Просмотр содержимого документа
«Картотека прогулок. Старшая группа»
Картотека прогулок Старшая группа
Прогулка 1«Осень ранняя пришла - мы её встречаем, с интересом за природой вместе наблюдаем»
Средства: детские ведерки и грабли, метла, короб для листвы, скакалки, мячи, обручи.
Ход: Организовать беседу о деревьях, цветах, безопасном поведении во время прогулки. Уточнить, какая бывает погода осенью (дождливая, ветреная, хмурая, ясная, сырая). Что делает человек осенью, что нужно успеть сделать на полях, огородах. Чем заняты животные в лесу осенью. Как ведут себя птицы. Какие птицы остаются зимовать, а какие улетают на юг.
1
Наблюдение
Художественное слово
Прошла по лугам, По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима»
2
Исследовательская деятельность
Найти дерево, которое раньше всех готовится к осени (осина, береза).А можно найти самый красивый лист березы, осины? Почему? А растениям еще нужна влага? Какой прибор предназначен для подачи воды? Изобразите подачу насоса
3
Трудовые поручения
Оказать помощь дворнику в уборке участка от сухих листьев.
4
Игровая деятельность
П/и «Волк во рву» с прыжками, «Гроза» с бегом
5
Индивидуальная работа
Поупражнять в прыжках в длину с разбега ________________________
_______________________________
Прогулка 2
«Дни прощального тепла»
Средства: детские ведерки и метелки.
Ход: Побеседовать о первых признаках наступления осени. Трава стала не такая ярко-зеленая, как летом. Листья на деревьях стали желтеть. В начале сентября дни стоят еще совсем теплые. Небо радует своей синевой. Мягко пригревает солнышко. Эта пора называется «бабьим летом»
Наблюдение
Художественное слово
Наступило бабье лето-
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щёлке муха ожила.
Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня,
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.
Исследовательская деятельность
Понаблюдать за птицами. Они ведут себя неспокойно, готовятся к перелету в теплые края. Почему птицы хотят улететь в теплые края? (становится трудно добывать себе пищу). Изменилась ли форма одежды людей? Насекомых стало совсем мало. Они стали не такие активные, как летом.
Трудовые поручения
Взять ведра и метелки для уборки веток.
Игровая деятельность
П/и «Совушка»
Индивидуальная работа
Поупражнять в прыжках на одной ноге________________________________
____________________________________
Прогулка 3
«Плывут паутины над сонным жнивьём.
Краснеют рябины под каждым окном»
Средства: детские ведерки для сбора семян, разноцветные флажки, бубен
Ход: Обратить внимание на рябину. В августе кисти рябины начинают краснеть, а следом за ягодами одевается в осенний наряд и весь куст. Птицы питаются ягодами рябины. Также ягоду рябины любит медведь. лось, зайцы. Из древесины рябины делают мебель.
Наблюдение
Художественное слово
Плывут паутины
Над сонным жнивьём.
Краснеют рябины
Под каждым окном.
Хрипят по утрам
Петушки молодые.
Дожди налегке
Выпадают грибные.
Поют трактористы,
На зябь выезжая.
Готовятся сёла
Ко дню урожая.
Исследовательская деятельность
Рассмотреть листочки рябины, как листья постепенно меняют свой цвет.
Трудовые поручения
Воспитатель учит поливать, рыхлить в цветнике, приводить в порядок после работы инвентарь
Игровая деятельность
П/и «Мышеловка»
Индивидуальная работа
Поупражнять в равновесии с мешочком на голове__________________________
Прогулка 4
«Роса блестит на крапиве»
Средства: детские ведерки, мячи
Ход: Уточнить, что такое роса. Каждое утро листья и трава одеваются в свои наряды-ожерелье из росы. В воздухе содержится влага. Теплый воздух содержит больше влаги, чем холодный. Когда воздух соприкасается с холодной поверхностью, влага, содержащаяся в нем, остается на этой поверхности. Это и есть роса. Росу можно увидеть только утром.
