Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Ковер своими руками»»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
Тема: «Ковер своими руками»
Воспитатель:
Насурова Марият Габибуллаевна
Обучающие задачи:
Продолжать знакомство с ковроткачеством.
Познакомить с инструментами, необходимыми для ковроделия.
Закрепить умение вырезать геометрические фигуры, подбирать их по размеру, цвету, наклеивать на фон.
Закрепить знание основных элементов узора, умение самостоятельно составлять узор на ковре, передавать характерные элементы дагестанского орнамента и цветовую гамму с помощью разнообразного материала.
Учить проявлять замысел, творчество.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, творческую способность и эстетическое восприятие окружающего.
Укреплять познавательные интересы детей к труду народных мастеров.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство причастности к культуре народов Дагестана.
Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям разных народов Дагестана.
Воспитывать интерес к составлению узора по мотивам народных орнаментов.
Воспитывать умение радоваться результатам.
Предварительная работа: чтение произведений; заучивание отрывков Р. Гамзатова о народных промыслах Дагестана, беседы о видах дагестанских ковров; дидактические игры: «Укрась ковер», «Дорисуй элемент узора», «Составь орнамент»; экскурсия в Краеведческий музей; рассматривание образцов узоров; изготовление заготовок для ковров.
Оформление группы: карта Дагестана по районам, маленькие коврики для образцов, орнаменты узоров, ковры, инструменты для ковроткачества и прочесывания шерсти, клубки ниток, станки для ковров, шерсть, краски, для окрашивания ниток. Проектор, экран.
Ход занятия:
Дети заходят. Здороваются: Ассаламуалейкум! Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о труде мастеров Дагестана. Великий поэт Расул Гамзатов написал:
- Да будет мир над цепью гор!
Да не коснется зло родного края! -
Так, заклиная, ты ткала ковер,
За нитью нить в раздумье выбирая.
В узор вплетались горы и снега,
Крик журавлей и облачные перья,
Цветущие альпийские луга…
Какие сокровища Дагестана вам известны?
1 реб. Первое сокровище- земля, горы и равнины.
2реб. Второе сокровище- вода, реки, озера, море.
3 реб. Третье сокровище - люди: их дружба с другими народами мира и дагестанское гостеприимство.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на эту доску
- Ребята, посмотрите, что это? (это карта нашей республики) Правильно (обвести контур) посмотрите, какая она красочная, похожа на мозаику. Как вы думаете, что означает каждый кусочек мозаики? (это районы Дагестана).
- Многим славен наш Дагестан, но одно из самых красивых и разнообразных искусств нашего края это ковроткачество
Девушки – дагестанки
Струны ниток разноцветных
Пальцами перебирают,
Словно музыку играют.
Переливы звуков этих
Ты увидишь на паркете,
На стенах внутри домов
Всюду музыка ковров
Воспитатель: Сегодня я хочу поговорить с вами о труде мастеров ковроткачества.
Давайте сядем на коврики. (Дети садятся).
- Помните, к нам приходила мастерица, которая нам показывала, как ткут ковер? (ответы детей).
- На чем она ткала ковер? (ответы детей)
-Правильно дети, на станке для ковроткачества.
- А разве станка достаточно? Что же еще необходимо для того, чтобы соткать ковер?
Я вам покажу, какие инструменты еще нужны: колотушка, ножницы, нож-крючок - эти инструменты помогают мастерам ткать ковер.
А еще нужны льняные нити для основы ковра и шерстяные нити разных цветов.
Шерсть для ниток получают в сезон стрижки овец.
Такой сезон наступает обычно весной или осенью. Шерсть проходила несколько степеней обработки. Ее мыли, сушили, вычесывали, затем с помощью веретена закручивали из шерсти нити.
Затем нити окрашивают. Конечно, сейчас много всяких химических красителей, но шерсть для настоящего дагестанского ковра окрашена только растительными красками.
И сейчас я выберу помощников и вместе с ними мы вам покажем процесс закрашивания нитей с помощью растений.
Нам для этого необходимы: сок свеклы, порошок куркумы, отвар луковой шелухи, чай и краситель цвета индиго. Слайд.
- А вот зеленый цвет мы получаем путем смешивания желтого и синего цвета. Слайд.
- обратите внимание, что шерстяные нитки при погружении в красящую жидкость приобретают необходимый оттенок для использования в ковроткачестве. Слайд.
- Для закрепления цвета в краску добавляли уксус. Затем пряжу промывали в холодной воде и сушили. Слайд.
Затем, мы с вами наблюдали процесс использования этих нитей в ковроткачестве.
Молодцы. Я думаю, вы сможете стать мастерами по изготовлению ковров. сегодня смастерим красивые ковры для малышей. Но ковры мы ткать не будем, а будем выполнять необычным способом, будем составлять узоры на бумаге. Но, прежде чем приступить к работе, подготовим пальчики.
Физминутка «Вот помощники мои».
Вот помощники мои, Смотрим на раскрытые ладони.
Их как хочешь поверни:
И вот эдак, и вот так, Потираем руками.
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять. Хлопаем в ладоши.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели Стучим кулачками друг б друга.
И работать захотели. Потираем руками.
Поработают немножко,
Мы дадим им отдохнуть. Сложили ладони вместе.
Постучали повертели Круговые движения кистями.
И опять обратно в путь. Хлопаем в ладоши.
Аппликация: «Собери ковер из узоров».
Воспитатель: Присаживайтесь за столы. Так как вы сегодня настоящие мастера -узор будете выбирать сами, какой захотите.
Но прежде, чем приступить к работе –давайте вспомним правила безопасности в работе.
Воспитатель: спрашивает сначала детей…Затем обобщает сам: ножницами не махать, резать аккуратно, ножницы держать колечки. Клей в рот не брать, ручки вытирать об тряпочку.
Дети выполняют работу самостоятельно под музыку.
Дети разрезают полоски на прямоугольники, из квадрата - вырезают круг, путем срезания углов. Треугольники - получают, путем складывания квадрата по диагонали и разрезая его. Затем составляют узор на листе и приклеивают. Воспитатель –помогает тем, у кого возникают трудности.
Воспитатель: Кто закончил работу над своим ковром, уберите свое рабочее место.
А теперь, ребята, полюбуйтесь, какие красивые, оригинальные ковры у вас получились. Мы их подарим малышам в их Дагестанский уголок.
Рефлексия:
- Что нового для себя вы сегодня узнали?
- Из каких растений можно получить краски для окрашивания ниток?
- А для чего окрашивают нитки?
- А на что похожи были узоры, из которых вы собирали ковер?