Целенаправленная и согласованная деятельность сотрудников детского сада позволяет осуществлять экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей, подготовку и переподготовку кадров, оценку окружающей среды, координацию с другими учреждениями.
В нашем муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка – детском саду № 102 г. Томска созданы условия для гармоничного развития детей раннего и дошкольного возраста и формирования современных базисных основ личности каждого ребенка.
Цель участия коллектива МАДОУ № 102 в проведении конкурса:
- вовлечение подрастающего поколения в практические природоохранные акции; помощь птицам в трудный период.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конкурс подкормите птиц зимой »
Конкурс «Подкормите птиц зимой».
Старший воспитатель Колеватова В.А.
Целенаправленная и согласованная деятельность сотрудников детского сада позволяет осуществлять экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей, подготовку и переподготовку кадров, оценку окружающей среды, координацию с другими учреждениями.
В нашем муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка – детском саду № 102 г. Томска созданы условия для гармоничного развития детей раннего и дошкольного возраста и формирования современных базисных основ личности каждого ребенка.
Цель участия коллектива МАДОУ № 102 в проведении конкурса:
- вовлечение подрастающего поколения в практические природоохранные акции; помощь птицам в трудный период.
Проблемно-творческая группа принимает участие в номинации «Наблюдения».
Наблюдения проводились на территории МАДОУ центра развития ребенка-детского сада № 102 и вокруг прилегающей территории, а также у домов воспитанников, у которых были развешены кормушки в микрорайоне «Солнечный». Работа по проекту «Подкормите птиц зимой» проводилась с 15декабря 2014 по 01 марта 2015 года.
Актуальность темы:
Наш родной город красиво раскинулся на берегу реки Томи. Весной и летом мы любуемся зеленым нарядом белоствольных берез, заворожено слушаем пение птиц. Они радуют нас легким стремительным полетом. Способность птиц летать всегда завораживала человека и манила в небо. Наверное, поэтому птицы являются излюбленным объектом изучения любителей природы. Нам тоже было интересно узнать о птицах, живущих в нашем городе. К сожалению, с лица земли исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Каждый из нас должен охранять и беречь птиц, поэтому тема работы является актуальной.
Задачи:
изучить и систематизировать информационный материал о зимующих птицах;
исследовать видовой состав зимующих птиц;
выяснить, какие птицы в нашем городе являются редкими;
понаблюдать за повадками птиц, научиться любить любоваться ими;
изготовить кормушки, подкармливать птиц зимой.
Главный вывод и впечатления о проведенных наблюдениях.
Проблемно-творческая группа составила план работы по реализации проекта «Подкормите птиц зимой». Старший воспитатель Колеватова В.А. провела консультацию по теме «Поможем зимующим птицам». Были рассмотрены методики, работая по которым можно было помочь пернатым и попробовать свои силы в написании исследовательской работы. Педагоги в работе с детьми рассматривали разные виды птиц, которые встречаются на территории нашего города, наметили план мероприятий в каждой возрастной группе. Каждый раз, начиная наблюдения, указывали дату наблюдения, характеристику места наблюдения. Жизнь птиц зимой сильно зависит от изменений погодных условий, поэтому каждый день наблюдений давали характеристику погоды, с указанием температуры, силы ветра, фиксировали изменения погоды (снег). Затем сопоставляли данные об изменении погоды с данными об изменениях в активности и поведении птиц. Знания, полученные при наблюдениях, закреплялись и совершенствовались на речевых занятиях и занятиях художественного творчества (конспекты).
Педагоги обучали описанию внешнего вида птицы, поведения птицы. Например, описывали поведение птицы, выделив лишь два критерия: активность и сон. Разграничивали активность на кормление и некормление. Кормление в свою очередь включает поиск, добывание, поедание корма, перелет к другому кормовому источнику и т.д. Для обогащения активного словаря детей включили описание элементарных двигательных умений птиц (птица подняла голову, при этом у нее раскрылся клюв и опустился хвост). В описании выделили значимые для особи виды деятельности: полет, поиск корма, поедание корма, осматривание, отдых, агрессия и т.д. Пришли к единому мнению, что количество выделенных критериев описания для разных видов птиц может быть разным, а одни и те же критерии у разных видов могут иметь различное содержание (поиск корма у дятла - срывание шишек или долбление коры - см. фото Южанина И.В.)