Наблюдение
Художественное слово
Вот уж вечереет. Роса.
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
Хорошо и тепло
Как зимой у печки.
И берёзы стоят,
Как большие свечки.
Исследовательская деятельность
Какие овощи вырастают на грядке? Что произошло с растениями по сравнению с весной? (на земле подросла ботва, а в земле-клубни). Что помогло растениям вырасти? (солнце, влага, уход человека). Назовите характерные особенности моркови, свеклы. Что можно приготовить из этих овощей? Чем полезны свекла и морковь?
Трудовые поручения
Собираем урожай на огороде, приводим в порядок рабочий инвентарь.
Игровая деятельность
П/и «Назови овощи» с мячом
Индивидуальная работа
Поупражнять в отбивании мяча о землю разными способами_____________________
Прогулка 5
«Это царство тумана»
Средства: ведерки для уборки сухих листьев, маска зайца, верёвка с мешочком на конце
Ход: Уточнить, что такое туман? Туман-это скопление воды в воздухе. Влажность воздуха очень велика. В сентябрьские туманные дни всё покрывается серебристой вуалью.
Наблюдение
Художественное слово
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Исследовательская деятельность
Чем сегодняшний день отличается от вчерашнего? Ничего невидно, потому что туман. Туман образуется по ночам и рано утром в низинах, над водоёмами и когда холодный воздух опускается на теплую поверхность земли или воды.
Трудовые поручения
Взять метелки и ведерки для уборки опавших листьев.
Игровая деятельность
П/и «Удочка»
Индивидуальная работа
Поупражнять в прыжках в высоту
________________________________
Прогулка 6
«Этот таинственный мир насекомых»
Средства: ведерки и метелки, маска кота, мяч, картинка сверчка.
Ход: Ребята, чем сейчас занимаются насекомые? Они усиленно питаются и прячутся от холодов. Некоторые из них засыпают до весны, часть погибает. Бабочки –крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют. Муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход. А вы видели сверчка? Прочитать стих про сверчка. Как же он выглядит?
Мне не скучно без огня- А посмотришь вечерком,
Есть фонарик у меня. Он с зеленым огоньком.
На него посмотришь днем- Это в баночке с травой
Ничего не видно в нем. Светлячок сидит живой.
Наблюдение
Художественное слово
Папа работал,
Шуметь запрещал.
Вдруг под диваном
Сверчок затрещал.
Ищу под диваном-
Не вижу сверчка,
А он, как нарочно,
Трещит с потолка.
Сверчок-невидимка,
Его не найдешь.
Я так и не знаю,
На что он похож.
Исследовательская деятельность
Давайте понаблюдаем за муравьями, мухами, шмелями. Что вы заметили? Муравьи суетятся, пытаясь закрыть вход в муравейник.
Трудовые поручения
Работа в цветнике. Педагог учит детей поливать, рыхлить, приводить в порядок используемый инвентарь.
Игровая деятельность
П/и «Кот и мыши»
Индивидуальная работа
Поупражнять в беге парами___________
Прогулка 7
«Туча небо кроет, солнце не блестит»
Средства: резиновый мяч.
Ход: Вот и осень наступила с её вечными спутниками-дождями. Выйдешь на прогулку-настроение тихой и светлой грусти. Синь осеннего неба часто бывает скрыта серыми полупрозрачными тучами или тяжелыми облаками.
Наблюдение
Художественное слово
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Исследовательская деятельность
Какое сегодня небо? Посмотрите, оно стало не такое ярко-синее. В дали виднеются облака, а над нами нет облаков, но небо прозрачно-серое, не такое. Как было летом.
Загадать загадки о осени.
Трудовые поручения
Собрать опавшие листья и ветки.
Игровая деятельность
Р. Народная /и «Горелки»
Индивидуальная работа
Поупражнять в беге змейкой_____________
______________________________________
Прогулка 8
«Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес»
Средства: резиновый мяч, детские ведерки с водой, трубочки, метелки.
