Проект "Материальная и духовная культура казаков Восточного Забайкалья"
Проект "Материальная и духовная культура казаков Восточного Забайкалья"
Задачи, которые мы поставили в ходе разработки проекта: - изучить основные виды хозяйственной деятельности казаков; - воссоздать интерьер избы казака в школьном краеведческом музее; - изучить и воссоздать одежду казаков и казачек; - изучить и воссоздать казачий фольклор: песни, игры, танцы в работе фольклорной группы «Околица»; - выявить отличия в воспитании казаков и казачек; - изучить кухню казаков и рецепты приготовления блюд; - создать хор начальной школы "Казачата"; - обобщить все исследования в одной книге под названием «Материальная и духовная культура казаков Восточного Забайкалья». Все они были реализованы на практике. И используются в воспитательном процессе школы. В реализации проекта задействованы детские школьные объединения: изостудия "Радуга", краеведческое объединение "Отечество", работающее на базе школьного музея, поликультурный центр "Гураненок", спортивное объединение "Олимп", в которых получают дополнительное образование обучающиеся с 1 по 11 классы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Материальная и духовная культура казаков Восточного Забайкалья"»
Частное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №49
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Проект
"Материальная и духовная культура казаков Восточного Забайкалья"
Автор: краеведческое объединение
"Отечество"
Руководитель: И.А.Кравченко,
зам. директора по воспитательной работе.
учитель истории и обществознания
2009-2014 гг
Информационная карта проекта
"Материальная и духовная культура казаков восточного Забайкалья"
1
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОЕКТА
ПОЛНЫЙ АДРЕС
"Материальная и духовная культура
казаков восточного Забайкалья"
673333
Забайкальский край, Карымский район, с.Адриановка
ул.Школьная 13
2
РАЗРАБОТЧИК ПРОЕКТА
Негосударственное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №49 ОАО "Российские железные дороги"
3
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Цель – посредством обращения к духовной и материальной культуре казачества выявить характерные черты культуры казаков Восточного Забайкалья, для использования в практической работе школьных объединений (изостудии «Радуга», кружка «Фантазия», краеведческого объединения «Отечество», фольклорной студии "Гураненок").
4
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный (апрель -июнь 2012)
2. Организационно-теоретический (август - октябрь 2012)
4. Заключительно - презентационный (октябрь 2013 - май 2014)
5
Руководители проекта
Руководитель проекта в ОУ:
Ирина Аркадьевна Кравченко - зам. директора по воспитательной работе (стаж работы 33 года, в должности заместителя директора - 22 года)
Координаторы:
Т.А.Варламова - учитель рисования, руководитель изостудии "Радуга",
А.П. Светикова - старшая вожатая, руководитель фолкстудии "Гураненок",
Е.Н. Поймаева - учитель технологии, руководитель кружка "Фантазия"
6
Исполнители проекта
Средняя общеобразовательная школа №49 ОАО "РЖД"
7
Кадровое обеспечение
Педагоги средней общеобразовательной школы №49 ОАО "РЖД"
8
Контроль за исполнение проекта
Администрация средней общеобразовательной школы №49 ОАО "РЖД"
«Да ведают потомки православных
земли родной минувшую судьбу»
А.С.Пушкин
ВВЕДЕНИЕ
Изучение темы «Материальная и духовная культура казаков Восточного Забайкалья» выбрана не случайно. Актуальность проблемы кроется в духовно-нравственном воспитании школьников. В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Мы считаем, что воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Поэтому гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Проявление духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентировано на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека.
Цель нашего проекта поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность темы вызвана возрождением забытого богатейшего пласта русской культуры, культуры казачества в целом и культуры казачества Восточного Забайкалья в частности.
Объект исследования - культура Забайкалья.
Предмет исследования – казачество в Восточном Забайкалье.
