конспект родительского собрания в ДОУ тема "Детская тревожность"
Конспект родительского собрания в ДОУ тема "Детская тревожность"
Целью данного мероприятия является обсуждение с родителями проблемы тревожности у детей; обобщить знания родителей о влиянии тревожности на психическое развитие ребенка; познакомить родителей со способами коррекции и профилактики тревожного состояния.
В конспекте представлена беседа с родителями, анкетирование родителей "Какой Вы родитель". Так же для родителей представлены советы, если в семье имеется тревожный ребенок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект родительского собрания в ДОУ тема "Детская тревожность" »
МДОУ «Детский сад «Светлячок» с.Черкасское
Вольский район Саратовская область
Конспект родительского собрания в детском саду.
Тема собрания: «Детская тревожность»
Составила: педагог-психолог
Бажина Н.А
2015г.
Цели: обсудить с родителями проблему тревожности у детей; обобщить знания родителей о влиянии тревожности на психическое развитие ребенка; познакомить родителей со способами коррекции и профилактики тревожного состояния.
Ход мероприятия
(звучит песня «Ахи-страхи»)
- Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем родительском собрании. Итак, тема нашего собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».
- Как часто Вы слышали от своего ребенка «Мама я боюсь! Мне страшно» В наше время все чаще и чаще возникают детские страхи и тревожность. И сегодня мы попытаемся ответить на следующие вопросы:
Что такое детская тревожность?
По каким причинам она возникает, и какой вред несет психическому развитию ребенка?
Как устранить тревожность у ребенка и предотвратить ее и социальном поведении подрастающего поколения. По данным ежегодных государственных докладов "О положении детей в Российской Федерации" количество детей, страдающих нервно-психическими заболеваниями, все увеличивается. Устойчивая тревожность относится к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло.
В стране выросло число семей, неблагополучных в экономическом, психологическом, педагогическом аспектах.
Сегодня существует тенденция роста неполных семей и семей с одним ребенком. При этом замечено, что наиболее подвержены развитию тревожности единственные дети в семье, которые становятся центром родительских забот и тревог. В семьях, где присутствует эмоциональное напряжение, также создаются условия для развития тревожности у ребенка. Дети старшего дошкольного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей.
Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.
У детей младшего дошкольного возраста тревожность – явление редкое и, как правило, носит невыраженный характер. Чем старше ребенок, тем конкретнее, реалистичнее его тревоги. Если маленьких детей беспокоят сверхъестественные чудовища, прорывающиеся к ним через порог подсознания, то старших дошкольников уже будет беспокоить ситуация, связанная с насилием, ожиданием, насмешками.
Тревожность следует отличать от тревоги: тревога - это эпизодические проявления беспокойства и волнения, а тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок волнуется перед выступлением на празднике или пересказыванием сказки на занятии. Но так случается не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответах на занятиях, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.
«тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». (А.М. Прихожан)
«тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях». (Р.С. Немов)
Что же является причинами возникновения и закрепления тревожности у детей?
отсутствие у детей ощущения физической безопасности;
отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;
ребенок, как зеркало, отражает родительские тревоги;
к ребенку предъявляются завышенные требования;
неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия;
потеря любви (любви матери, расположения сверстников);
чувство вины, которое обычно проявляется не ранее 4-х лет. У старших дошкольников чувство вины характеризуется чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного;
неспособность овладеть средой. Происходит это, когда ребенок чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда.
возникновение тревоги в состоянии переживания, возникающее при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильной потребности.
Влияние телевидения на детскую психику огромно и порой негативно.
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, а после 7 лет - девочки. При этом девочки волнуются в основном из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.
Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку со стороны родителей, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспективного» учителя.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Таким образом, тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром. При этом причины формирования высокого уровня тревожности как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и – причем в большей степени – в социальных. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов вполне возможно создать соответствующие условия, чтобы преодолеть развитие высокого уровня тревожности в детском возрасте.
Уважаемые родители, хотели бы вы узнать, какие вы родители и существует ли риск для вашего ребенка «приобрести» тревожность? Я предлагаю вам два небольших игровых теста. Результаты этих тестов озвучены и обсуждены не будут, но вы сможете сделать для себя выводы, стоит ли «работать над собой» и менять свои взаимоотношения с ребенком или в вашей семье все прекрасно.
Тест «Кто Я?»
Задание. 10 раз задайте себе вопрос: «Кто я?» и запишите ответы на листочке бумаги.
Обработка результатов. Когда работа закончена, ведущий предлагает родителям оценить ее результаты: «Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мать» или «Я отец». Если вы написали об этом вначале, значит, родительская позиция является для вас наиболее важной в жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка, отвлеклись на повседневные заботы или же очень загружены работой».
