Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Широкая масленица»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Широкая масленица»
Цель приобщить к русским народным праздникам через различные виды деятельности
Задачи:
образовательные - обобщить и закрепить знания детей о празднике «масленица». Способствовать формированию у детей интереса к обрядовым русским праздника. Прививать любовь к народному творчеству.
Развивающие - обогащать и активировать словарь детей, расширять знания детей об обычаях и традиционных календарных праздниках;
Воспитательные - воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к народным традициям, доставить детям радость, удовольствие от совместной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Широкая масленица»»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«Широкая масленица»
Цель:
приобщить к русским народным праздникам через различные виды деятельности
Задачи:
образовательные - обобщить и закрепить знания детей о празднике «масленица». Способствовать формированию у детей интереса к обрядовым русским праздника. Прививать любовь к народному творчеству.
Развивающие - обогащать и активировать словарь детей, расширять знания детей об обычаях и традиционных календарных праздниках;
Воспитательные - воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к народным традициям, доставить детям радость, удовольствие от совместной деятельности.
Предварительная работа :
Беседы на тему «масленица».
беседы о русских народных традициях, обычаях и праздниках.
разучивание стихов, песен,потешек, закличек весны, народных игр и забав,.
Подготовка цветной бумаги, клея, основ для аппликации.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением празднования масленицы, ярмарки, произведения декоративно-прикладного искусства, писанка миниатюра на яйце, дымковские игрушки, семёновская матрёшка, хохломские ложки, тарелки,филимоновские свистульки, котелки чугунные, дощечки расписанные городецкой росписью, деревянная посуда расписанная похлов -майдан. (петух на палке с лентами).большая кукла символизировавшая масленицу.
Бумажные полоски желтого цвета (ширина 1,5 см, длина 5 см. И 7 см., кружочки (диаметр 6 см. ,клей.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихи:
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем, есть их вместе.
Воспитатель: о каком народном празднике говориться в стихотворении?
Воспитатель: народ шумно, разгульно и весело провожает зиму.
На масленицу устраиваются катания с ледяных гор, кулачные бои, взятие снежных городков, катания на тройках, сытные застолья, обязательно с блинами.
Ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. Девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.
Воспитатель: почему блины считаются главным блюдом на масленицу?Дети: они похожи на солнце.
Воспитатель рассказывает детям о том,что блин это символ солнышка: такой же горячий и круглый. Люди как бы обращались к солнцу,чтобы оно было к людям добрым: ведь если солнышко будет очень сильно печь, урожай сгорит, а если солнышко будет весной и летом мало, урожай не вызреет.
воспитатель: сколько дней длиться масленица?
Дети: 7 дней.
воспитатель: правильно, семь дней. Давайте перечислим их (дети называют дни недели).
воспитатель:
- я приглашаю вас посетить ярмарку.
Воспитатель:
- кого же можно встретить на ярмарке?
Дети:
- скоморохов, они зазывали народ на ярмарку, устраивали театрализованные представления.
- петрушек, они пели, танцевали, и проводили веселые игры.
- лотошников, они продавали на своих лотках всевозможный товар.
- купцов, они покупали необходимые им товары.
Скоморохи: (два ребенка с лотками)
Скоморох Фома:
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!
Скоморох Ерема:
Слушайте, люди добрые!
Сообщаю сей же час
Губернаторский указ! (читает.)
Что бы было всё,как подобает:
Ярмарке – шуметь,
Горожанам – песни петь,
Силою богатырскою мериться,
Торговать, меняться!
Веселью, шуткам быть!
Повелеваю, ярмарку открыть!
Воспитатель : ребята подходите. Посмотрите!
Здесь платки разные:
И зеленые, и красные.
С набивными цветами,
С бахромой и каймами!
Воспитатель : ребята, а вы знаете, откуда мастера привезли на ярмарку такие красивые платки?
Дети: из Павлова-посада!