Цель – посредством обращения к духовной и материальной культуре казачества выявить характерные черты культуры казаков Восточного Забайкалья, для использования в практической работе школьных объединений (изостудии «Радуга», кружка «Фантазия», краеведческого объединения «Отечество» - краеведческий музей школы, фольклорной студии "Гураненок").
Задачи:
- изучить основные виды хозяйственной деятельности казаков;
- воссоздать интерьер избы казака в школьном краеведческом музее;
- изучить и воссоздать одежду казаков и казачек;
- изучить и воссоздать казачий фольклор: песни, игры, танцы в работе фольклорной группы «Околица»;
- выявить отличия в воспитании казаков и казачек;
- изучить кухню казаков и рецепты приготовления блюд;
- создать хор начальной школы "Казачата";
- обобщить все исследования в одной книге под названием «Материальная и духовная культура казаков Восточного Забайкалья».
Ожидаемые результаты:
- разработка и реализация воспитательных программ, позволяющихприобщить не только обучающихся, но и социум к знакомству и изучению самобытной казачьей культуры:
- накопление методического материала по культуре казачества;
- создание хора начальной школы "Казачата";
- участие в школьных, районных и краевых мероприятиях всех творческих объединений школы.
НАЙДИ ПОТРЕБНОСТЬ И УДОВЛЕТВОРИ ЕЕ.
Структура работы над проектом
1. Выбор проблемы
2. Сбор информации
3. Разработка собственного варианта решения проблемы
4. Составление портфолио
5. Презентация
6. Рефлексия
1. Выбор проблемы
Проблема выбранной темы для осуществления проекта «Материальная и духовная культура казаков Восточного Забайкалья» освещена во введении. Но кратко хочется остановиться на ключевом моменте - возрождении духовной культуры казачества в нашем регионе. Изучение истории малой родины невозможно без освещения этой темы, так как большую часть жителей нашего поселения на рубеже XIX-XX веков составляли казаки. Мы решили ликвидировать этот пробел в истории нашего села. Поставив перед собой эту задачу, понимаем, что встретим определенные трудности: круг людей, хранящих эту культуру на территории нашего села слишком мал; письменных источников именно по данной теме не много, как правило, материалы повествуют о культуре казаков европейской части России или семейских Забайкалья; изучение духовной культуры, так или иначе, приведет к изучению культуры материальной, что приведет к увеличению объема исследовательской работы. Но с другой стороны плюсом является то, что изучение будет идти в разных направлениях, будет возможность привлечь к изучению материала и осуществлению проекта большой группы учащихся разных объединений школы: изостудию «Радуга», кружок «Фантазия», краеведческое объединение «Отечество», фольклорную студию "Гураненок". Во время обсуждения выбранной темы становится ясно, что по мере изучения темы появятся новые идеи и проект будет действительно масштабным, повлечет за собой решение сопутствующих проекту идей (создание яркой, красочной книги, изготовление костюмов, необходимых атрибутов, осуществление проекта в миниатюре "Изба казака" и др.).
2. Сбор информации
План сбора информации
1. Анализ нормативно-правовой базы для данного социального проектирования.
2. Анализ материалов СМИ по проблеме:
- обзор ресурсов Интернет.
3. Интервью с компетентными людьми.
4. Социологический опрос «Что значит быть гражданином?
1. Анализ нормативно-правовой базы
Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948.
Статья 22.
Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной областях.
Статья 26.
Образование должно содействовать полному развитию личности, а также взаимопониманию и дружбе между народами.
Статья 27
К каждый человек имеет право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами
Конвенция о правах ребенка от 1959 года
Статья 27.
Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка
Конституция РФ от 12.12 1993 года
Статья 44.
Каждый имеет право на участие в культурной жизни, и пользоваться учреждениям культуры, на доступ к культурным ценностям.
Закон РФ от 9 октября 1992 года №3612-1 “ Основы законодательства РФ о культуре»
Статья 12.
Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.
Вывод. Право на свободную деятельность по социальному проектированию позволяет целый пакет правовых документов. Они обеспечивают каждому человеку поддержку в социальной и культурной областях. Гласят о необходимости приобщения граждан к культурным ценностям. Таким образом, наша инициатива может считаться началом такой работы на уровне доступном нам, школьникам.
