Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия "свойства песка и глины"»
Конспект открытого занятия с элементами опытно-экспериментальной деятельности.
Тема: «Особенности песка и глины»
Дата: 11.01.22
Воспитатель: Носуль Е.А.
Группа : старшая группа.
Тема: «особенности песка и глины»
Образовательная область: Познание
Цель: познакомить детей с компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами, сравнить, чем они отличаются.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к не живой природе, аккуратность, умение работать с раздаточным материалом,.
Обучающие:
познакомить детей со свойствами песка и глины (песок -сухой сыпучий, состоит из мелких крупинок;
Глина - сухая- твердая, крошится; мокрая- мягкая. липка, ). Умение составлять небольшой связной рассказ о свойствах изучаемых материалов.
Развивающие: расширить представление детей об окружающем мире, природном окружении, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать объекты.
Предварительная работа:
•Беседы о свойствах песка и глины, где используются данные материалы.
•рассматривание народных глиняных игрушек . Иллюстрации с изображением кирпичных строений, посуды и изделия из стекла.
Материал и оборудование: песок, глина на каждого ребенка, банки с водой, увеличительные стекла, доски для лепки, поднос для коллективной работы, фартучки, комочки влажной глины, одноразовые тарелочки, картинки с рисунками где используют песок и глину, 2 коробки, изделия (игрушки, посуда) из глины и стекла.
Дети входят в группу здороваются на двух языках с гостями. Предлагаю обратить внимание на белые следы.
восп.: Ой ребята посмотрите к нам видно кто то приходил и оставил следы кто же это мог быть, посмотрите нам этот неизвестный гость оставил 2 коробки, и записку , нет это не записка а какое то приглашение. это приглашение от тетушки Совы, она нас приглашают на выставку поделок, а вот из чего они нам нужно отгадать, в этих коробках и есть разгадка.
Предлагаю на ощупь определить что находится сначала в одной коробке ( песок)
Правильно песок, а где можно найти песок? (в пустыне, на пляже, в песочнице, в море, на реке, озере)
ну теперь давайте узнаем , что во второй коробке? ( глина)
где можно найти глину? (это полезное ископаемое в земле).
Ну, вот мы узнали из чего сделаны предметы на выставке и можно туда отправляться.
Идут к столам , где организована выставка из предметов выполненных из песка и глины ( игрушки , посуда, пасочки и дом из песка) все рассматривают , беру игрушку из глины рассматриваем, затем пасочку из песка она рассыпается.
- Ой смотрите эта игрушка не сломалась , а эта сломалась почему? ( ответы детей)
а хотите узнать почему из глины предметы крепкие и не ломаются , а из песка сразу рассыпалась?
я предлагаю это узнать и приглашаю вас это выяснить самим.
Проходят за стол для опытов. что бы начать наши опыты нужно немного подготовиться , надеть фартуки , что бы не замарать одежду, подготовить пальчики для работы.
Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик в глине – соединить большой и указательный
этот в желатине – со средним
этот в шоколаде – с безымяным
этот в мармеладе – с мизинцем
пальчики склеились – соединить в щепоть
расклеились – раскрыть ладонь.
что бы начать работать я расскажу вам некоторые правила: на песок нельзя дуть , нельзя бросать друг в друга во время работы не трогать глаза .
Опыт 1. «Сыпучесть песка».
- Наберите немного песка из тарелочки в ладошку , высыпьте на белый листок. Что делает песок? ( Сыпется.)
Воспитатель: Легко ли сыплется песок (легко)
-Почему он легко сыплется (сухой, сыпучий) .
Предлагаю высыпать песок обратно в тарелочку. у вас у каждого есть пасочка , давайте попробуем сделать из сухого песка пасочку. Получилось ? нет
- А. давайте сейчас мы рассмотрим песок. и узнаем почему пасочка не получилась . А поможет нам в этом необычный предмет? Кто знает, как он называется (лупа). Правильно или увеличительное стекло.
Опыт 2. «Из чего состоит песок»
- Давайте насыплем на бумагу небольшое количество песка, поднесём лупу, внимательно рассмотрим, что вы видите? Песчинки . Как выглядят песчинки? (они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, это крохотные камешки).
Опыт 3.
А теперь давайте возьмем глину и так же попробуем высыпать глину на листок .
Что легче высыпать – песок или глину? (Песок).
Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать
Посмотрите через лупу на глину ,видны ли такие же песчинки в глине как в песке?
в глине, очень мелкие частички они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу. и из них получаются комочки.
Опыт 3. «Мокрый песок»
Дети давайте аккуратно нальем немного воды на тарелочку с песком . Потрогайте песок, каким он стал? (влажным, мокрым). А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками).
Опыт 4.
А теперь налейте не много воды на глину, Следите, как водичка впитывается: быстро или медленно? (медленно, медленнее, чем в песок, часть воды остается сверху)
- Потому что труднее промочить мелкие частички, плотно прилегающие друг к другу.
А теперь давайте попробуем сделать пасочку из мокрого песка. Получилось? да . вода склеила песчинки, а что будет с пасочками когда песок высохнет ? рассыпятся.
Возьмите кусочек глины и попробуйте скатать шарик. получилось? да . А почему из глины получился шарик , потому что глина липкая. возьмите свой шарик из глины он рассыпался? нет почему? глина – вязкий материал, его частицы очень крепко соединены между собой поэтому шарик не сломался .
А когда наш шарик высохнет он сломается? почему ? частички еще крепче прижимаются друг к другу и
глина становится твердая и не рассыпается.
3. Вот и закончились наши открытия. Давайте вытрем руки влажными салфетками.
А теперь я предлагаю вам поиграть и немного отдохнуть (проходят на ковер)
П/Игра «песок-глина»
Дети по команде « песок» бегают в разные стороны по команде « глина» «прилипают друг к другу .
5. Предлагаю пройти к доске и рассказать где используют песок и глину.(на доске 2 листа ватмана картинки , дети раскладывают картинки в кармашки .)
6 . Предлагаю нарисовать смайлик на песке (на столе стоят тарелочки с песком ).если понравилось занятие, то смайлик улыбается, если нет , то ротик прямой.