Вся работа по исследованию включала этапы:
1) Подготовительный (планировочный) этап, постановка задач исследования,
2) сбор материала, то есть наблюдения в природе,
3) обработка данных,
4) обобщения и выводы,
5) написание отчета о проделанной работе.
Хочется отметить грамотный подход к работе воспитателей, о ходе работы и некоторых интересных фактах. Они содержат обобщения и выводы, проиллюстрированные таблицами, рисунками и т.д. Воспитатели Палушина Е.В., Южанина И.В., Хачатрян Л.С..и т.д. проявили творческий подход к природоохранной акции по реализации проекта «Подкормите птиц зимой». Большинство тем требовало длительных многодневных наблюдений.
Исследовательские работы проводились по вопросам-заданиям:
определяли видовой состав птиц в зимний период, поведение.
Чаще всего встречаются воробьи, синицы, реже - сороки, снегири, голуби, щеглы, свиристели, клесты.
устанавливали зависимость дистанции вспугивания разных птиц: от поведения человека и создаваемых им условий обитания; изменений естественных условий обитания.
Поведение птиц на кормушке, поведение птиц в разную погоду, поведение птиц после принятия корма.
Прилет, дата прилета, кратность и т.д.
Педагоги: Позднякова Е.М., Газизова М.А., Злобина Д.Н. отметили особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушку, используя различные методики.
Многие птицы живут рядом с нами и приносят большую пользу, даже радость. Встреча с ними-всегда событие. На кормушках частыми гостями были синицы, это были стайки от 14 до 16 синиц. Рассматривая синиц, отмечали, что размером она примерно с воробья и имеет яркое оперение. Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье черные, крылья и хвост голубоватые, спинка желто-зеленая или голубовато-серая, брюшко чаще желтое, а щеки и пятно на затылке белые. Синичка поедает столько корма, сколько весит сама.
Итак, многие виды птиц, прилетавшие на кормушки в МАДОУ№ 102, были замечены детьми: 19 декабря снегири стайками сидели на сирени, отыскивая корм, из окна наблюдали за сороками, летающими рядом с детским садом. Рассматривали ворон, сидящих на верхушках деревьев. Рассматривали прилет снегирей, сорок, клестов, щеглов, дятла в разное время дня.
Птицам зимой трудно добывать корм и негде прятаться от холода, поэтому мы развесили различные кормушки, провели наблюдения, чтобы выяснить, какие птицы прилетают к кормушкам и какие защитные домики заселили птицы. Кроме того, мы проверили, продолжают ли ребята следить за кормушками, которые сделали и развесили, или забывают о них, а так же про кормушки у дома. В помощь зимующим птицам мы сделали: провели циклы занятий, изготовили кормушки, собрали корм.
Кормушки развешивались на территории детского сада, у близстоящих домов и в окружении детского сада микрорайона Солнечный. Из встреченных нами наиболее многочисленны: воробьи, синицы, голуби. Наиболее нуждаются в помощи синицы, свиристели, клесты, снегири, т.к. кустов сирени осталось мало, синицам мешали сороки. Корма, которые мы использовали: сало, крошки, семена подсолнечника, пшено.
Проведённые акции:
Акция «Делаем кормушки » - она проводилась декабрь-январь, с целью, изготовить кормушки для птиц:
-чего удалось достичь? Насыпали корм в кормушки, рассматривали птиц, наблюдали за повадками и т.д.
Вывод: педагогический коллектив МАДОУ продолжит работу по проведению природоохранных акций для воспитания у детей любви к родной природе и заботливого отношения к окружающему, активному привлечению родителей к участию в данной работе.
Приложение №1.
ПТИЦЫ ЗИМОЙ.