2. Анализ материалов СМИ по проблеме:
Указ Президента РФ «О проведении Года истории России» от 9 января 2012 года.
«Вне всякого сомнения, особое внимание должно уделяться русской культуре. Эта основа, это – костяк развития всей нашей многонациональной культуры. 2012- god///istorii///html
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению». http//www.rusla.ru
Устав НОУ сош №49 ОАО «РЖД»
Пункт 17. Школа имеет право осуществлять виды деятельности, способствующие реализации общеобразовательных программ: научную деятельность, деятельность по разработке и внедрению новых образовательных технологий, организации выставок и конференций на тему образования, повышению уровня культурного развития обучающихся, проведению спортивных соревнований, издательскую деятельность и др.
Проанализировав материалы СМИ и Интернет - ресурсов, мы пришли к выводу, что возрождение духовных ценностей - проблема глобальная. Русская культура, как и культура других народов самобытна, поэтому необходимо сохранить то, что сумели донести до нашего времени и по возможности возродить забытую культуру, в частности казачества Восточного Забайкалья. Учитывая, что 2012 год объявлен Президентом России Годом русской истории, а культура является важной частью истории, мы попытаемся пробудить интерес учащихся, родителей, социума к проблеме возрождения духовных, нравственных ценностей.
3. Интервью с компетентными людьми.
Интервью с директором школы Филиппенко Еленой Анатольевной.
Вопрос: Как вы считаете, является ли выбранная нами проблема актуальной для социального проектирования?
Ответ: Проект очень интересный, и проблема, которую вы затронули, безусловно, актуальна. Ведь работая в школе, мы часто задаем вопросы: как и чему, учить в наше непростое время? Какие нравственно-духовные ценности воспитывать в детях? В настоящее время педагоги справедливо отмечают ослабление внимания части родителей к воспитанию своих детей, снижается роль семьи в формировании личности ребенка. Поэтому именно в школе должна формироваться не только интеллектуальная, но и духовно-нравственная жизнь ребенка. Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. «Родной край, его история», - писал академик Дмитрий Лихачев, - «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Наше общество лишь тогда будет решать национальные задачи, когда у него будет система нравственных ориентиров. А этим ориентиры у него есть там, где хранят любовь к своей малой Родине, к родному языку, к традициям и самобытной культуре своих предков.
Вопрос: Чем вы можете помочь нам?
Ответ: Проблема, которую вы раскрываете, прежде всего, заинтересовала меня, как руководителя. Изменения в жизни страны, перемены в образовании делают актуальными проблемы духовности, морали, этики. Все это учитывается в ФГОС второго поколения. Именно в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». В нашей школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей. Пока оно охватывает только внеурочную деятельность. Нам же нужно обеспечить духовно-нравственное развитие обучающихся в единстве урочной, внеурочной и социальной деятельности. Уже возникли идеи о разработке большого общешкольного проекта духовно-нравственного развития в условиях совместной работы школы, семьи, социума. Большое спасибо организаторам проекта за идею. Вы на правильном пути, так держать!
Интервью с социальным педагогом Маркиной Ларисой Андреевной.
Вопрос: Как вы считаете, является ли выбранная нами проблема актуальной для социального проектирования?
Ответ: Я считаю эту тему очень актуальной, ученики должны знать и помнить историю своей малой родины, сохранить в памяти место, где они выросли, учились, а для этого надо знать историю своего села.
Вопрос: Что вы можете посоветовать нам, какие рекомендации можете дать, чтобы наша работа была продуктивной?
Ответ: Активно включиться в поиск материала, встретиться с людьми, которые могут передать нужную информацию. Но нужно поторопиться, ведь людей несущих эту информацию осталось совсем не много.
4. Социологический опрос «Что значит быть гражданином?
