Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательного развития "Блокадный хлеб"»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №133
Конспект познавательно развития в подготовительной группе
Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб».
Подготовила воспитатель высшей категории
Лавренчук Ирина Давыдовна
Комсомольск-на-Амуре
2022
Цель: - расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Задачи: - Познакомить детей с жизнью взрослых и детей в тяжелые военные годы. - Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма. - Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны. - Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады». Оборудование и материалы: фильм документальный «Блокадный Ленинград», фото военных лет, чтение стихов о блокадном городе, запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача,
хлеб военного времени.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня я хочу вам рассказать о подвиге города Ленинград во время войны. Будем благодарны ветеранам за их подвиг.
Воспитатель: Каждый год, наша страна 27 января отмечает праздник День полного снятия Блокады Ленинграда
-А как сейчас называется этот город на реке Неве?
Дети: (Санкт-Петербург)
Воспитатель: Много испытаний было у этого прекрасного города: наводнения, пожары, но Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для города.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, как выглядит город на карте. Рассматривание карты города на фото
Воспитатель: До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война….. Страшная, беспощадная. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли. Но жители мужественно обороняли свой город.
Рассматривание карты Блокады Ленинграда
Воспитатель: Посмотрите (карту-картинку), на что это похоже? (круг, кольцо)
Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград с большой землёй.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города (Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача). В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Вот и тогда все встали на защиту города.
Какое – то время ещё работали школы. Сидели дети в пальто и шапках в не топленом классе, голодные. Электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилёк.
Норма хлеба снизилась в 5раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода.
Хлеб готовили из отрубей, он был горький . Он был невкусный, норма была очень маленькая, выдавали хлеб по карточкам, а если карточку потеряешь, то и вообще останешься голодным. Воспитатель: Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.
Воспитатель: Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.
Воспитатель: Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).
А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.
Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года, шли днём и ночью по льду озера машины и доставляли в город тонны продовольствия, вооружения, боеприпасов. По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.
Воспитатель: Как называлась дорога, по которой нам тогда доставляли продовольствие? Ответы. Воспитатель: Да – Дорогой жизни. По этой дороге доставляли продовольствие в город, а из города вывозили слабых и больных. Вывозили их на машинах, эти машины назывались – полуторки. Посмотрите на картинку, вот такие машины проезжали по дороге жизни. Правда не все машины доезжали до места назначения, иногда машины проваливались под лед, вместе с провизией и даже вместе с людьми.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в то время детям тоже было очень трудно, но они учились, помогали старшим, после учебы они еще и работали. А вспомните, как звали девочку, которая вела дневник. Ответы.
До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки – Тани Савичевой.
В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала:
«Сегодня умер дедушка». На следующей странице – «Сегодня умерла мама».
День за днем умирали от голода и холода Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено – «Умерли все»… Осталась одна Таня.
Слайды Дневника.
Воспитатель читает стихи
В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.
Кружился снег, а город наш бомбили
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили,
Чтоб мирной стала каждая зима!
Воспитатель: Спустя 900 дней, 27 января 1944 наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.
В честь этой победы был дан артиллерийский салют.
Юрий Воронов, поэт-блокадникнаписал замечательное стихотворении о праздничном салюте в честь снятияблокады.
За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Воспитатель: На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, у братской могилы горит Вечный огонь. Посередине возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…..
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
Воспитатель читает стихи
На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.
Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто. Никто не забыт! »
Чтоб помнили все строчки эти.
Воспитатель: Предлагают минутой молчания почтить всех кто погиб ради нашего счастливого сегодняшнего времени. Минута молчания.
Воспитатель: Сейчас предлагаю вам попробовать хлеб, который испекли наши повара. Он приближен к хлебу того времени.