Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Моя дружная семья» в старшей группе.»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №138»
Конспект занятия по развитию речи
по образовательной области «Речевое развитие»
на тему: «Моя дружная семья»
в старшей группе.
Выполнила: воспитатель высшей категории Семченко Т.С.
Оренбург, 2022
Тема: «Моя дружная семья»
Возраст детей: 5-6 лет
Цель: Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата; учить отвечать на вопросы.
Программное содержание:
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательные задачи:
Связная речь – научить детей подбирать в речи слова-признаки качества, отвечать на вопросы полными распространенными предложениями;
Звуковая культура речи – формировать умение слышать выразительность речи других детей;
Словарь и грамматика - закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, упражнять в подборе прилагательных; активизировать словарный запас.
Развивающие задачи:
Развивать память, мышление, речь;
Формировать воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений.
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к своим родным, желание высказывать свои чувства к близким людям;
Закрепить представления о трудовых обязанностях в семье.
Активизация словаря: члены семьи, семья, родственники, близкие.
Интеграция с образовательными областями:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Создать условия для усвоения детьми норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживания, навыки доброжелательного общения с окружающими.
Образовательная область «Физическое развитие»
Создать условия для активного отдыха в динамической паузе «Какие у меня родные?»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Закрепить названия родственных отношений в семье;
Систематизировать знания о роли семьи в жизни человека.
Предварительная работа:
Вспоминаем фамилию, имя, отчество и профессии родителей;
Рассматриваем семейные фотографии; проговариваем какие обязанности у членов семьи.
Чтение и заучивание пословиц о семье.
Методические приемы:
- игровая мотивация,
-использование ИКТ,
-смена статического положения,
-использование динамической паузы,
-работа с дидактическим материалом,
-звуковая культура речи,
-сюрпризный момент,
-использование наглядности,
-вопросы к детям,
-рассказ из личного опыта,
-рефлексия.
Индивидуальная работа:
Активизировать Машу, Лизу Б., Ангелину и Соню Б. в составлении полных ответов на поставленные вопросы.
Напомнить Саше Сиз., Глебу о правилах поведения в обществе.
Материалы и оборудование: ноутбук (телевизор), желтый круг из бумаги, желтые полоски, семейные фотографии детей, тучки из бумаги и солнышки из бумаги по количеству детей, мольберт, мяч, колокольчик.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Вводная часть.
Организационный момент - (дети стоят в кругу). Раздается звук колокольчика.
Ребята, у меня сегодня хорошее настроение. Хотите я вам подарю хорошее настроение? Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мотивация к деятельности.
– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Татьяна Станиславовна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Лизонька, Сашуля…). Ребята, сегодня к нам пришло электронное сообщение (слайд № 1). Хотите прочтем его? (ответы детей) Но прежде, чем мы его прочитаем нам надо отгадать от кого оно. Попробуем? (ответы детей). Слушайте внимательно.
Ночью темною в избе
Вою я в печной трубе,
Ухаю совой на крыше,
Кошкою пугаю мышек,
Дверью жалобно скриплю –
Очень всех пугать люблю!
Но я вовсе не чертенок,
А проказник-домовенок. (слайд № 2) Читаем письмо?
II. Основная часть.
На слайде № 3 сообщение: «Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих я хочу попросить помочь мне. Меня позвали жить в семью девочки Юли. А что это такое «семья», я не знаю. Понравится ли мне там? Не будут ли меня обижать? А вы знаете, что такое «семья»? Расскажите мне, чтобы я не боялся». Ребята, поможем домовёнку? А у нас получится? (ответы детей).
Если вы согласны, то давайте присядем на ковер. Чтобы наш язычок хорошо говорил, давайте вспомним сказку о послушном язычке, а поможет мне Соня Б., она будет показывать упражнения язычком, а я расскажу вам сказку.
Гимнастика для язычка («Сказка о Послушном язычке»)
2. Беседа о семье (сидя на ковре в кругу)
– Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья!
– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семья – это главное, дорогое, что есть у человека. Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но, если они любят друг друга – это настоящая семья.
3. А сейчас поиграем в игру «Какая ваша семья» и расскажем домовёнку Кузе какие у нас семьи.
Дети ловят мяч по очереди, произнося прилагательные: веселая, дружная, счастливая, трудолюбивая, спортивная, крепкая, любимая, здоровая.Воспитатель: Все семьи разные, есть большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами; они живут в разных домах и в разных квартирах.
Пальчиковая гимнастика «Мой домик»
4. Чтобы солнышко снова выглянуло из-за тучек мы покажем домовёнку, как мы умеем веселиться.
Динамическая пауза «Повтори за мной» (видеоролик)
Кузя: Ребята, огромное спасибо вам. Теперь я знаю, какие вы веселые. А как понять, что родные умеют радоваться, сердиться, удивляться? (слайд № 4)
Воспитатель: Мы покажем тебе это
Дидактическая игра «Радость и печаль» (солнышко и тучка)
Я буду называть поступок, если он порадует маму – поднимаем солнышко, если поступок огорчит – поднимаем тучку. Договорились?
III. Заключительная часть.
Кузя: Спасибо, ребята. Вы просто молодцы! Теперь я постараюсь никогда не огорчать своих близких. Но что я буду делать, когда буду жить с девочкой Юлей и её семьёй, я не знаю. Чем занимаются члены семьи? (убираются, играют, гуляют вместе). Слайд 5,6,7.
Воспитатель: Кузя, ребята тебе рассказали, чем занимаются члены семьи, а теперь они это покажут
Игра «Бабушка Маланья».
А теперь немного поиграем, выходим и становимся в круг.
Как у бабушки Маланьи
Было семь сыновей,
Все они без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими глазами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой,
Все они не ели,
На нее глядели.
Разом делали вот так,
Как?
(Игра проводится 2-3 раза).
Кузя: Спасибо, ребята. Я очень рад, что обратился к вам за помощью. Вы мне всё рассказали о семье. Я всё знаю и с радостью пойду жить к девочке Юле. Пойду паковать чемоданы. До свидания (слайд №8)
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, что мы делали сегодня? Как вы думаете, мы смогли помочь Кузе? Вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего? Что было легко? А что вызвало затруднение? Что вам показалось самым интересным? Почему? Спасибо за внимание. Можете отдыхать.
Воспитатель: Ой, посмотрите ребята, Кузя с нами попрощался и забыл сказать, что в зеленой коробочке лежат угощения для самых лучших ребят из 8 группы. Идемте скорее посмотрим.