Тест «Какой вы родитель?»
Ведущий: Кому не хочется получить ответ на этот вопрос, мы предлагаем вам тест-игру. Отметьте те фразы, который вы часто употребляете в общении с детьми.
Вопросы
Баллы
Сколько раз тебе повторять?
2
Посоветуй мне, пожалуйста.
1
Не знаю, что бы я без тебя делала.
1
И в кого ты такой уродился?!
2
Какие у тебя замечательные друзья!
1
Ну на кого ты похож(а)?
2
Я в твои годы…
2
Ты моя опора и помощник(ца).
1
Ну что за друзья у тебя?
2
О чем ты только думаешь?!
2
Какая (какой) ты у меня умница!
1
А как ты считаешь, сынок (доченька)?
1
У всех дети, как дети, а ты…
2
Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!
1
Оценка результатов
Подсчитайте общее количество баллов.
Если вы набрали 5-7 баллов, значит, вы уважаете своего ребенка, ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше – вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.
Ведущий. А сейчас попытаемся определить портрет тревожного ребенка.
Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Для того чтобы определить тревожного ребенка, психологи советуют присмотреться и понять: характерны ли для поведения ребенка следующие признаки?
Критерии определения тревожности у ребенка
Постоянное беспокойство.
Трудность, иногда даже невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
Раздражительность.
Нарушение сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Ведущий. Исследователи выделяют несколько уровней тревожности у детей старшего дошкольного возраста: низкий, средний и высокий. При высоком уровне тревожности у ребенка родителям советуют обратиться за помощью к психологу, а средний и низкий уровни тревожности родители могут устранить самостоятельно, но с оказанием консультативной помощи психолога. Низкий уровень тревожности легче поддается коррекции в условиях семьи и детского сада, нежели средний и высокий. Также родители имеют возможность предотвратить возникновение тревожности у ребенка.
Советы родителям (показ презентации)
Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право. ( 3 слайд)
Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации. ( 4 слайд)
Делайте вместе с ребенком, но не вместо него. ( 5 слайд)
Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то. Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.
Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. ( 6 слайд)
Убеждайте ребенка, что все будет хорошо. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра». ( 7 слайд)
Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное. На приеме у зубного врача можно подумать о том, что будет, когда все закончится: пойдем домой, купим мороженого, все будет позади. ( 8 -9 слайд)
Уважаемые родители помните, что чрезмерный просмотр телевизора может привести так же к тревоги и тревожности у ребенка, особенно в возрасте 3 лет.
Сегодня на собрании Мы о многом говорили, давали советы, но на все не хватает времени. Но очень хочется дать Вам небольшую консультацию и советы о влиянии телевидения на ребенка. На эту тему можно говорить бесконечно, Вы только посмотрите, что смотрят наши дети и сделайте свои выводы.( Родителям раздаются листовки «Как влияют мультфильмы на наших детей»)
Со статьей Вы так же можете ознакомиться на сайте NUMI.RU (http://www.numi.ru/fullview.php?id=59645) автор педагог-психолог МДОУ «Детский сад «Светлячок» с. Черкасское Бажина Н.А
- На этом наше родительское собрание окончено. Спасибо всем за внимание. Создайте ребенку дружелюбную атмосферу, атмосферу ласки и любви. (когда расходятся родители звучит музыка «Дружба»)
Статья для родителей
Как влияют мультфильмы на наших детей
Мультфильмы – это прелесть телевидения. И дети, и взрослые их очень любят. Но почти никто не «углубляется» в то, что, на самом деле, скрывается в поведении их персонажей и сюжетов.
В современной мультипликации персонажи часто не только не соответствуют реальному внешнему миру, но уродливы и внешне отвратительны. Ребенок, видя на экране таких героев, старается им подражать, поскольку механизмы имитации у детей рефлекторные, следовательно, поведенчески он копирует тех, кого вы ему сами показали… В дальнейшем проявляется не только поведенческое подражание, но и эмоциональное. А кого только не придумала современная индустрия мультиков от всевозможных колдунов до инопланетных существ, для ребенка все увиденное – это реальность, для малыша еще нет грани реального и условного. Задумайтесь, какую реальность вы выбираете своим детям…
Когда ребенок видит в мультике агрессию, повторяющуюся многократно, да еще и сопровождаемую красивыми, яркими картинками, это приводит к выработке соответствующей модели поведения. Малыш не переживает таких обычных и необходимых человеческих эмоций как боль, сочувствие, сопереживание, сострадание. В мультфильмах все, наоборот, вместо данных эмоций ребенок получает удовольствие от удара, оскорбления, такая сцена может вызывать даже смех.