Воспитатель : правильно. Это город в Подмосковье, в котором много лет назад местные мастерицы начали заниматься изготовлением необыкновенно красивых платков и шалей.
Скажите, а какие узоры встречаются на платках?
Дети: алые розы с бутонами, гроздья рябины, цветы, восточные орнаменты.
Воспитатель : изумительно красивые платки были настолько популярны, что существовал танец с платками, в котором дамы могли демонстрировать свою красоту, грацию, осанку. Девочки-красавицы, примерьте платки, а мальчикам тоже есть, что надеть это расписные рубашки.
(дети одевают платки и рубашки.)
- А теперь пора посмотреть другие товары на нашей ярмарке. (дети вместе с воспитателем подходят к 2-му прилавку).
Воспитатель: подходите, не спешите,
Это чудо посмотрите!
Резные ложки и ковши,
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же – каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют …
Дети: хохломой!
Воспитатель: ребята, посмотрите, какая красивая посуда! Блестит, как золотая, будто солнцем залитая!
Много лет тому назад возник хохломской промысел. Хохлома – большое старинное торговое село, где продавалась эта посуда. Отсюда и название росписи. Какое?
Дети: хохломская!
Воспитатель: а из чего изготавливалась посуда для росписи?
Дети: из дерева.
Воспитатель: скажите, какие цвета для росписи используют мастера?
Дети: красный, зеленый, черный, желтый.
Воспитатель: молодцы все вы знаете, посмотрите скоморохи зазывают народ,пойдем те посмотрим что же там такое происходит. (подходим к скоморохам)
Скоморох : а вы играть любите?
Дети: да
Скоморох : тогда собирайся народ!
Карусель всех ребят зовёт!
Подвижная игра “карусель”(петух на палке с лентами, дети берутся за ленты)
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
Скоморох: ребята, а вы умеете перетягивать канат?
Дети: да.
скоморох: А ну, смельчаки, выходите! Свою силу покажите!
Подвижная игра «перетягивание каната».
Воспитатель: молодцы ребята, нам пора отправляться дальше. (подходим к 3-му прилавку с дымковскими, филимоновскими игрушками)
Посмотрите, какие красивые игрушки. Делали их своими руками мужчины из глины, а женщины их расписывали. Ребята, а как можно еще назвать филимоновские игрушки?
Дети: это свистульки. (барыни,крестьянки,солдаты,танцующие пары,коровы,бараны,лошади, медведи.)
Воспитатель: так же тут есть дымковские игрушки, кони. Петушки, индюки и т. д.
А еще матрешки, погремушки. В старину люди делали игрушки сами. А как вы думаете. Из чего делали игрушки русские мастера?
Ответы детей.
Воспитатель:да из того что было под рукой: из глины, соломы, ткани, дерева, до чего же хороши старинные игрушки! И это не удивительно – ведь мастера вкладывали в игрушку всю свою фантазию, любовь.
Проходим к 4-му прилавку, (на нем лежат картинки с иллюстрациями праздника масленицы)
Воспитатель: посмотрите, ребята как в старые времена праздновали масленицу. Ребята давайте вспомним,на что похожи блины?
Дети: на солнышко.
Воспитатель: правильно на солнышко, а вы хотите сделать солнышко?
Дети: да.
Воспитатель предлагает детям сделать портрет солнышка, на приготовленных заранее основах – кружочки жёлтого цвета. Обращает внимание детей. Что само солнышко можно сделать в виде круглого диска. Воспитатель уточняет представление детей о том, какой формы могут быть декоративные лучики. Красивые лучики прилепим вокруг солнечного круга. Они могут быть одинаковые или разные по размеру и форме, одноцветные или многоцветные.
В конце занятия устраивается выставка работ. Дети любуются солнышками. Делятся впечатлениями от работ. Воспитатель предлагает вспомнить еще потешки и заклички о солнышке и масленице.