kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему: «Почва – живая земля»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать у детей действия обследования (восприятия) дающие возможность выявить свойства почвы:

-      назвать предмет в целом (почва);

-      при помощи зрительного восприятия выявить цвет, состав почвы;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему: «Почва – живая земля»»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Почва – живая земля»

Воспитатель: О.В.Коробкина МБДОУ «Детский сад»Колобок» г.ТулунАвтор

В закладки




Задачи:

Образовательные: I.Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека.

II. а) Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.

б) Формировать у детей действия обследования (восприятия) дающие возможность выявить свойства почвы:

-      назвать предмет в целом (почва);

-      при помощи зрительного восприятия выявить цвет, состав почвы;

-      при помощи растирания почвы между пальцами выявить, какая она на ощупь (мягкая, вязкая, рыхлая) и т.д.

Развивающая: развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своихтоварищей по  последовательности, точности описания  свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека.

Воспитательные: Воспитание экологической культуры:

-      формирование  правильных способов  взаимодействия с природой (беречь землю, не засорять, сажать деревья, кустарники, ухаживать за ними).

-      сопереживание всему живому, восприятие красоты природы.

 

Оборудование: образцы почвы: рыхлая и плотно утрамбованная почва, комочки влажной и рыхлой земли, большая банка, 2 банки: с чистой и грязной водой (раствор стирального порошка или мыла), баночки на каждого ребенка с наклеенными этикетками (стопа ноги и цветок), картинки с изображением почвенных  обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка), стаканчики с землей (по количеству детей), семена, наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт,обруч-4 шт.

 

Ход

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, морковки.

Видал ли ты когда-нибудь семечко 2-мя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, глядишь, где было крылатое семечко стоит ветвистое дерево.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

- Вы догадались, как она называется?

Да, сегодня речь пойдет у нас о почве (земле).

- А кто-нибудь знает, как еще называют нашу землю? Как о ней говорят?

- А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» слышал кто?

- А почему так о ней говорят? (да, она кормит нас, давая урожай…).

А кормит она не только нас, но и растения.

Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательных веществ.

Еще почву называют «Подземным царством».

- Как вы думаете, почему?

В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т.д.).

Смотрим иллюстрации с изображением подземных жителей.

-Чем они дышат? Как и все воздухом.

Давайте проверим, есть ли в почве воздух.

Опыт 1. Опускаем в банку с водой почву и наблюдаем, появятся ли в воде пузырьки воздуха.

Вывод: в почве есть воздух.

Скажите, где воздуха в почве больше – в местах, которые посещают люди (плотно утромбованной) или там, где редко ступает нога человека (рыхлой).

- Давайте проверим.

Для этого возьмем кусочек с клумбы (рыхлой почвы) и с места, где часто ходят люди – тропинки (уплотненной почвы).

Опускаем кусочек уплотненной почвы в банку с водой с наклейкой, где нарисована стопа ноги человека, а рыхлой с наклейкой цветка и начинаем наблюдать, где будет больше выходить пузырьков.

Так, где же воздуха больше? (в рыхлой почве).

- Где подземным жителям легче дышать?

- А почему в уплотненной почве воздуха меньше?

Когда мы ходим по земле, то давим на ее частички, они как - бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Давайте это увидим сами.

Опыт 2. Для этого возьмем рыхлую, влажную почву и рассмотрим ее, как она выглядит.

Посмотрите, что внутри комочков есть пустые места, там и прячется воздух.

- А сейчас сожмите кусочек земли в руке.

- Что с ним произошло? Каким он стал?

- Он увеличился или уменьшился? Почему?

Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух «ушел». Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух уходит.

- Скажите, в лесах, парках много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле на тропинках или участках, которые люди не посещают? Почему?

- Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду где им захочется?

Вывод: чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а на некоторых участках могут исчезнуть совсем. Поэтому необходимо соблюдать правила поведения в парке, лесу: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и жизнь многим подземным обитателям.