Неверно было бы думать, что подкормка преследует цель кормить птиц досыта, не в этом дело. В зимнее время, в короткий день, птицы, собирая естественный корм, часто не успевают насытиться настолько, чтобы пережить ночь до утра. Птицы не боятся холода - густое, плотно прилегающее к коже оперение задерживает теплоотдачу, но если желудок птицы изо дня в день не будет получать минимум корма, птица ослабевает и гибнет от голода.
Были проведены наблюдения за поведением птиц, посещающих кормушки. Оказалось, что в результате подкормки значительно повышается общая жизнедеятельность кормящихся особей. Подкормившиеся птицы начинают усиленно разыскивать естественный корм на деревьях, в районе расположения кормушки.
Рекомендации к проекту "Птицы зимой".
1) Подготовка участников. Во время вводной беседы попросите детей назвать птиц, зимующих в городе, и их корм. Чем могли бы их подкармливать люди? Расскажите ребятам об этом подробнее.
2) Изготовление кормушек. Для изготовления кормушек Вам необходима помощь учителей труда, родителей, старшеклассников. В приложении № 2 мы представили Вам примеры изготовления различных кормушек. Возьмите их за основу, но смело изобретайте и свои модели, исходя из имеющихся материалов и интересов птиц.
Нежелательно изготовление кормушек из бумажных "молочных" пакетов - они быстро выходят из строя и превращаются в мусор, которого и так в городе хватает. Лучше вместо 10 бумажных сделать 1 деревянную или "бутылочную" стационарную кормушку.
3) Вывешивание кормушек. Готовые кормушки разместите на пришкольном участке, в ближайшем парке или во дворах жилых домов, но только там, где ребята действительно смогут регулярно подсыпать корм птицам. Можно составить график ответственных за определенные кормушки в феврале-марте. Важнее не количество, а качество данной работы. Не стоит располагать кормушки перед окнами классов – ребята могут отвлекаться от уроков.
4) Наблюдения за птицами. Предлагаем провести небольшую исследовательскую работу по наблюдению за поведением птиц около кормушек. Сделайте заранее бланки описаний по следующему плану:
- дата и время дня, когда проводились наблюдения;
- состояние погоды;
- вид корма в кормушке;
- виды птиц, прилетавших к кормушке;
- краткое описание особенностей их поведения и ваши примечания. Желательно указывать количество особей каждого вида птиц (среднее значение за время наблюдений).
По своим записям пусть дети попробуют сделать некоторые обобщающие выводы, может быть, напишут сочинения, что-то нарисуют, слепят и т.д. Можно устроить в школе маленькую выставку работ ребят. Замечательная выставка получится.
Карточка наблюдений за птицами у кормушек.
(пример заполнения)
Дата наблюдения
11 февраля 2015 г.
Время наблюдения (час.,мин)
8 час.45мин.
Состояние погоды
Малооблачно, Мороз = - 15 гр.
Вид корма в кормушке
Сало, семечки подсолнуха
Виды и количества птиц, прилетавших кормиться:
Синица
3
Воробей
12
Свиристель
-
Щегол
2
Снегирь
-
Дятел
-
Другие
-
Примечания: (Даётся краткое описание особенностей поведения птиц)
Воробьи кормятся в основном семечками, в любое время суток.
ФИО наблюдателей: воспитатель Заварухина Т.А.., дети подготовительной группы № 05
Приложение №2
ЗИМНЯЯ ПОДКОРМКА ПТИЦ.
Один из важнейших способов привлечения птиц - их зимняя подкормка. Среди птиц, посещающих кормушки, можно насчитать более десятка видов, однако в средней полосе страны среди всех птиц подавляющую часть будут составлять большие синицы, если, конечно, не считать воробьев и голубей, которые в городах могут появляться у кормушек сотенными стаями.
Подкармливать синиц можно в городах, эти птицы здесь зимой появляются в поисках пищи. Подкормка в городах сохраняет какое-то количество синиц в природе и дает возможность во время кормления провести за ними наблюдения. Весной птицы улетят в окрестные парки, леса и будут гнездиться вдалеке от мест подкормки. На следующий год с наступлением холода и голода они вновь появляются у окна или на дереве, где в предыдущем году висела кормушка. Некоторые синицы даже настойчиво стучат в стекло, словно требуя подкормки. Это наверняка те птицы, которые уже кормились на оконной кормушке.
