Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ЗПР (старшая группа)»
Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ЗПР (старшая группа).
Подготовила: учитель-дефектолог Галушка Е.В.
Тема: «В гостях у Федоры»
Цель: уточнение и расширение представлений о посуде.
Предварительная работа:
Просмотр мультипликационного фильма «Федорино горе», знакомство с персонажами мультфильма, рассматривание иллюстративного материала по теме «Посуда», разучивание упражнений на внимание для подготовки к продуктивной деятельности, «получение телеграммы» от Федоры.
Оборудование и материалы:
а) демонстрационный материал: карточки с символьным изображением упражнений на внимание, мольберт, магниты, маркеры, изображение кухонного шкафа с 3 полками, стулья с наклеенными изображениями предметов посуды, карточки – «билеты» с наклеенными изображениями частей предметов посуды идентичным с картинками на стульях, карточки с изображением рядов из 4 предметов посуды для игры «Четвертый лишний», угощение для детей – яблоки;
б) раздаточный материал: карточки с изображением предметов посуды: кастрюля, чайная чашка вилка, тарелка, половник; разрезные картинки с изображением посуды, разрез по прямой 4 части, по диагонали 4 части, карточки с изображением посуды для игры: «Продолжи узор»;
в) ТСО: ноутбук, запись из мультипликационного фильма «Федорино горе».
Этапы работы
1.Организационный момент
Дети становятся около педагога.
Педагог: Ребята, вы помните, что нас пригласила в гости наша сказочная знакомая Федора и сегодня я предлагаю отправиться в путь.
На экране проектора появляется изображение автобуса.
Педагог: А вот и наш волшебный транспорт. Чтобы начать наше путешествие, нужно получить билеты. Каждый получит билет, когда назовет любой предмет посуды.
Педагог: теперь нужно занять в волшебном автобусе именно своё место. Для этого посмотрите на свои билеты. Назовите: часть какого предмета посуды нарисована на билете. На сидении вашего места эта картинка целая.
Дети рассаживаются.
Педагог: Дорога в сказку длинная, чтобы не тратить время попусту, предлагаю выполнить задание от Федоры – отгадать загадки:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Дети: чайник.
И в столовой, и на кухне,
В ресторане – и везде:
Если варят – то в кастрюле,
Жарят – на ….
Дети: На сковороде.
По моей тарелочке
Лодочка плывет.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.
Дети: Ложка.
Педагог: Как одним словом назвать все эти предметы?
Дети: Посуда.
Педагог: Вот мы и доехали. Выходите, ребята, вот и дом Федоры.
На экране проектора появляется изображение деревенского дома. Дети останавливаются перед накрытым скатертью столом.
Педагог: Посмотрите, на столе записка от Федоры.
«Дорогие гости, ушла выручать любимое блюдце. Скоро буду. Не скучайте!!! Ваша Федора».
- Что ж, Федора ушла, но мы скучать не будем, я вижу, много дел у нее скопилось и мы, как хорошие гости, могли бы ей помочь. Поможем?
Дети: Конечно, поможем.
Подходят к экрану проектора. На экране изображение шкафа с 3 пустыми полками с изображениями посуды в ячейках слева:
Педагог: Посмотрите, Федора посуду то помыла, а расставить не успела. По своему назначению посуда бывает разной. На какие группы ее можно делить?
1 ребёнок: посуда бывает чайная.
2 ребёнок: посуда бывает кухонная
3 ребёнок: посуда бывает столовая:
Педагог: Для чего нужна кухонная посуда? Столовая? Чайная?
4 ребёнок: кухонная посуда нужна, чтобы готовить пищу, из столовой посуды кушают, из чайной посуды пьют чай.
Педагог: Здесь у нас много всякой посуды. Нам надо ее расставить на полки по группам: на нижнюю полку – кухонную посуду, на среднюю полку – чайную, на верхнюю – столовую.
Дети по очереди называют предметы посуды с изображения, к какой группе относится, и на какую полку этот предмет нужно положить.
На экране этот предмет соединяется стрелкой с определённой полкой.
Педагог: Молодцы ребята, хорошо потрудились, теперь пришла пора и отдохнуть.
Звучит музыка.
Вот большой стеклянный чайник
Очень важный, как начальник
Дети надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули.
Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки.
Присели, одну руку поставили на пояс
Только стукни — разобьются
Кружатся, «рисуя» руками круг.
Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке.
Потянулись, сомкнули руки над головой.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
Руки на поясе, приседают.
Педагог: Как много дел мы с вами, ребята успели сделать, а Федоры все нет… Наверное очень непросто отыскать маленькое блюдце в лесу.. Предлагаю, ребята, для нашей хозяюшки сделать приятный сюрприз.
Дети подходят к столам, на столах контурные изображения предметов посуды с началом ряда из геометрических фигур.
Педагог: Для того чтобы справится с заданием, нужно ручки размять, а поможет нам в этом гимнастика для рук. Становитесь в круг.
Раз, два, три, четыре,
(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(загибать пальчики по одному, начиная с большого)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали!
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Педагог: Присаживайтесь, пожалуйста. Выбирайте себе любой предмет посуды. Назовите его. И расскажите, для чего он нужен.
1 ребёнок: Кастрюля. Это кухонная посуда. Кастрюля нужна, чтобы варить суп.
2 ребёнок: Это чайная чашка. Это чайная посуда. Она нужна, чтобы пить чай.
3 ребёнок: Это половник. Половник - столовая посуда. Половник нужен, чтобы разливать суп в тарелки
4 ребёнок: Это тарелка. Тарелка - столовая посуда. Она нужна, чтобы кушать пищу.
Педагог:
- Посмотрите, на ваших предметах посуды красивый узор продолжите его и украсьте им всю поверхность.
Дети украшают поверхность предмета посуды.
На экране появляется изображение Федоры.
Федора: «Ой, вы гости дорогие, здравствуйте! Вот я и вернулась»
Дети: Здравствуйте!
Педагог: Здравствуй! Нашла ли ты, Федорушка, блюдце своё любимое?
Федора: Да, нашла! Спасибо, вам, что помогли мне с посудой! И разложили и украсили! Какие помощники. Не могу я вас без подарка отпустить. Угощайтесь яблочками.
Педагог: Спасибо, Хозяюшка!
Ребята, пора нам обратно в путь дорогу. До свидания Федора!
Федора: До свиданья, ребята! Приезжайте еще в гости!
Педагог: Рассаживайтесь, ребята, на свои места в автобусе. Отправляемся!
Напомните, мне ребята, какая бывает посуда? Понравилось ли вам в гостях? Что понравилось больше всего?