А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных  жителей». Предлагаю разгадать кроссворд. Я буду загадывать загадки ,а отгадки будем вписывать в наш кроссворд.

 

1)Маленький  рост, длинный хвост,

    Буроватая шубка, остренькие зубки,

    Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)

 

2)Землеройная машина, без бензина и без шины

 Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт

 Темнота и теснота в подземелье у … (крота)

 

3)Мой хвост не отличишь от головы

  Меня всегда в земле найдете вы.

  А если вдруг пролился дождик

  Я выползаю на дорожки. ( дождевой червь)

 

4)Погляди на молодцов: веселы и бойки

   Волокут со всех концов, материал для стройки.

   Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

   И спешит на помощь друг, тут народ хороший.

    Без работы, хоть убей жить не может…(муравей)

 

5)Скачет зверушка, не рот а ловушка.

   Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)

 

Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

 

                                     ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

 

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить  два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия пока последний участник не принесет землю своему дереву.

 

- К своей земле нужно относиться бережно, кроме всего не нужно ее загрязнять.

Сейчас мы увидим, как происходит загрязнение почвы.

Опыт 3. Рассмотрим воду у меня в баночках.

- Чем они отличаются?

Да, в одной чистая вода, а в другой грязная, которая осталась после стирки. Такую воду мы выливаем в раковину или выплескиваем на землю.

- Что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной?

Давайте польем почву в одной банке чистой водой, в другой грязной.

- Что изменилось?

В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку.

А во второй? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки.

Представьте себя на месте дождевого червяка или крота.

- Какую бы почву вы выбрали для своего дома?

- Что бы вы подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их?

Вывод: В жизни, как и в сказках, есть «живая вода» (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и «мертвая вода» - грязная, когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть.

- Откуда берется  «мертвая вода»?

Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей и т.д.

Во многих местах на нашей планете почва загрязняется, «болеет» и уже не может кормить, поить растения чистой водой, животные не могут жить в такой почве.

Поэтому необходимо бережно относится к «Подземному царству», стараться делать так, чтобы в нем всегда было чисто.

А сейчас, чтобы увидеть, как действительно горсточка семян в земле превращается в цветы, овощи мы посеем их в ящики с землей. И в дальнейшем будем наблюдать за их появлением.


Задачи:

Образовательные:I.Вызватьудетей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека.

II.а) Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная,рыхлая.

б) Формировать у детей действия обследования (восприятия) дающиевозможность выявить свойства почвы:

-     назвать предмет в целом (почва);

-     при помощи зрительного восприятия выявить цвет, состав почвы;

-     припомощи растирания почвы между пальцами выявить, какая она на ощупь(мягкая, вязкая, рыхлая) и т.д.

Развивающая:развивать удетей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своихтоварищей по последовательности,точностиописания свойств почвы иеезначенияв жизни растений и человека.

Воспитательные:Воспитание экологической культуры:

-     формирование правильных способов взаимодействия с природой(беречьземлю,незасорять, сажать деревья,кустарники,ухаживать за ними).

-     сопереживание всему живому, восприятие красоты природы.

 

Оборудование:образцы почвы: рыхлая и плотно утрамбованная почва, комочки влажной и рыхлой земли, большая банка, 2 банки: с чистой и грязной водой (раствор стирального порошка или мыла), баночки на каждого ребенка с наклеенными этикетками (стопа ноги и цветок), картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка), стаканчики с землей (по количеству детей), семена, наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт,обруч-4 шт.

 

Ход

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, морковки.

Видал ли ты когда-нибудь семечко 2-мя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, глядишь, где было крылатое семечко стоит ветвистое дерево.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

- Вы догадались, как она называется?

Да, сегодня речь пойдет у нас о почве (земле).

- А кто-нибудь знает, как еще называют нашу землю? Как о ней говорят?

