- совершенствовать умения слушать, отвечать на вопросы полным предложением;
- закрепить навык образования прилагательного от существительного;
- продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
Оборудование: мультимедийный проектор, шкатулка.
Предварительная работа: рассматривание картин, разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени. Знакомство стихами русских поэтов: А.С. Пушкин «Унылая пора. Очей очарованье»; А. Н. Плещеев «Уж небо осенью дышало»; наблюдение за осенней природой.
Материал:дидактический материал по теме «Осень», мяч.
Словарная работа: Активизация словарного запаса детей (золотистая, пышная, роскошная, щедрая, прекрасная, лучезарная и другие).
Ход занятия
1.Организационный момент.
Воспитатель: Дети я сегодня утром обнаружила странный конверт на столе, но ничего не понимаю, откуда он? Давайте вместе с вами посмотрим: «Здравствуйте дорогие дети группы «Почемучки». Отправляю Вам письмо с просьбой рассказать о том, что вы знаете о времени года Осень. Очень прошу, расскажите пожалуйста». С наилучшими пожеланиями - Королева Осени».
Воспитатель: Это очень интересно! Ну что, друзья мои, расскажем. А сейчас послушайте внимательно:
У домов помоет крыши
Отведёт в берлогу мишку,
В полях работы завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим: — Кто ты? — И услышим: «…» (Осень)
Воспитатель: правильно, это осень. Стихотворение А.Плещеева «Осень»
2. Работа по теме
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? ( ответы детей)
Дети: Осенние месяцы - Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Воспитатель: Какой месяц начинает осень? (Сентябрь).
А после сентября? (Октябрь).
А после октября? (Ноябрь).
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. Я попрошу Семена рассказать стихотворение: Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.
Воспитатель: Скажите пожалуйста, какая бывает погода осенью? (Ответы детей)
У меня мяч осенний и волшебный,
Будет в руки вам скакать и вопросы задавать.
Игра «Погода осенью».
Какая погода ?
* Когда идет дождь – дождливая;
* Когда дует ветер - ветренная;
* Холодно - холодная;
* Пасмурно – пасмурная;
* Хмуро – хмурая;
* Сыро - сырая;
* Ясно – ясная.
Воспитатель: Отлично, все верно. Хочется похвалить, что ответили четко, внятно. А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: Осень бывает ранняя и поздняя.
Воспитатель: правильно.
Есть две осени: Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем.
Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Это поздняя осень.
Воспитатель: Почему осень называют золотой?
Дети: Золотой называют, потому что листья на деревьях становятся разноцветными( желтыми, красными, оранжевыми).
Воспитатель: Молодцы.
И к каждой осени у нас особая любовь. Давайте, подберем слова- определения к первой золотой осени ( золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, лучезарная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная).
Воспитатель: Послушайте, как красиво Федор Иванович Тютчев написал об осени:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Дети, а какие вы знаете стихи об осени, давайте расскажем (Дети читают стихи).
( А.Пушкин «Унылая пора!», Николай Некрасов «Славная осень»; Иван Бунин «Листопад»; А.Пушкин «Уж небо осенью дышало»).
Воспитатель: Удивительная, неповторимая пора- увядание. Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам, а птицы улетают на юг.
Одна из первых примет осени - на деревьях появляется разноцветные листочки, желтеет и высыхает трава, идет моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы.
Раньше всех начинает желтеть липа. Есть такая поговорка в народе «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Затем начинают желтеть березы. Начинают желтеть листья рябины, кружатся в воздухе опадающие листья. Это явление называется ….!
Как называется в природе это явление?
Дети: В природе это явление называется – листопад (рассматривание картин: клена, березы, рябины).
Воспитатель: С давних времен люди писали стихи, сочиняли пословицы, поговорки, загадки. Их могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.
3. Игра «Да или нет»
А теперь давайте поиграем в игру «Да или нет» ( дайте правильный ответ).
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Молодцы, вы знаете приметы осени, правильно ответили на вопросы.
Физкультминутка "Листочки".
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Воспитатель: Ребята вы знаете пословицы, поговорки, загадки об осени? У нас есть волшебная шкатулка- копилка народных мудростей, я попрошу вас положить туда все свои знания? ( Открываю крышку, а дети называют приметы, пословицы, загадки).
Пословицы
Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет, и дождь за собой ведет.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
От осени к лету, поворота нету.
Приметы
Осенью паутина на ясную погоду.
Гром в сентябре - теплая осень.
Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
Когда гусь улетает, снег выпадает.
Загадки:
- Падают с ветки, золотые монетки (Осень).
- Горя не знаем, а горько плачем (облака, дождь).
- Седой дедушка у ворот, все глаза нам заволок (Туман).
- Пришла без красок, без кисти, И перекрасила все листья. (Осень)
- Листья желтые летят, падают, кружатся,
И под ноги просто так, как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад? Это просто … (Листопад )
Воспитатель: Замечательно, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Эту шкатулку предлагаю отправить Королеве Осени, согласны!? Мне кажется, ей будет приятно получать подарок от вас.
Я знаю, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень. А давайте поиграем, игра называется: «Осенние слова».
Игра «Осенние слова».
Воспитатель: Кому передаю мячик, тот говорит словечко об осени.
Воспитатель: правильно, молодцы. Вы очень внимательны.
Мы сегодня с вами много говорили об осени, а сейчас послушаем музыку. (П.И.Чайковский. «Времена года», «Осеняя песенка»).
Назовите пожалуйста композитора этого произведения?
(Ответы детей).
Воспитатель: правильно, молодцы.
Итог:
Воспитатель: о чем мы с вами сегодня говорили?
Дети: Мы говорили об осенних месяцах: сентябре, октябре, ноябре.
Воспитатель: В какие игры с вами играли?
Дети: Поиграли в игры: «Погода осенью»; «Осенние слова». Дали правильный ответ «да» или «нет» на вопросы. Отгадывали загадки, поделились приметами, поговорками и пословицами.
Воспитатель: Вы сегодня все молодцы, Королева Осени добра и внимательна, вам она передала корзинку с гостинцами – дарами осени.
Сейчас все попрощаемся с нашими гостьями. Скажем: До свидания!
Список используемой литературы:
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада». Экология. ТЦ «Учитель». Воронеж 2005
Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО» 2008
Всероссийский научно- методический журнал «Детский сад. Все для воспитателя!». №10. Октябрь,2016г.