Цель опроса: исследование духовно-культурных ценностей, социальных и личностных качеств школьников и родителей для их реализации на благо общества.
Уважаемый респондент!
К вам обращается инициативная группа социального проектирования НОУ сош №49 ОАО «РЖД». Просим ответить на вопросы нашей анкеты.
3. Какими качествами должен обладать гражданин Российской Федерации? Выберите 5 качеств, которые соответствуют Вашему представлению о гражданине Российской Федерации (подчеркните).
Нравственность, эгоизм, безразличие к себе и окружающим, чувство долга, приверженность идеалам, ценностям, традициям общества, гражданственность, духовность, любовь к малой Родине, безответственность.
5. Интересуетесь ли Вы историей своей малой Родины? Хотели бы узнать что-то новое?
- да;
-нет.
Благодарим за сотрудничество!
Итоги опроса
Знаете ли вы, что такое патриотизм?
14
Чувствуете ли Вы себя гражданином России?
Какими качествами должен обладать гражданин Российской Федерации?
гражданственность
духовность
любовь к Родине
35
23
19
40
Знаете ли Вы, что такое малая родина?
9
Интересуетесь ли вы историей своей малой Родины и хотели бы вы узнать о ней, что-то новое?
историей малой
Родины?
4
Анализ полученных данных:
Проанализировав полученные данные анкетирования, мы сделали вывод, что проблема, которую мы затронули, интересна для родителей и учащихся. Большинство респондентов интересуется этой проблемой, и хотело бы принять участие в ее решении. Проводя анкетирование, мы нашли союзников в лице учащихся и родителей, значит мы на правильном пути.
3. Разработка собственного варианта решения проблемы
Взвесив все аргументы и доводы, проанализировав собранную информацию и нормативно-правовую базу, участники проекта сформулировали следующие положения:
1. для реализации проекта необходимы:
а) компетентный подход к проектированию;
б) взаимодействие заинтересованных лиц
2. Могут ли учащиеся самостоятельно, своими силами реализовать проект?
Да, вместе с педагогами дополнительного образования, руководителями изостудии «Радуга», фольклорной студией «Гураненок", школьным краеведческим музеем.
Какие требования мы предъявляем к готовому проекту?
1. Описания быта: одежды, избы, пищи казаков должны быть оформлены качественно, оригинально.
2. Интерьер, одежда, предметы быта, вышивки должны быть выполнены красиво, аккуратно.
3. Выступления фольклорной группы должны быть зрелищными, яркими.
4. Себестоимость должна быть минимальной.
Для выполнения проекта "Изба казака" в миниатюре потребуются следующие материалы: деревянные бруски, картон, хлопчатобумажная ткань, цветные нитки, нитки «Мулине», гуашь, клей, металлическая проволока, кожезаменитель, тесьма, глина, поролон, пластик.
Необходимо изготовить следующие предметы быта:
- печь
- стол
- скамейки 2 шт.
- кровать
- сундук
- полка под посуду
- лохань
- лопатку для хлеба
- рубель
- самопрялку
- веретенце
- скамеечка
- черпак
- ухват
- горшки
- миски
- полочку под образа
- шашку
- половики круглые 3 шт.
- половик прямоугольный -1 шт.
- матрац
- одеяло лоскутное
- подушки - 3 шт.
- шторы - 3 шт.
- полотенца вышитые -2 шт.
- стены 3 стороны
- рама оконная
Для пошива одежды:
- рубаха
- брюки
- сапоги
- платок
- юбка
- блуза
- запон
Для выступления фольклорной группы необходимо подобрать репертуар, записать музыкальное сопровождение.
4. Составление портфолио
Все материалы проекта оформлены в красивой книге, которая так и называется «Материальная и духовная культура казаков Восточного Забайкалья».
5. Презентация
Начиная работу над проектом, мы решили, что он будет обязательно социально значимым. По окончании проекта, мы хотели выйти за пределы школы, сотрудничая с государственными и общественными организациями. Поскольку наша малая родина имеет богатую историю, многие этапы развития села отражены в школьном краеведческом музее, мы решили «убить двух зайцев”: восполнить материалы музея недостающим звеном - историей культуры казачества и подвести теоретическую базу под работу фольклорной студии "Гураненок".