- А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» слышал кто?

- А почему так о ней говорят? (да, она кормит нас, давая урожай…).

А кормит она не только нас, но и растения.

Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательных веществ.

Еще почву называют «Подземным царством».

- Как вы думаете, почему?

В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т.д.).

Смотрим иллюстрации с изображением подземных жителей.

-Чем они дышат? Как и все воздухом.

Давайте проверим, есть ли в почве воздух.

Опыт 1. Опускаем в банку с водой почву и наблюдаем, появятся ли в воде пузырьки воздуха.

Вывод:в почве есть воздух.

Скажите, где воздуха в почве больше – в местах, которые посещают люди (плотно утромбованной) или там, где редко ступает нога человека (рыхлой).

- Давайте проверим.

Для этого возьмем кусочек с клумбы (рыхлой почвы) и с места, где часто ходят люди – тропинки (уплотненной почвы).

Опускаем кусочек уплотненной почвы в банку с водой с наклейкой, где нарисована стопа ноги человека, а рыхлой с наклейкой цветка и начинаем наблюдать, где будет больше выходить пузырьков.

Так, где же воздуха больше? (в рыхлой почве).

- Где подземным жителям легче дышать?

- А почему в уплотненной почве воздуха меньше?

Когда мы ходим по земле, то давим на ее частички, они как - бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Давайте это увидим сами.

Опыт 2. Для этого возьмем рыхлую, влажную почву и рассмотрим ее, как она выглядит.

Посмотрите, что внутри комочков есть пустые места, там и прячется воздух.

- А сейчас сожмите кусочек земли в руке.

- Что с ним произошло? Каким он стал?

- Он увеличился или уменьшился? Почему?

Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух «ушел». Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух уходит.

- Скажите, в лесах, парках много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле на тропинках или участках, которые люди не посещают? Почему?

- Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду где им захочется?

Вывод:чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а на некоторых участках могут исчезнуть совсем. Поэтому необходимо соблюдать правила поведения в парке, лесу: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и жизнь многим подземным обитателям.

А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей». Предлагаю разгадать кроссворд. Я буду загадывать загадки ,а отгадки будем вписывать в наш кроссворд.

 

1)Маленький рост, длинный хвост,

   Буроватая шубка, остренькие зубки,

   Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)

 

2)Землеройная машина, без бензина и без шины

 Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт

 Темнота и теснота в подземелье у … (крота)

 

3)Мой хвост не отличишь от головы

  Меня всегда в земле найдете вы.

 А если вдруг пролился дождик

 Я выползаю на дорожки. ( дождевой червь)

 

4)Погляди на молодцов: веселы и бойки

  Волокут со всех концов, материал для стройки.

  Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

  И спешит на помощь друг, тут народ хороший.

   Без работы, хоть убей жить не может…(муравей)

 

5)Скачет зверушка, не рот а ловушка.

  Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)

 

Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

 

                                    ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

 

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия пока последний участник не принесет землю своему дереву.

 

- К своей земле нужно относиться бережно, кроме всего не нужно ее загрязнять.

Сейчас мы увидим, как происходит загрязнение почвы.

Опыт 3. Рассмотрим воду у меня в баночках.

- Чем они отличаются?

Да, в одной чистая вода, а в другой грязная, которая осталась после стирки. Такую воду мы выливаем в раковину или выплескиваем на землю.

- Что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной?

Давайте польем почву в одной банке чистой водой, в другой грязной.

- Что изменилось?

В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку.

Если вы обнаружили неработающую ссылку, оставьте комментарий.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лоскутова Наталья Георгиевна

Дата: 16.05.2016

Номер свидетельства: 327434

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы "Весна идет, весне дорогу" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-intieghrirovannogho-zaniatiia-dlia-podghotovitiel-noi-ghruppy-viesna-idiet-viesnie-doroghu"
    ["file_id"] => string(6) "224753"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439133369"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства