Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Экранная зависимость и ее последствия»»
Консультация для родителей «Экранная зависимость и ее последствия»
Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. Телевизор, компьютер, видео давно и прочно вошли в жизнь детей, начиная с первых лет жизни. Во многих семьях, как только ребенок научается сидеть, его сажают перед экраном, который заменяет живое общение с близкими взрослыми — а это и бабушкины сказки, и мамины колыбельные песенки, и папины прибаутки и присказки. Это безобидное на первый взгляд занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, малыш не плачет, не пристает, ничего не просит, не безобразничает, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни. Покупая малышу новые видеокассеты или компьютерные игры, родители, безусловно, заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным.
Однако, взрослые должны помнить, что дети не готовы адекватно воспринимать информацию с экрана. Учёные выяснили, что только 50% родителей пытаются объяснить насильственные стороны, демонстрируемых телевидением передач, а 40% не придают никакого значения содержанию программ, которые смотрят их дети.
Сегодня миллионы людей ежедневно несколько часов проводят за просмотром телевизора. При этом многие телезрители получают такое же удовольствие, как и при употреблении психоактивных средств (наркотики, алкоголь). Ученые показали, что, действительно, существует "телевизионная" зависимость, аналогично наркотической, и избавиться от нее порой довольно трудно.
Немного статистики:
две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно;
время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов;
50% детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений;
25% детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд;
38% ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей
Деформирующее воздействие телевизора.
Телевизор - источник большого потока информации. По данным специалистов - 1 картинка заменяет 1000 слов. Два часа просмотра телевизора равносильно прочтению нескольких толстых книг. Ребенок не в состоянии усвоить такой объем информации за короткий отрезок времени, он утомляется. Примеры этого мы видим постоянно. Наверное, каждый из нас замечал, что после просмотра телевизора наши дети с трудом справляются с домашними уроками, они рассеяны, жалуются на усталость, головную боль и т.д.
В последние годы и родители, и педагоги все больше сталкиваются с проблемой отставания детей в развитии.
Речь: дети позже начинают говорить, а научившись, говорят мало и плохо, их речь бедна и примитивна.
Уместен вопрос: а при чем здесь телевидение и компьютер? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь и занят довольно интересным делом. Какая разница, кто говорит с ребенком — взрослый или герой мультфильма?
Разница огромная. Речь — это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог.
Развитиеобразной памяти и мышления. Дело в том, что способность длительно зрительно удерживать какую-либо картинку характеризует возможности нашей зрительной памяти. Чем дольше мы ее удерживаем, тем лучше наша память. При просмотре телевизора новый кадр гасит предыдущий. Наши дети очень много смотрят телевизор и именно с этим связано, что у многих из них образное мышление практически не развито.
Развитие воображения. Когда школьник смотрит художественные фильмы, у него создается конкретный внешний образ героя. Это не дает возможности создать свой зрительный образ, на ребенка давит авторитет телевидения. Считается, что то, что увидено с экрана все правильно и другого быть просто не может.
Детям трудно воспринимать информацию на слух — они затрудняются удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо ярких образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно слушать и читать даже самые хорошие детские книжки.
Резкое снижение творческой активности и отсутствие фантазии — еще один факт, который наблюдается в развитии современных детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира.
Общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать, не о чем спорить. Они готовы нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней детской пустоты — рост детской жестокости и агрессивности. Иногда можно наблюдать немотивированную агрессию детей в адрес сверстников, а иногда и близких взрослых. Подражая «героям» и «героиням», дети вступают в схватку со сверстниками и без чувства меры бьют до синяков и царапают до крови. Виртуальное изображение жестокости оказывает влияние на реальное поведение детей, их возбудимость, провоцирует вспышки агрессии, а со временем – повышает степень интереса к подобным сценам.
А теперь давайте посмотрим, могут ли компьютерные игры быть «воспитателями»? Да, поскольку многие из нас помнят, какое сильное воздействие оказала на нас в детстве или отрочестве любимая книга. Герои ее часто становились идеальными образами – объектами для подражания. Сегодня эту роль чаще выполняют герои компьютерных игр.
Компьютерные игры и их роль в воспитании личности огромна, но обычно она недооценивается.
В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации.
