Просмотр содержимого документа
«Казаки и казачата»
КОНСПЕКТ
открытого просмотра
специально организованной деятельности
во 2 младшей группе
в рамках проекта
«Моя семья. Казаки и казачата»
Тема: «Казачья изба»
Воспитатель Грушко Г. Ю.
Цель: развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории Донского края.
Задачи:
Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
Знакомить детей с бытом казаков.
Развивать у детей интерес к культуре и истории Донского края.
Развивать творческий потенциал младших дошкольников в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности.
Оборудование: костюмы для детей, магнитофон с записью казачьих мелодий; куклы казак и казачка; макеты «Казачий двор»; игрушки – конь; иллюстрации о казаках и казачьем крае; цветной картон и бумага, клей, кисточки, клеёнки, салфетки.
Ход занятия.
Под казачью мелодию дети входят в казачьих костюмах, их встречает казачка – воспитатель с куклами, одетыми в казачьи костюмы.
Казачка. Давайте с вами поздороваемся, как здоровались казаки: «Здорово живёте?»
Мы с вами живём в замечательном, героическом казачьем крае. Ребята, а вас можно назвать казаками? А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки?
Казачата. Казаки свободные, вольные люди.
Казачка. Отгадайте загадку:
Лес на берегах стоит, Под мостом она бежит. И течёт вода куда-то. Догадались вы, ребята? Умолчу ответ пока… Под мостом бежит …
Казачата. Река.
Казачка. Правильно. А какая главная река в нашем Донском крае?
Казачата. Река называется Дон. (показ иллюстрации реки Дон)
Казачка. Река Дон большая и тянется далеко вдоль нашей области, по реке Дон ходят баржи и теплоходы. По берегам расположены сёла, города. На берегах Дона селились казаки семьями. Казачьи семьи были крепкими. И сильны они были тем, что каждый в семье имел свои обязанности. Давайте вспомним какие обязанности имели казаки. (с показом иллюстраций)
Кто охраняет любимую Родину? (казак) Кто ведёт домашнее хозяйство? (казачка) Кто пашет и засевает донские поля? (казак) Кто готовит вкусный казачий борщ? (казачка) Кто поёт своим детям колыбельные песни? (мать-казачка) Кто печёт вкусный каравай? (хозяйка-казачка) Кто ухаживает за конём? (казак) А что делали казачата? (играли, лепили из глины и теста, подрастая, помогали по хозяйству)
Конь и казак – неразлучные друзья. Давайте поиграем в игру
Подвижная игра «Еду, еду на лошадке»
Еду, еду на лошадке, На лошадке в красной шапке, По ровной дорожке, На одной ножке, По кочкам, по кочкам. Цок-цок-цок через мосток. Приехали.
Подвижная игра «Кто быстрее сядет на коня»
Казачка. Казаки со своими семьями жили в казачьих избах. Казачья, да и все русские избы были построены из дерева, т.к. лесов в России много. Казачьи избы называли куренями. Расположение комнат в таком доме шло по кругу, вокруг печки. Внутри куреня насчитывалось не меньше трёх комнат: стряпная, спальня, чистая или зала. Стены делали из нетолстых брёвен, обмазывали снаружи и внутри глиной. Пол был земляной, для этого насыпался ровный слой глины и утрамбовывался. Вначале крылись курени чаканом – камышом, лубом или тёсом, а позже железом. Для отопления зимой и приготовления пищи делали печь-каменку. Труб и дымоходов у печи не было. Для выхода над печью делалось отверстие – волоковое окно. Помимо этого окна было ещё одно-два окна. Но стекло было большой редкостью, окна затягивались бычьими пузырями.
Я предлагаю вам для наших «казаков» выполнить аппликацию «Казачья изба». У нас для этого приготовлены заготовки. Пройдём за стол. (дети выполняют аппликацию из геометрических форм). Затем устраивают выставку работ.
Очень красивые и аккуратные работы у вас получились. А вам понравились наши посиделки? Как казаки говорят, если им что-либо понравилось?
Казачата. Любо! Любо!
Казачка. Казаки благодарят вас и прощаются до новых встреч.