В ненастные дни, в гололедицу, после снегопада с липким снегом и в сильные морозы птицы с рассвета до сумерек держатся около кормушки. Она должна быть непременно полной, так как здесь это единственный источник пищи. В такие дни, особенно если долго стоит непогода, нужно больше разнообразить корм. Начинать подкормку следует с ранней осени.
Изготовить кормушки совсем несложно, но важно помнить основные правила:
- кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем;
- величина отверстия в кормушке должно быть таким, чтобы птица могла легко проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее;
- для развешивания кормушек необходимо выбрать места, укрытые от ветра и недоступные для кошек;
-часто кормушки посещают вороны, сороки, галки и голуби, они оттесняют более мелких птиц от кормушек. Чтобы этого не происходило нужно отверстия в кормушке делать небольших размеров, доступных только для мелких птиц.
1. Самая простая – картонная коробка из-под сока или пластиковая бутылка с проделанным отверстием размером 4х4 см. Так же просто изготовить дощечку с бортиками. Такая кормушка вполне пригодна, если кормить птиц где-нибудь под крышей.
2. Самая распространенная кормушка для птиц – домик. Его можно сделать из старого посылочного ящика, убрав боковые стенки и оставив крышку и дно.
3. Простейшую автоматическую кормушку можно сделать из бутылки. Два проволочных кольца удерживают бутылку в перевернутом виде, снизу к
горлышку подвешен лоток с бортиками с небольшим зазором. Засыпанный в бутылку корм высыпается в лоток по мере его поедания. Бутылка должна быть светлой, темный цвет птиц отпугивает.
Впрочем, самое главное для подкормки, чтобы в кормушке постоянно был бы корм, а как устроена кормушка - дело второстепенное. Конечно, лучше, когда корм укрыт от дождя и снега, кормушка устроена и расположена так, что ее не боятся птицы. Для подкормки птиц у окна предпочтительна такая кормушка, в которой бы птицы видны были из комнаты. Птицы в таких случаях не замечают наблюдателя в комнате, а сами хорошо освещены и заметны.
Одна из самых простых и в то же время удобных кормушек - стеклянная 3х-литровая (или меньше) банка. Банка закрываются обычной пластмассовой крышкой в которой вырезается небольшое (4х4 см.) отверстие.
Удобнее многих кормушек оказалась самоподсыпающая кормушка. Устройство этой кормушки не сложно. В боковых стенках ее сделаны косые пропилы — пазы, в которых «ходит» задвижка из фанеры или жести. Крышка прибита наглухо. Чтобы засыпать корм, кормушку перевертывают вверх дном, выдвигают задвижку и, засыпав зерно, до конца задвигают ее, потом вешают кормушку на место и слегка поднимают задвижку, чтобы в образовавшуюся около пола небольшую щель высыпалось немного зерна.
Автоматические кормушки удобны тем, что зерно в них засыпают сразу на неделю или больше, корм здесь не портится от дождя и снега. У кормушки есть недостаток: если она висит на стене, а не на дереве, синицы не сразу находят корм. Этому, впрочем, легко помочь: когда выпадет снег, вокруг кормушки рассыпают' горсть мелкого мусора с некоторым количеством семян подсолнуха или конопли. Темное пятно на снегу сразу привлекает птиц, и они разыскивают семена и замечают корм на лотке. Автоматическую кормушку можно сделать из бутылки. Однако даже синицы иногда боятся ее. По-видимому, их пугает искаженное, но подвижное отражение птицы в стекле, особенно «пугающими» птицам кажутся из бутылки темного стекла, да и корм в такой бутылке не виден. Чтобы бутылка не блестела, ее можно покрыть снаружи лаком или масляной краской и, пока она не высохла, обсыпать мусором, опилками или чем угодно, что сделает бутылку менее заметной.
