Образовательные задачи - развивать все компоненты речи детей (лексическую сторону, грамматический строй речи, произносительную сторону речи, связную речь).
Развивающие задачи – развитие воображения, памяти, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Воспитательные задачи - воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью.
Предварительная работа: рисунки детей «Моя мама» (бабушка, сестра).
Сюжетно-ролевая игра «Дочки - матери»,
Беседа: "Я и мой дом", "Если бы у меня была волшебная палочка".
Чтение - Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама»,
Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Что сказала бы мама», фотовыставка «Моя семья»
Оборудование: детские семейные фотографии детей, мужские и женские фотографии разного возраста для составления семейной цепочки, цветик-семицветик с отрывными лепестками, волшебный сундучок.
Методические приемы: игровая мотивация в заданиях, стихотворения, загадки, сюрпризный момент, использование фотографии, считалок, психологического тренинга, заучивание стихотворения, задание на дом для детей, работа с родителями (вытащить лепесток из-под подушки и поддержать волшебство данной ситуации, оставив надежду на лучшее в сердцах детей)
ХОД НОД
Организационный момент.
(Дети на ковре встали в кружок)
«Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся».
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Зульфия Рашидовна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Мадиночка, Саидочка).
Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких детишек, хороших и пригожих, я приглашаю поиграть. А после игр вас ждет волшебный сюрприз.
Психогимнастика
- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся, вас. А когда они радуются, когда у них хорошее настроение? Вот с такими радостными лицами будьте всегда и никогда не унывайте.
(дети присаживаются на ковер в кружок).
- А теперь послушайте стихотворение и догадайтесь, о ком в нем говориться. Глазки закрыли, ушки открыли.
«Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
Она улыбнётся: ясно и тепло.
Вот уже и солнышко в комнате взошло»
О ком это стихотворение?
Дети: О маме.
Воспитатель: Скажите самые хорошие слова о своей маме. Какая она?
Дети: Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая.
Этюд – игра «Ласковый ребёнок»
(По одному вопросу каждому ребенку. После ответа на вопрос, ребенок, перекатывает мяч своему соседу) А как, ты обычно называешь свою маму? (мамочка, мамуля)
- А как, ты называешь своего папу? (папочка, папуля)
- Как называют твою маму, бабушка с дедушкой? (Заирочка, доченька)
- Как называют, бабушку и дедушку?
- Как называют их твои родители? (мама, папа).
Пальчиковая игра «Дружная семья»
(дети поднимаются с ковра) Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот пальчик - я,
Вместе - дружная семья!
Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Волшебный сундучок«Моя семья».(Дети полукругом рассаживаются на заранее расставленные стульчики)
(Из волшебного сундучка воспитатель достает семейную фотографию какого-то ребенка, этот ребенок рассказывает о своей семье, кто изображён, чем в жизни занимается, что любит и т. д.) По ходу рассказа, если ребенок затрудняется, воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, где фотографировалась семья.
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
-Кто самый младший?
- Кто кому мама?
- Кто кому сын (дочка?)
- Для мамы ты кто?
- А для бабушки?
- Для брата, сестры?
- Ты любишь своих близких? Почему? (Потому что они добрые, ласковые, заботливые)
- Кто, чем занимается в семье?
- Кто о тебе заботится?
- Как ты заботишься о других членах семьи?
Игра «Собери цепочку»
Разложить фотографии согласно возрасту и полу на ленточном столе
2.- Младенец - мальчик - дошкольник - школьник - студент - папа - дедушка. (с помощью считалки, которую рассказывают сами участники, выбираются 2 детей составляющих цепочки) После завершения, остальные ребята подходят к столу и проверяют правильность составленной цепочки. Высказывают свое мнение
Игра: «Растущие имена»
(Дети встают в круг на ковре. Воспитатель бросает мяч ребенку, а после ответа получает его обратно.) Ребята, а вы знаете, что имена растут вместе с детьми? Как звали вашего папу в детстве? Как его стали называть, когда он вырос? Как звали вашу маму в детстве? Как ее называют сейчас? Как тебя зовут сейчас, в детстве? Какое имя будет у вас, когда вы вырастите?
Игра: «Цветик-семицветик»
Воспитатель: Я приготовила вам сюрприз. Хотите узнать, какой? Это цветок, волшебный. Он похож на цветок из сказки. Из какой? (цветик-семицветик). А у нашего цветочка, сколько лепесточков? (десять) Значит, он, как называется? (десятицветик), (пожелания детей своей семье, мечты детей).
Дети все вместе берутся за лепестки от цветка. Каждый за свой и вместе произносят слова. «Лети, лети лепесток, через запад на восток через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, будь по- моему вели! (дети отрывают лепесток, загадывают вслух свое желание и прижимают свой лепесток к сердцу, чтобы вся любовь от сердца передалась лепесточку.)
(Желания не материальные, относящиеся к ребенку и его семье)
Воспитатель: Но это еще не все, чтобы желание сбылось необходимо его написать на лепесточке. Придти домой, произнести волшебные слова над лепестком: «О мой… желтенький листок, мой волшебный лепесток, сквозь снег, метели и пургу, лететь сама я не могу. К волшебной фее пронесись, чтоб все мечты мои сбылись» и положить его на ночь под подушку, чтобы волшебная фея смогла его забрать и исполнить желание».
Вам понравилось играть со мной и вашими друзьями? Пусть все ваши желания обязательно сбудутся. Берегите своих близких людей. Любите их, и уважайте.