Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе " Два жадных медвежонка"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №44 «Грибочек»
муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
КОНСПЕКТ
интегрированного занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ и мнемотехники в старшей группе на тему
«Два жадных медвежонка»
Воспитатель: Усманова З.В.
г. Симферополь, 2020г.
Цель: учить проводить звуковой анализ слова; развивать познавательный интерес и связную речь детей.
Задачи:
1) Образовательные:
- учить детей понимать образное содержание сказки и идею сказки, связь между содержанием и названием;
- учить высказывать предположения и делать простейшие выводы по содержанию сказки, излагать свои мысли понятно для окружающих;
- совершенствовать навыки звукового анализа слова «сыр», определять гласные, согласные (мягкий, твёрдый); место звука в слове; делить слова на слоги; определять количество слогов;
- закреплять умение подбирать слова со звуком [С] в начале, середине и в конце слова;
- закрепить умение детей делить целое на две, четыре равные части.
- развивать связную речь, умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом по содержанию сказки, оценивать поведение героев;
- формировать умение подбирать прилагательные к существительным; понимать и объяснять смысл поговорок.
3) Воспитательные:
- воспитывать гуманные чувства у детей на примере поступков героев художественной литературы;
- воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, работать самостоятельно.
Словарная работа: звук, слог, слово; страна Венгрия, венгерский народ.
Предварительная работа: чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка», беседа о нравственности, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Угадай сказку», работа с мнемотаблицами; чтение художественной литературы по теме «Нравственное воспитание дошкольников».
Материалы:
-раздаточный: карточки для звукового анализа слова «сыр», фишки, слоговая линейка, круг жёлтого цвета, ножницы.
-демонстрационный с использованием ИКТ: картинки - иллюстрации из сказки «Два жадных медвежонка», картинка «сыр», мнемотаблица «звуки», картинка деление круга на две и четыре части; книга «Русские народные сказки», игрушки: два медвежонка.
Ход НОД:
Приветствие:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой - друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место мы вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём,
И занятие начнём.
Воспитатель: Ребята, давайте подарим нашим гостям улыбки, хорошее настроение и поприветствуем их.
Дети: Доброе утро! Здравствуйте! Добро пожаловать к нам!
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла на работу, и на подоконнике обнаружила вот эту книгу (показ книги детям). Как называется эта книга?
Дети: Русские народные сказки.
Воспитатель: А какие русские народные сказки вы знаете?
Дети: «Репка», «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей» «Теремок», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Три медведя» .
Воспитатель: А как вы думаете, почему эти сказки называют русскими народными?
Дети: Потому что их придумал, сочинил русский народ. В давние времена сказки передавали из уст в уста , так они дошли и до нас.
Воспитатель: Ребята, представляете рядом с книгой сидели два медвежонка (показ медвежат) . В какой сказке мы встречаем двух медвежат?
Дети: В сказке « Два жадных медвежонка» .
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сказка « Два жадных медвежонка» - это русская народная сказка или нет?
Дети: «Два жадных медвежонка» - это венгерская народная сказка. Эту сказку придумали народы Венгрии.
Воспитатель: Молодцы , почему сказку назвали « Два жадных медвежонка»?
Дети: Потому, что они не смогли поделить головку сыра. Каждый боялся, что другой медвежонок его обманет, и возьмет себе больший кусок.
На экране является картинка «Сыр»
Воспитатель: Смотрите, а вот и сыр, который делили медвежата. Ребята, а ведь медвежата, не смогли поделить головку сыра между собой. Давайте с вами попробуем сделать звуковой анализ слова сыр?
Дети: Хорошо.
Воспитатель: Давайте вспомним, чем буква отличается от звука?
Дети: Буквы мы видим, пишем, выкладываем из счетных палочек. А звуки мы слышим и произносим.
Воспитатель: Ребята, а какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Воспитатель: Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: Гласные звуки поются, произносятся свободно, гласные звуки состоят только из голоса. Согласные звуки при произношении встречают преграду.