Для кусочков сала, мяса, колбасы, сырных корочек удобна кормушка-булавка. Ее длина около 10 см, она согнута из стальной проволоки, один конец которой заострен напильником. Подвешенная на нитке, такая кормушка недоступна для сорок и ворон, а ловкие синицы отлично к ней прицепляются.
КОРМА ДЛЯ ПТИЦ
Поскольку подкормка рассчитана в первую очередь на синиц, а не на зерноядных птиц, состав кормов для нее относительно ограничен. Лучший корм — подсолнухи. Можно кормить птиц только ими, и у кормушки всегда будут синицы. Столь же любима птицами и конопля. Однако если подсолнухи, кроме синиц, доступны сравнительно немногим птицам, то коноплю едят все, даже чижи и чечетки. Подсолнухи и конопля—очень калорийные корма из-за высокого содержания жиров.
Тыквенные, арбузные и дынные семена тоже хороший корм для птиц. Но надо иметь в виду, что дынные семена могут раскрывать воробьи и другие зерноядные птицы, а тыквенные и арбузные для них недоступны совершенно. Особенное внимание мы обращаем на арбузные семена, заготовить их с осени можно очень много, нужно только не забывать об этом. Собранные семена следует сполоснуть водой (обычно через дуршлаг) и разложить на бумаге сушиться, чтобы они не плесневели. Хранить лучше в сухом месте. Таким же образом заготавливают семена дыни и тыквы.
Можно подкармливают птиц и овсяной крупой «Геркулес», сдобренной в горячем виде каким-либо жиром животного происхождения.
Любимый корм синиц зимой - несоленое сало каких угодно животных (в том числе и сало с куриных, утиных, гусиных или кроличьих внутренностей).
Желательно делать это хотя бы в сильные морозы, во-первых, потому что сало высококалорийный корм, а во-вторых, потому что в морозы подсолнухи и в еще большей степени арбузные семена становятся недоступными для синиц, так как затвердевают их оболочки.
При перебоях с кормами, чтобы прикормленные птицы не покинули кормушки, можно день – два кормить их остатками от стола: прежде всего салом, жиром всех видов; колбасой (сало из нее синицы выклевывают в первую очередь); костями, вываренными в супе (в так называемых сахарных костях синицы всегда находят хоть немного костного жира); сыром или сырными корочками, которые лучше нарезать маленькими удлиненными кусочками; мясом сырым, вареным или жареным.
Крошки белого хлеба больше пригодны для подкормки воробьев или голубей, однако и синицы едят их, если нет ничего лучшего.
Приложение №3
Зимующие птицы.
Синица. У нас встречается пять видов синиц. Самая известная – большая синица. Зимой 90% синиц гибнет от голода. Лучший корм для синиц на кормушке – подсолнечник, арбузные и дынные семена, конопля, мясо и сало.
Поползень. На кормушке редкий гость. Чаще поползень не поедает корм сразу в кормушке, а прячет по расщелинам и складкам коры деревьев.
Воробей. Это самые многочисленные зимующие птицы. Существует 2 вида: домовые и полевые. Летом воробьи приносят большую пользу, выкармливая своих птенцов насекомыми.
Снегирь. Очень красивая птица, которую знает каждый ребенок. Назван он так потому, что только зимой он становится заметным – выпал снег и появились снегири. Любимый корм снегирей – ягоды рябины, причет не мякоть, а семена. Очень любят они семена ясеня. Снегири – доверчивые птицы, на кормушке сидят долго и почти неподвижно.
Свиристель. Крупная, очень яркая птица с хохолком на голове. Держатся птицы большими стаями. Они разносят семена рябины и других ягод по лесу иногда на десятки километров. Тем самым способствуют распространению этих пород.
Чечетка. Маленькая буровато-белая птичка с ярко-красной шапочкой на голове. Название свое получила за свой голосок, который слышится в стае птиц почти беспрерывно. Очень любят семена ольхи, березы. Особенно трудно бывает птичкам во второй половине зимы, когда корм почти съеден.
Чиж. Очень маленькая зеленовато-желтая птичка. Корма предпочитает те же, что и чечетки. Часто летают с ними смешанными стаями.