Ход: Кто знает. Как образуется ветер? (воздух нагревается от земли и поднимается вверх, в это время холодный воздух опускается вниз, такое движение воздуха создает ветер). Ветры бывают сильные и слабые. Какие сильные ветры вы знаете? (ураган, тайфун, смерч).
Наблюдение
Художественное слово
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет голый лес.
Исследовательская деятельность
Сегодня есть ветер? Он слабый или сильный? Давайте определим направление ветра с помощью флюгера и компаса. Как определить какой ветер по компасу? (холодный –с севера, теплый-с юга). Давайте проверим, везде есть воздух или нет (дети дуют в емкость с водой, бросают кусочек земли-на поверхности появляются пузыри). Значит, и в воде есть воздух.
Средства: резиновый мяч, ведерки для мусора, папки для гербария
.
Ход: Обратить внимание на листопад. Разноцветные листья медленно кружатся и падают. Сквозь стволы берез и сосен просвечивает прозрачно-голубое небо, пригревают лучи теплого солнца. Это одно из самых прекрасных явлений природы- «пышное природы увяданье»
Наблюдение
Художественное слово
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятно мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Исследовательская деятельность
Наблюдение за листопадом. Посмотрите, как тихо падают листья. Предложить детям собрать листья для гербария. Дома или в садике их засушить между страницами книжки. Обратить внимание на кусты. Их листья тоже изменили цвет и опадают.
Трудовые поручения
Собрать мусор с участка в ведерки и отнести в специально отведенное место.
Игровая деятельность
П/и «Совушка»
Индивидуальная работа
Поупражнять в прыжках с продвижением вперёд______________________________
__________________________________
Прогулка 10
«Озябли пташки малые»
Средства: мячи, обручи, мелкие предметы, ведерки для мусора.
Ход: Чем птицы собирают зерна? (острым клювом). Как поют воробьи? (чирикают). Как прыгают? (смело, активно). Птиц осенью и зимой необходимо подкармливать
Наблюдение
Художественное слово
Маленький мальчишка в сером армячишке
По двору гуляет, крошки собирает.
Исследовательская деятельность
Перед прогулкой воспитатель оставляет корм для птиц на участке. Как вы думаете, что это? (кормушка для птиц). Насыпать корм в кормушку и понаблюдать, какие птицы первыми прилетят к кормушке.
Трудовые поручения
Покормить птиц. Убрать мусор на участке
Игровая деятельность
П/и «Не оставайся на земле»
Индивидуальная работа
Поупражнять в отбивании мяча от земли одной рукой _______________________
__________________________________
Прогулка 11
«Вам не нужна сорока?»
Средства: резиновый мяч, ведерки для мусора.
Ход: Ребята, вам приходилось спасать и выкармливать птиц? Сорока-птица оседлая, питается различными насекомыми, мелкими грызунами, зернами культурных злаков.
Наблюдение
Художественное слово
Вам не нужна сорока,
Сорока без крыла?
Она у нас два срока-
Два месяца жила.
Её нашли в июне,
Её назвали Дуней.
Скакала как зайчонок.
Сорока по траве.
Любила у девчонок
Сидеть на голове.
Исследовательская деятельность
Наблюдение за сорокой. Какой у неё яркий черно-белый окрас, длинный клюв и любопытный характер.
Трудовые поручения
Дети собирают мусор, ветки и листья с участка.
Игровая деятельность
П/и «Летает-не летает»
Индивидуальная работа
Поупражнять в прыжках в длину с разбега______________________________
____________________________________
Прогулка 12
«Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят»
Средства: мяч, ведерки для мусора.
Ход: Посмотрите вокруг: небо заволокло тучами, сохнет трава, стало меньше цветов, птицы улетают в теплые края, иногда дует прохладный ветер. Деревья и кусты прикрываются от холода последней листвой. Какие еще приметы осени вы знаете? Какие происходят изменения осенью в жизни диких животных? Кто готовит запасы на зиму? (белка, бурундук)
Наблюдение
Художественное слово
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят.