Тему своего проекта мы определили так: «Материальная и духовная культура казаков Восточного Забайкалья». Сбор информации по теме принес свои плоды.
Нормативно-правовая база позволяет нам не только планировать, но и добиваться положительных результатов.
Социологический опрос учащихся и родителей показал, что проблема, которую мы затронули, их интересует, и они согласны ее поддержать. Изучение СМИ подтвердило заинтересованность государства в решении задачи возрождения духовно-нравственных ценностей.
Проанализировав всю собранную информацию, мы приступили к разработке варианта решения проблемы. Увидели, что не все возможно решить своими силами. Благодаря спонсорской поддержке родителей, средствам, вырученным от проведения творческих отчетов, премии полученной на межрайонном конкурсе "Территория талантов" частично были пошиты концертные костюмы. Но средств не хватает.
Самым важным оказалось то, что нам удалось реализовать нашу идею. Мы сами, самостоятельно выбрали ориентир духовно-нравственного возрождения традиционных ценностей. Сложилась устойчивая, креативная группа ребят, которые погрузились в этот проект. Впереди у них большая работа - знакомить социум с культурой казаков Восточного Забайкалья. Для этого и задумывался наш проект.
Спасибо всем взрослым, откликнувшимся и помогавшим нам. Их компетентная помощь способствовала реализации проекта.
Считаем, что наш проект успешен, у него есть будущее.
6. Рефлексия
Начиная работу над проектом, мы понимали, что решение проблемы не придет само. Чтобы ее решить, нужны конкретные, практические шаги. Несомненно, что возрождение духовных, нравственных ценностей задача первостепенная и очень важная. Об этом сейчас говорят и в высших эшелонах власти. Своей акцией мы хотели не только хотели обратить внимание на проблему возрождения культуры наших предков, сколько показать, что собой представляет эта культура. Показать ее самобытность, яркость. Поэтому в ходе реализации проекта решались такие задачи как изучение основных видов хозяйственной деятельности казаков Восточного Забайкалья; воссоздание интерьера избы казаков; изучение и воссоздание одежды казаков и казачек, предметов быта; изучение и воссоздание казачьего фольклора; выявление отличий в воспитании казаков и казачек; изучение кухни казаков и рецепты приготовления блюд.
Самым интересным было то, что нам удалось реализовать идею. Участие в проекте позволило нам пересмотреть свое отношение к традиционной культуре казачества, к восприятию жизни через познание прекрасного, необыкновенного. В целях сохранения и развития казачьей культуры, народных традиций и обрядов, присущих быту и укладу жизни забайкальских казаков мы изготовили макет избы со всем характерным для той эпохи интерьером. В музыкально-литературных программах звучат казачьи песни, лирические, походные, строевые, которые исторически несут идею духовной силы и способствуют проникновению зрителя в атмосферу самобытности и своеобразия казачьей культуры. Сотрудничая с ГОУ ДОД "Забайкальский детско-юношеский центр" на краевых историко-культурных фестивалях "Живая старина" (1,2 и 5 и 6 фестивали проходили в нашей школе, соответственно в 2007, 2008 и 2013, 2014 г.г.) мы представляем культуру казаков. Детям нравится работа в этом направлении.
Мы поняли, как важно хранить и продолжать традиции нашего народа. Хочется надеяться, что в современную жизнь вернутся истинно традиционные обычаи и обряды казаков - защитников российских границ. Без знания своих истоков, корней, прошлого в целом нет и не может, быть ни настоящего, ни будущего. В школе ведётся активная работа по воссозданию самобытной культуры казаков, бережному сохранению традиций, возрождению глубокой веры в силу своего народа. Всё это способствует формированию у подростков чувства ответственности за судьбы России, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях предков.