Что привлекает ребенка в компьютерной игре:
Наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
Отсутствие ответственности;
Реалистичность процессов и полное отключение от окружающего мира;
Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
Возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести.
То есть во время игры у ребенка создается впечатление некой всесильности: находясь в виртуальном мире, он является его хозяином, который в состоянии вершить и изменять судьбы героев.
Статистика свидетельствует о том, что
на совершение насилия в играх уходит 80-90% времени
55 % компьютерных игр на российском рынке включают сцены насилия и убийств
в 39 % игр содержатся эпизоды драк разной степени жестокости
в 35 % игр изображены катастрофы
только 17 % компьютерных игр не содержат никаких сцен насилия
наиболее агрессивными признаны «стрелялки» и игры военной тематики.
К сожалению, предпочтения многих юных игроков отдаются играм, содержащим виртуальное насилие. Неагрессивные игры выбираются в 2-4 раза меньше. Очень редко в таких играх насилие наказуемо, чаще всего оно поощряется.
К тому же, вероятность возникновения компьютерной зависимости, как результат увлеченности компьютером, очень велика.
Значительное число людей, которые могут характеризоваться той или иной степенью зависимости от компьютерных игр составляютдети. По наблюдениям педагогов и родителей это вызывает значительные проблемы, связанные с успешной социализацией детей, физическим и даже психическим здоровьем.
Напрашивается вопрос: ну неужели всему виной телевизор и компьютерные игры?
Да, если речь идет о ребенке, не готовом адекватно воспринимать сведения, услышанные с экрана, не умеющем критично относиться к той или иной получаемой им информации. Телевизор, который подменяет общение ребенка с близкими взрослыми, безусловно, оказывает мощное формирующее, а вернее деформирующее воздействие на становление личности и психики растущего человека.
Детство — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребенка. Изменить или наверстать в дальнейшем упущенное в этот период очень проблематично, а порой и невозможно.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые служат настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, демонстрацией моделей поведения в разных ситуациях. Но родители должны регулировать отношения ребёнка с телевизором, контролировать, то, что он смотрит.
Что можно посоветовать, чтобы уменьшить отрицательное воздействие телевизора?
Медики утверждают, что ребенок без ущерба для здоровья может смотреть телевизор до 1 часа в день, а сидеть за компьютером и того меньше – от 10 до 30 минут.
Родители должны ограничивать количество передач, где демонстрируются сцены жестокости и насилия.
Последствия многочасовых телевизионных просмотров или регулярных компьютерных сеансов общеизвестны: это и снижение зрения, и развивающиеся неврозы, и отставание в психическом и физическом развитии.
Хочется подчеркнуть, что особенно вреден телевизор для детей младшего школьного возраста. Конечно, нельзя запрещать детям вообще смотреть телевизионные передачи. Но можно все-таки снизить уровень отрицательного влияния телевидения.
К сожалению, не всегда мы, родители, в состоянии отвлечь ребенка от таких увлекательных занятий, как компьютерные игры или просмотр мультфильмов, найти необходимые убедительные аргументы. В результате рано или поздно мы сталкиваемся с серьезными проблемами, причем, не только касающимися состояния здоровья ребенка, но и возникшей зависимости, например, игровой.
Намного полезнее, если вместо семейного просмотра бесконечных телесериалов, родители организуют вечера чтения какой-либо интересной сказки или истории, при этом положительных эмоций и пользы будет намного больше.
Надо следить, чтобы компьютер и телевизор не являлись единственными источниками развлечений, а тем более способом отдыха!
Правила борьбы с телеманией:
1. Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра взрослыми и детьми на последующую неделю.
2. Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра.
3. Выслушивание «за» и «против» детей по поводу взрослых передач и мнения взрослых по поводу детских.
4. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.
5. Необходимо помнить о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкнет к ним и даже испытывает от таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.
6. Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Дети, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулируя их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят на экране.
Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютерных игр, телевизора и других СМИ - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Задача родителей организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.
Домашнее задание родителям
1. Обратите внимание, сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора
2. Задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?
3. Какие передачи предпочитает?
4. В какой передаче хотел бы сам принять участие?
5. Понаблюдайте за собой. Что вы сделали для того, чтобы в очередной раз не пришлось говорить своему ребёнку: «Чем ты занимался, опять у телевизора (компьютера) сидел?!»