Лишь, в бору поникши, ели
Зелень мрачную хранят.
Зверь отважный по неволе
Скрыться где-нибудь спешит,
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Исследовательская деятельность
Определить на вкус, какая клюква. Это последняя ягода, которая поспевает в сентябре.
Трудовые поручения
Осенью люди собирают урожай, делают заготовки на зиму, убирают в саду. У нас с вами тоже есть работа. Предлагаю вам собрать сухие ветки в ведерки.
Игровая деятельность
Рус.нар.игра «Блуждающий мяч»
Индивидуальная работа
«Школа мяча» - упражнять в разных видах отбиваний мяча_______________________
_____________________________________
Прогулка 13
«Летающие семена»
Средства: детские ведра для сбора семян, мячи
Ход: Откуда появляются растения? (их сажают люди). Но есть растения, семена которых распространяет ветер. Их не нужно сажать.
Исследовательская деятельность
Детям дают по одному летающему и одному нелетающему семени (фасоль и клен). Пусть одновременно отпустят из рук семена. Чем с большей высоты опускаются семена, тем нагляднее разница в скорости их падения. Летающие семена падают медленнее. По полету семян можно увидеть, как семена расселяются по новым местам.
Трудовые поручения
Взять ведра и метелки и собрать сухие ветки.
Игровая деятельность
П/и «Бывает-не бывает»
Индивидуальная работа
Поупражнять в подбрасывании мяча вверх и ловля его____________________
___________________________________
Прогулка 13
«Миновало лето, осень наступила»
Средства: ведра для уборки сухих листьев.
Ход: Давайте осмотрим огород на участке (большинство растений перестали расти). Чтобы поднять настроение, я загадаю вам загадки:
За кудрявы хохолок Неказиста, шишковата
Лису из норки поволок. А придет на стол она,
На ощупь-очень гладкая. Скажут весело ребята:
На вкус, как сахар сладкая «Ну ,рассыпчата, вкусна»
(морковь) (картошка)
Наблюдение
Художественное слово
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышко не видно,
Темны, темны ночи.
Исследовательская деятельность
«Какой на вкус овощ?»
Трудовые поручения
Собрать ветки, листики с грядки на огороде.
Игровая деятельность
П/и «Краски»
Индивидуальная работа
Поупражнять в беге______________
________________________________
Прогулка 14
«Наблюдение за голубями»
Средства: 3 кубика разного цвета. 7-8 мячей, ракетки и воланы для игры в бадминтон.
Ход: Давайте поговорим о голубях. Голубь-это символ мира и добра. Кто -то из наверняка подкармливал голубей. А вы рассматривали их окрас? Когда пойдете домой сегодня, по дороге можете встретить голубей, по возможности, покормите их и рассмотрите, какого они цвета. Давайте будем жалеть птиц и подкармливать, особенно осенью и весной.
Наблюдение
Художественное слово
Не стреляй в воробьев
Не стреляй в голубей
Не стреляй просто так из рогатки своей.
Эй, малыш, не стреляй и не хвастай другим,
Что без промаха бьёшь по мишеням живым.
Исследовательская деятельность
«От какой птицы пёрышко»
Трудовые поручения
Покормить птиц.
Убрать в кормушке, собрать сухие листья и ветки.
Р.н.пословица «Сделал дело, гуляй смело»
Игровая деятельность
П/и «Пчелы и медвежата»
Игр.упр-е: «Пройди и не упади» - ходьба по бревну
Индивидуальная работа
«Отбей волан» - поупражнять в отбивании волана друг другу_________
Прогулка 15
«С неба смотрит солнце»
Средства: детские ведерки и метелки.
