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра взрослыми и детьми на последующую неделю.

2. Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра.

3. Выслушивание «за» и «против» детей по поводу взрослых передач и мнения взрослых по поводу детских.

4. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.

5. Необходимо помнить о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкнет к ним и даже испытывает от таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.

6. Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Дети, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулируя их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят на экране.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютерных игр, телевизора и других СМИ - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Задача родителей организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

Домашнее задание родителям

1. Обратите внимание, сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора

2. Задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?

3. Какие передачи предпочитает?

4. В какой передаче хотел бы сам принять участие?

5. Понаблюдайте за собой. Что вы сделали для того, чтобы в очередной раз не пришлось говорить своему ребёнку: «Чем ты занимался, опять у телевизора (компьютера) сидел?!»

Удачи и мудрости Вам в воспитании Ваших детей!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Консультация для родителей «Экранная зависимость и ее последствия»

Автор: Обласова Светлана Сергеевна

Дата: 25.12.2016

Номер свидетельства: 373224

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Консультация для родителей «Влияние телевидения на развитие детей" "
    ["seo_title"] => string(78) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-vliianiie-tielievidieniia-na-razvitiie-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "145066"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418835389"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект интернет-урока антинаркотической направленности "Имею право знать" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-intierniet-uroka-antinarkotichieskoi-napravliennosti-imieiu-pravo-znat"
    ["file_id"] => string(6) "115134"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411845420"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства