Просмотр содержимого документа
«Конспект по ОО «Речевое развитие» «Путешествия по реке Обь» в старшей группе»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЧЕБУРАШКА» 630501, Новосибирская область, Новосибирский район, р.п. Краснообск, зд. 72,
воспитывать желание исследовать окружающий мир доступными способами;
способствовать становлению у детей бережного отношения к природе.
Планируемый результат: умение проявлять мотивацию к разным видам деятельности – игре, общению, познавательно-исследовательской деятельности; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; умение использовать речь для выражения своих мыслей; умение проявлять наблюдательность, любознательность: умение экспериментировать, умение принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения.
Средства, оборудование, материалы:
Наглядные: схема возникновения реки, река, море (из ткани), иллюстрации реки Оби и пустыни, макет родника, бьющего из-под земли в лесу, сачки, мусор, письмо от капельки, желоб (из пластиковой бутылки), кувшин с водой, вертушка, игрушка дед Знай, Капелька, персонаж Водяной (человек).
Музыкально-литературные: стихи, аудиозапись плеска воды.
Технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: магнитофон, диск.
Раздаточный материал: полоски голубого картона - разной длины, атрибуты на голову «капелька», иллюстрации, которые помогут ответить на вопросы, два стакана (один пустой, другой с водой),
Технологическая карта образовательной деятельности
№
Этап образовательной деятельности
Ход образовательной деятельности
Деятельность педагога
Деятельность детей
1.
Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель:
- Сегодня за окном я увидела конверт. Давайте посмотрим, что в нем?
Открывают конверт в нем фотография ручейка и письмо. «Здравствуйте, дети! Помогите мне очиститься от разного мусора. А то скоро я пересохну и не смогу влиться в вашу реку Обь. Чтобы вы меня нашли, я вам высылаю карту-маршрут, как до меня доехать».
Воспитатель:
- На чем мы с вами отправимся по реке Обь.
- Ребята, мы же не можем к ручейку приехать с пустыми руками. Где мы можем взять подарки для ручейка?
- Правильно, мы будем по пути останавливаться на островах. И может быть найдем что-нибудь необходимое для ручейка.
Предложения детей различных транспортных водных средств.
Предположения детей.
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие цели образовательной деятельности
Наш теплоход отправляется. (звучит тихая, спокойная музыка плеска воды)
От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход.
Он назад поплыл сначала,
А потом поплыл вперёд.
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
Дети встают в круг. Выполняют действия в соответствии с текстом.
Основная часть
2.
Проектирование проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности
А вот и первый остров. Называется он
«Где вода – там жизнь».
Детей на острове встречает Капелька.
- Я знаю, для чего вы приехали на мой остров, но сначала вы должны ответить на мои вопросы. Проходите, садитесь на бревнышко.
- Для чего нужна вода?
- Где мы можем найти воду?
- Прочитайте мне стихотворение о воде.
- Молодцы! А теперь выберите картинки, с изображением предметов которым нужна вода и принесите их мне. (Дидактическая игра «Выбери нужную картинку»)
- Вы заслужили подарок для ручейка. Вот вам сачок. Он пригодится. Прощайте!
Ответы детей.
Чтение стихотворений детьми. «Вы слыхали о воде?»
Дети выбирают картинки и несут капельке.
Прощаются с Капелькой.
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий
(звучит тихая, спокойная музыка)
Воспитатель:
- Как приятно в речке плавать!
Берег слева, берег справа,
Речка лентой впереди,
Сверху мостик, погляди.
Чтобы плыть ещё скорее,
Надо нам грести быстрее.
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами?
А вот и остров «Откуда начинается река».
Детей встречает родник.
Воспитатель читает стихотворение «Бьет из камней родник студеный» И.А.Бунин.
Родник:
- Я хочу чтобы вы выполнили мои задания.
- Предлагаю вам схему образование реки Обь. Выложите эту схему из голубых полосок.
- Молодцы! Вы знаете игру «Ходят капельки по кругу»? Покажите мне ее.
- За это я дам вам ведерко для ручейка.
Дети встают в круг. Выполняют действия по тексту.
Слушают воспитателя.
Выкладывают по схеме.
Играют в игру.
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений
Отправляемся дальше в путешествие по карте. (звучит тихая, спокойная музыка).
Прибывают на остров «Драгоценные капельки».
Встречает детей дед Знай.
- Здравствуйте, проходите, присаживайтесь вокруг меня. Знаю куда путь держите. Но прежде чем получить что-то в подарок для ручейка, хочу спросить вас: «А знаете ли вы как надо беречь воду?»
Воспитатель:
- Дедушка, наши дети знают стихи. Они тебе их прочтут.
Дед Знай.
- Возьми эти красивые ракушки и подарите их ручейку. Прощайте!
Оправляются дальше по Оби
(Под тихий плеск воды)
- «От зелёного причала»
Дети прибыли на остров. «Исследователя»
Их встречает Водяной
- Ну, вот вы прибыли на мой остров. Я хочу предложить вам провести опыты с водой. Пройдите к столам на которых стаканы с водой и тарелка. Сейчас проверим, может ли течь вода.
Опыт №1 «Текучесть воды». Возьмите стакан с водой и потихоньку лейте на верхний край дощечки. Что вы увидели?
Вывод: вода может плавно течь по наклонной плоскости.
-Сядьте на эти камни, и я вам покажу еще один опыт.
Опыт №2. «Водяная мельница».
- Как вы думаете, а может ли вода приводить в движение другие предметы?
- Смотрите. (Показывает водяную мельницу - вертушку и льет на лопасти воду). Что вы увидели?
- Правильно, вертушка пришла в движение.
Вывод: вода может приводить в движение предметы.
- Вы знаете на вашей реке Оби есть гидроэлектростанция, которая работает также как наша водяная мельница и вырабатывает электричество, поэтому у нас в квартирах есть свет, мы можем смотреть телевизор, готовить на печке еду.
- Ну, а теперь пойдемьте поможете моему другу ручейку. Он вас очень ждет.
Дети подходят к ручейку. Вокруг него разбросаны фантики от конфет, в нем тоже фантики и мелкие металлические предметы. « Этому ручейку требуется наша помощь. Посмотрите, что случилось с ним. Он сильно загрязнен. И берега его тоже загрязнены. Чем мы можем помочь? Вот у вас есть инструменты: сачки, ведра. Вылавливайте мелкий мусор с поверхности ручейка, а остальные соберут мусор с берегов ручейка.
Садятся и отвечают деду Знаю.
Читают стихи (2 ребенка).
Прощаются с дедом Знаем.
Дети встают в круг.
Выполняют движения согласно тексту.
Проводят опыт и делают выводы.
Наблюдают и отвечают на вопросы.
Дети приступают к уборке мусора.
Заключительная часть
Итог образовательной деятельности.
Систематизация знаний.
Ребята, что мы сегодня узнали о воде? Кому бы ты хотел рассказать об этом?
Ответы детей
Рефлексия
В ручейке лежат капельки разного цвета:
Голубая капелька (узнал много нового);
Желтая капелька (было интересно, но кое-что ещё не понятно);
Белая капелька (многое осталось не понятным, было не интересно).
Приложение
От зелёного причала
От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход. (Дети идут по кругу, руки согнуты в локтях.)
Он назад поплыл сначала, (Дети идут спиной в круг.)
А потом поплыл вперёд. (Дети идут из круга.)
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.(Волнообразные движения каждой рукой поочерёдно.)
Как приятно в речке плавать!
Как приятно в речке плавать! ( Плавательные движения руками.)
Берег слева, берег справа, (Повороты.)
Речка лентой впереди, (Руки вперёд.)
Сверху мостик, погляди. (Дети встают на носки, «козырёк»).
Чтобы плыть ещё скорее,
Надо нам грести быстрее. (Плавательные движения руками.)
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами? (Руки на пояс, притоп ногами.)
Игра «Ходят капельки по кругу»
Пошел дождь, застучали капельки (Дети прыгают)
Много собралась капелек
Вместе и образовались ручейки (по 2-3 ребенка берутся за руки)
Бежали ручейки, встретились и образовали речку (объединяются)
А большая речка впадает в море (образуют круг)
Тут выглянуло солнышко, стало пригревать
капельки потянулись к солнцу и превратились в тучку.