Ход: Какое огромное значение играет в нашей жизни солнце? Оно не только согревает нас, но и кормит. Все деревья, фрукты. Овощи созревают под солнцем. Животные питаются растениями и живут благодаря солнцу. Все, что мы едим, выращено благодаря энергии солнца.
Наблюдение
Художественное слово
С неба смотрит солнце
Миллионы лет,
Льет на землю солнце
И тепло, и свет.
Исследовательская деятельность
Узнать, как греет солнце. Солнце уже не поднимается высоко над горизонтом, а значит, и слабо греет.
Трудовые поручения
Работа в цветнике. Увидеть, как изменились деревья и цветы.
Игровая деятельность
П/и «Волк во рву»
Индивидуальная работа
Поупражнять в прыжках в длину______
____________________________________
Прогулка 16
«Белогривые лошадки»
Средства: детские лопатки, флюгер, султанчика, вертушка, картинка с изображением кораблика, календарь, окружающие предметы.
Ход: Погода может быть тихой. А может быть какой? (ветреной). Но ветер может быть теплым и холодным (определить по флюгеру направление ветра, по наклону деревьев). Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением моря, кораблика с парусами и читает стихотворение. Почему на кораблике изображены поднятые паруса? Что помогает кораблику? (паруса раздувает сильный ветер). Ветер-это верная примета осени.
Наблюдение
Художественное слово
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Исследовательская деятельность
Определение, с какой стороны дует сильный ветер с помощью флюгера, султанчика, вертушки.
Трудовые поручения
Окапывание лунок вокруг деревьев.
Игровая деятельность
Р.н.игра «Стадо»
Индивидуальная работа
Поупражнять в прыжках вокруг себя
____________________________________
____________________________________
Прогулка 17
«Белогривые лошадки»
Средства: Метелки, лопатки, ведра., обруч или верёвка
Ход: посмотрите на небо: по нему плывут седые облака. Перистые облака образуются лишь на больших высотах. Это волнистые нежные облака белого цвета. Они похожи на волосы или перья. Из перистых облаков никогда не выпадают осадки (дождь или снег). Но зато эти облака показывают нам, что через несколько часов небо будет затянуто темным тучами, которые принесут дожди. Кучевые облака вам хорошо знакомы. Они мягкие, пушистые, как ватные шарики. Они появляются к полудню на небе и к вечеру исчезают. Кучевые облака нам говорят, что дождя не будет. А как выглядят дождевые облака? (темные, набухшие от воды). Это предвестники ливня и грозы. Есть еще и слоистые облака. Они похожи на слоеный пирог. Как вы думаете, о каких облаках написал поэт? (перистые, белые и волнистые)
Наблюдение
Художественное слово
Облака Белогривые лошадки.
Облака Что вы мчитесь без оглядки?
Не глядите вы, пожалуйста. Свысока.
А по небу прокатите нас, Облака!
Исследовательская деятельность
Давайте определим, какие сегодня облака.
Трудовые поручения
Убираем участок от мусора (сбор листьев и мусора)
Игровая деятельность
П/и «Карусель»
Индивидуальная работа
Упражнять в беге в разных направлениях
Прогулка 18
«Какой-то старичок паучок»
Средства: картинки с изображением паука и паутины, ведерки для мусора, скакалки
Ход: Становится холодно и насекомые прячутся, ищут себе зимние квартиры. Но все- таки давайте их поищем. Смотрите, паучки забрались на возвышенные места и выпускают паутинную нить. Струя теплого воздуха подхватывает нить и уносит паучка. Приземлившись, он прячется под листья и спит там до весны. А вы знаете, чем питаются паучки? Тогда вспомните сказку. Зачем паучку муха? (он питается насекомыми). А кто знает, как паучок ловит мух? (с помощью паутины). Да. Он плетет красивую паутину, в которую попадают жучки, мухи, бабочки. Так что паук - опасный хищник для насекомых.
Наблюдение
Художественное слово
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок-
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить.
Исследовательская деятельность
«На какие предметы похожи листочки, веточки»
Трудовые поручения
Давайте соберем сухие ветки, листья, мусор в ведерки.
Игровая деятельность
П/и «Что мы видели-не скажем. А что делали-расскажем», «Краски»
Индивидуальная работа
Поупражнять в прыжках через скакалку
Прогулка 19
«Частый дождик на дворе»
Средства: ведерки для мусора, платок для игры в салки.
Ход: какая сегодня погода? Есть ли сегодня осадки? Какие виды осадков вы знаете? (дождь, снег, град). В начале осени бывает снег? (нет). А какие осадки чаще выпадают осенью? (дождь). Сегодня последняя прогулка в сентябре. На пороге самый дождливый месяц-октябрь.
Наблюдение
Художественное слово
В октябре. В октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трав.
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
Исследовательская деятельность
Понаблюдать, летают ли птицы при сильном дожде. Почему?
Трудовые поручения
Давайте соберем мусор, сухие ветки, чтобы наш участок стал чистым.
Игровая деятельность
П/и «Салки на одной ноге»
Индивидуальная работа
Поупражнять в прыжках на одной ноге___________________________
_______________________________
Октябрь
Прогулка 1
«Лист кружится золотой»
Средства: Детские ведерки и грабельки, метелки, коробка для листвы, мелки. обручи.
Ход: все ли деревья изменили окраску листьев? Какими были летом деревья, кусты? Как они изменились с приходом осени? Какого цвета листья на березе? На рябине? У какого дерева раньше других изменяется окраска листьев? (у березы). Какие деревья позже теряют листья после листопада? (береза). Какое значение имеет листопад? (приспособление к зимнему холоду, защита ветвей, избавление от ненужных веществ вместе с листьями).
Наблюдение
Художественное слово
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Исследовательская деятельность
Найти листики, которые, сорвавшись, сразу падают вниз, листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону, листочки, которые летят, цепляясь за ветки. Составить из опавших листьев узор на участке.
Трудовые поручения
Оказать помощь дворнику в уборке листьев на участке.
Игровая деятельность
П/и «Салки на одной ноге»
Индивидуальная работа
Поупражнять в прыжках на левой и правой ноге_________________________________
______________________________________
Прогулка 2
«Перелетные птицы, главные приметы осени»
Средства: карточки-схемы, на которых изображены: угол. прямая линия, дуга, хаотично расположенные точки.
Ход: Как изменилась жизнь с приходом осени? (корма мало, птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету). Почему осенью птиц становится мало? (улетают на юг) Как птицы готовятся к отлету? (собравшись стаями, стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом). Какие птицы позже всех улетают на юг? (утки, гуси, т.к. пока водоемы не замерзли, им есть чем питаться). Как собираются к отлету журавли (клином, углом, громко курлыча)? Давайте построимся в «журавлиный клин», изображая полет птиц и пробежаться по участку.
Наблюдение
Художественное слово
Высоко летят над облаками
И курлычут журавли над нами.
Вдаль скользя по ветру легкой тенью,
Тают птицы в синеве осенней.
В путь не ближний провожать не выйдем,
Им простор земли далеко виден.
Ленты рек, озер разливы.
До свиданья птицы. Путь счастливый!»
Исследовательская деятельность
Рассмотреть карточки-схемы, дать ответ, к какому виду птиц относится каждая изображенная на карточке-схема.
Трудовые поручения
Собрать семена различных растений для подкормки птиц зимой.
Игровая деятельность
П/и «Коршун и наседка»
Индивидуальная работа
Поупражнять в прыжках вверх на двух ногах на месте с поворотом кругом______________
_______________________________________
Прогулка 3
«Перелетные птицы, главные приметы осени»
Средства: карточки-схемы, на которых изображены: угол. прямая линия, дуга, хаотично расположенные точки, детские ведерки, короб для листвы, скакалки, мелки, обручи.