Каков же механизм воздействия мультфильмов на ребенка? Яркие и красочные картинки стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, происходящих благодаря скорости, эффекту «мелькания», колоритности образа. Данный факт способствует развитию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
К чему может привести чрезмерный просмотр
мультфильмов?
Подавление воли и сознания
Воздействие телевизора на детскую психику подобно воздействию наркотиков. Американский психолог А.Мори считает, что просмотр телевизора у ребенка производит гипнотическое оцепенение. Что и способствует подавлению воли и сознания.
Повышенная склонность к внушаемости
В рейтинге наибольшего вреда детской психики первое место занимают вовсе не кровавые боевик, глупые сериалы или даже мультики, а реклама. Она всегда красочная и броская, в ней всегда все улыбаются, радуются – это вызывает у ребенка ощущение маленького праздника. Реклама направлена на внушение установки на покупку предмета или услуги, часто ребенок даже не понимает, что именно там предлагается, но на подсознательном уровне установка усваивается. Это и приводит в дальнейшем к повышенной склонности к внушаемости во всех сферах жизни вашего ребенка. Такому малышу будет трудно объяснить, почему нельзя идти с незнакомым дядей или тетей, если они улыбаются, да еще предлагают конфетку или воздушный шарик. Вам нужны такие проблемы в дальнейшем?
Пассивность
В норме у ребенка большой запас энергии, который необходимо направлять на исследование и познание окружающего мира. Для того что бы понять как работает тот или иной предмет они могут повторить одно и тоже действие очень много раз. Общение же с телевизором не предполагает умственной активности, ребенок пассивный зритель, он только получает информацию в виде чередующихся картинок и не учится ее анализировать. А без активной умственной деятельности не возможно развитие нервных связей, памяти, ассоциаций.
Инфантилизм
На экране телевизора перед ребенком предстают красивые миры, в которых все радуются, не имеют проблем и забот. И у малыша формируется представление, что так происходит и в жизни. Когда в дальнейшем такой ребенок понимает, что необходимо нести ответственность за свое поведение и поступки он стремится спрятаться в тот красочный мир, который он видел в детстве. Во взрослой жизни это проявляется в обидчивости, застенчивости, неумении оценивать свои поступки, принимать ответственность.
Кроме психологического вреда, необходимо учитывать и
вред, наносимый физическому развитию ребенка:
повышенная утомляемость,раздражительность, вследствие истощаемости нервной системы;
расстройство сна, снижение памяти и внимания;
регрессивные изменение в костно-мышечной системе;
развитие близорукости.
Но нельзя, же ребенка вообще отгородить от телевизора, чтобы не навредить развитию, важно соблюдать следующие рекомендации:
Нельзя полностью запрещать ребенку общение с телевизором, но если Вы решили включить ребенку мультфильм, то пусть это будут добрые сказки.
Как известно запретный плод сладок, ребенок будет всячески стремиться уловить момент и хоть немножко посмотреть, что же там такое.
Телевизора не должно быть много
Просмотр телепередач должен быть ограничен. Важно чтобы ребенок знал об этом ограничении. Желание смотреть телевизор детьми подобен снежному кому – чем больше смотришь, тем больше хочется. А для того, чтобы выключение не сопровождалось истерикой у ребенка, необходимо отвлечь его чем-то, например развивающей игрой
Меньше свободного времени
Важным моментом является доступность для ребенка игрушек, инструментов для лепки и рисования, книжек и раскрасок. Малыш может и не вспомнить про телевизор, когда у него будет такой выбор в свободном доступе.
Если Вы включили ребенку мультфильм, то присядьте с ним рядом и устройте совместный просмотр.
Важно не только задуматься над содержанием того, что смотрит ваш малыш, но и сколько ребенок проводит времени с телевизором. Невропатологи рекомендуют придерживаться следующей градации:
-Детям до трех лет телевизор смотреть не следует. Если ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, или есть нарушения в развитии нервной системы и головной мозга то и до 5-6 лет телевизор смотреть не следует;
-здоровые дети 3-4 летмогут смотреть детские передачи около 15 мин;
-5-6летние дети не должны пребывать у телевизора более 30 мин.;
-6-7 летние дети способны смотреть телевизор без отягощающих последствий 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.
Следует помнить, что ни какая телевизионная передача не способна заменять маму и развивать малыша, соответственно его возрасту. Для того чтобы телевизор имел развивающий эффект необходимо, чтобы взрослый человек объяснял что происходит, почему, зачем и как именно.