Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»
Подготовила: воспитатель
Боброва Е. И.
Выкса, 2022
Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…».
Развивать активный словарь детей, обогащая его новыми понятиями
Тренировать речевое дыхание
Совершенствовать познавательные процессы и коммуникативные навыки
Предварительная работа: поместить портрет поэта в книжный уголок, чтение стихотворений об осени других русских поэтов (А. Плещеева, А. С. Пушкина, наблюдение на прогулке примет осени, рассматривание репродукции И. Левитана «Осень (Октябрь)», слушание произведений П. Чайковского «Времена года», А. Вивальди «Осень»
Звучит Музыка композитора А. Вивальди отрывок времена года – Осень
Заходит «Осень» и приносит (сундучок)
Какой замечательный день! Я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнитесь мне радостно, тогда в группе станет светлей.
-Сегодня я шла к вам в гости через парк. Деревья вокруг были желтыми, словно золото. Под ногами шуршит листва, а в лужах, словно желтые кораблики, плывут листочки. Такая красота вокруг! И мне захотелось принести кусочек этой красоты.
- Ребята, посмотрите, что я вам принесла! (сундучок)
- Чтобы его открыть нужно, отгадать загадку. Послушайте загадку.
(листочки в сундучке)
Летом вырастают зелеными,
А осенью опадают желтыми. (листья)
- Давайте же посмотрим, что лежи листья в сундучке.
Я собрала листья и принесла к вам. Посмотрите, какие они красивые!
Вам нравятся листья? А какие они? Давайте поиграем.
Под музыку «Осень» раздает листики, из сундучка, подул сильный ветер и листики, которые оказались на руках их нужно сдуть. («Осень проводит дыхательную гимнастику)
- Вдох носом, выдох через рот.
Кратковременный.
Долгий (губы трубочкой)
Давайте поиграем в игру. Я буду перечислять приметы. А вы, отгадаете о каком времени года говориться в стихотворений.
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я. Осень.
Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем октябрь- месяц хмурый, мокрый. Как его называют? (Листопадом.)
-Какие приметы осени вы знаете. Вам нравиться осень? Почему?
- Где можно встретиться с красками осени (на природе, в музыке, на картинах художников)
(рассматривают картины, слушают музыку)
- Осень прекрасное время года! Как вы думаете, с помощью чего еще можно рассказать об этом времени года? Правильно.
С помощью слов в виде стихотворений. Стихи, каких поэтов об осени вам знакомы? (дети читают стихи)
Осень в парке
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.
Автор: И. Винокуров
Осина
В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.
Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели.
Автор: Р. Сеф
Утром небо было хмурым
Утром небо было хмурым,
И казалось все понурым.
Осень очень любит плакать,
Дождиком на землю капать.
Любит листьями шуршать,
И с деревьев их срывать.
Автор: Л. Луканова
Наступила осень
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на берёзе
Золотом горят.
Не слыхать весёлых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
Автор: А. Ерикеев
Улетает лето
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Автор: Е. Трутнева
Листопад
Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
- Мы с кленов.
- Мы с яблонь.
- Мы с вишен.
- С осинки.
- С черемухи.
- С дуба.
- С березы.
Везде листопад:
На пороге морозы!
Автор: Ю. Капотов
Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением об осени, Написал его русский поэт Афанасий Фет. (портрет)
Чтение. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» октябрь «Осенняя песня»
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
- Как вы думаете, почему Ласточки пропали?
- А как грачи летали?
- Почему с вечера все спится в стихотворении?
- Скажите, пожалуйста, как называлось стихотворение?
- Назовите автора.
- Какие чувства вы испытывали при заслушивании стихотворения Афанасия Фета «Ласточки пропали.»?
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (дети поднимают руки вверх)
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (движения руками из стороны в сторону)
И на землю тихо сели (дети приседают)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (кружатся на месте)
Закружились, полетели
И на землю снова сели (дети садятся по местам)
- Послушайте, еще раз стихотворение Афанасия Фета «Ласточки пропали.»
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
-Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились в стихотворении? (Зарёй, валиться)
Заря-восход или закат
Валиться- опадает
- Хотелось бы вам выучить это стихотворение?
Давайте поиграем. Гимнастика губ и языка
- Для того, чтобы правильно произносить все слова я предлагаю выполнить гимнастику губ и языка.
«Лопатка»
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
«Дудочка, Трубочка»
Мои губы- трубочка-
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу.
Ду-ду, ду-ду-ду (а теперь поиграй пальчиками)
Вдоль по улице иду я
И в большую дудку дую:
Ду-ду-ду да ду-ду-ду-,
Я по улице иду!
Для того, чтобы выучить стихотворение нам помогут таблицы. Посмотрите.
- Я предлагаю еще раз выразительно, четко прочитать стихотворение.
Итог.
- Ребята, вы меня очень порадовали своей работой на занятии. Мне было очень приятно с вами работать.
- Расскажите, что нового вы узнали? (рассказ по таблице)? Как называется стихотворение, которое вы выучили? Кто автор этого стихотворения? Как мы учились запоминать стихотворение? Всё это вам пригодится в школе, когда будете учить стихи