Произнести согласные звуки нам помогает: язык, небо, зубы, губы.
Воспитатель: Правильно, ребята, гласный звук состоит из голоса, а согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.
Ребенок читает стихотворение.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, шипеть,
Но не хочется им петь.
Воспитатель: Ребята, какими фишками мы отмечаем гласные и согласные звуки?
Дети: Гласные звуки мы отмечаем красной фишкой, согласные звуки – синей фишкой (квадратиками).
Воспитатель: Перед нами схема слова сыр. Прочитаем его по указке (дети читают).
Воспитатель предлагает провести звуковой анализ слова сыр. Дети проводят звуковой анализ слова. Один ребенок работает у доски. Вместе обговаривают.
Ребенок:
Звук [С] – согласный, твердый, закрываем фишкой синего цвета;
Звук [Ы] – гласный, поется, произносится свободно - фишкой красного цвета;
Звук [Р] – согласный, твердый, закрываем фишкой синего цвета.
Воспитатель: Сколько звуков в слове «сыр»?
Дети: В слове «сыр» 3 звука.
Воспитатель: Сколько гласных звуков? Сколько согласных?
Дети: В слове «сыр» 1 гласный и 2 согласных звуков.
Воспитатель: Молодцы ребята, все справились с заданием.
Физкультминутка:
Медвежата в чаще жили,
В лес ходить они любили,
Вот так, вот так,
В лес ходить они любили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
А потом они плясали
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так,
Выше лапы поднимали.
Воспитатель: Ребята, а кто пришел на помощь медвежатам?
Дети: На помощь медвежатам пришла лиса.
Воспитатель: Как вы думаете, почему лиса взялась помогать братьям-медвежатам?
Дети: Она хотела их обхитрить, чтобы самой наесться сыра.
Воспитатель: Почему лисе так легко удалось обмануть медвежат? Какие они были?
Воспитатель: Какими хотела мать видеть своих детей-медвежат?
Дети: Дружными, заботящимися друг о друге, помогающими друг другу.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам научить медвежат делить целую головку сыра на части, чтобы впредь их не обманывали. Какой геометрической фигуры головка сыра?
Дети: Круглая.
Воспитатель: Что мы можем сказать о круге?
Дети: У круга нет углов, он может катиться.
Воспитатель: У вас на столах круги желтого цвета, сложите круг пополам. (дети складывают). Какая фигура у вас получилась?
Дети: Полукруг.
Воспитатель: Разверните и скажите сколько частей получилось?
Дети: 2 части; 2 полукруга.
Воспитатель: Что больше, целый круг или его часть?
Дети: Целый круг больше части.
Воспитатель: Полукруг сложите пополам (дети складывают). А теперь по линиям сгиба разрежьте круг пополам, а потом каждый полукруг еще раз пополам. На сколько частей вы разделили круг?
Дети: На четыре части, на четвертинки.
Воспитатель: Сколько получилось частей ?
Дети: 4 равные части.
Воспитатель: Соберите из четвертинок целый круг (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Ребята, что мы можем пожелать медвежатам? И чему нас учит эта сказка?
Дети: Нужно больше доверять друг другу и не быть жадным. Потому что жадный теряет намного больше, чем щедрый. Надо уметь делиться, быть дружными, не ссориться .
Воспитатель: Какую пословицу мы может подобрать к этой сказке?
Жадность до добра не доведет.
Лиса семерых волков проведет.
Лучше помалу, но поровну.
Жадность всякому горю начало.
Доверяй, но проверяй.
Воспитатель: Ребята, медвежата благодарят вас за то, что вы научили их правильно делиться друг с другом, не жадничать и не ссориться. Медвежатам пора отправляться в лес к своей маме. Давайте попрощаемся с ними.
Понравилось ли вам занятие?
Какое задание вам понравилось выполнять?
Чему научило нас это занятие? (Не жадничать, не ссориться с друзьями, братьями, сестрами).