Ход: Как изменилась жизнь с приходом осени? Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью (летом для птиц много корма, они выводя птенцов, кормят их, учат летать. А осенью, с приходом холодов, птицы собираются в стаи и летят в теплые края). Что происходит осенью с кормом для птиц? (корма становится все меньше, сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян). Почему осенью птиц становится мало? Как птицы готовятся к отлету? (собравшись в стаи, носятся в воздухе. Какие птицы позже всех улетают на юг? Как собираются к отлету журавли (клином, углом, громко курлыча)? Давайте построимся в «журавлиный клин», изображая полет птиц и пробежаться по участку.
Наблюдение
Художественное слово
Клином в небо поднялись высоко
Вольным воля на пути широком.
И летят не только днем, а ночью,
Видел кто-то не во сне-воочию,
В звездном свете от земли не близко,
Появились вдруг на лунном диске.
И мерцали, шевеля крылами,
Журавли над спящими полями.
Исследовательская деятельность
Рассмотреть карточки-схемы, дать ответ, к какому виду птиц относится каждая изображенная на карточке-схема.
Трудовые поручения
Собрать семена различных растений для подкормки птиц зимой.
Игровая деятельность
П/и «Ловишки на одной ноге»
Индивидуальная работа
Упражнять в прыжках с продвижением вперед на расстояние 5 — 6 м.____________
Прогулка 4
«Уж небо осенью дышало…»
Средства: карточки с изображение неба в разные сезоны, детские ведра и грабельки, коробка для листвы, скакалки, мелки, обручи, мячи
Ход: Посмотрите, есть ли на небе солнышко или тучи. Что мы видим на небе? (тучи). Что сделали тучи? (закрыли солнце). Каким стало небо? (серым, хмурым). Что предвещают тучи? (дождь). Как изменилась погода с приходом второго осеннего месяца? (дни стали короче, солнце светит реже, становится холоднее, природа увядает).
Наблюдение
Художественное слово
Осень наступила,
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.
Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком.
Исследовательская деятельность
Рассмотреть карточки с изображением неба в разные сезоны и определить, на какой картинке изображено осеннее небо, объяснить, как они это определили.
Трудовые поручения
Оказать помощь дворнику
Игровая деятельность
П/и «Воробьи и кошка»
Индивидуальная работа
Бросание мяча вверх и ловля двумя руками (не менее 20 раз подряд)_________________
______________________________________
Прогулка 5
«Какого цвета осень?»
Средства: карточки-схемы, на которых изображены: угол. прямая линия, дуга, хаотично расположенные точки, детские ведерки, короб для листвы, скакалки, мелки, обручи.
Ход: Какие краски отличают весну от осени? (весной-зеленые, белые, розовые, осенью-желтые, оранжевые, красные). А какие еще краски можно встретить в осеннем пейзаже? (разноцветные). Посмотрите по сторонам и опишите деревья, в какой цвет окрашен ствол, ветви, листья; рассмотреть облака и назвать их цвет.
Наблюдение
Художественное слово
Голубое небо, яркие цветы,
Золотая осень чудной красоты.
Сколько солнца, света, нежного тепла,
Это бабье лето осень нам дала.
Исследовательская деятельность
Собрать листья разных деревьев для гербария. Сравнить разные листочки: приложить березовый к осиновому, понюхать листья.
Трудовые поручения
Организовать помощь в сборе сухих веточек, листьев на участке.
Игровая деятельность
П/и «Не сходя с места»
Индивидуальная работа
Упражнять в метание в вертикальную цель правой и левой рукой___________________
______________________________________
Прогулка 6
«Осенняя температура»
Средства: мяч, пластмассовые игрушки, ведерки для сбора листьев и сухих веточек.
Ход: Ребята, повернитесь к солнышку, протяните руки и погрейте их. А теперь охарактеризуйте природу, используя как можно больше прилагательных (яркое солнце, прохладные ночи, разноцветные листья и т.д.) Какой сегодня день? (теплый, холодный, солнечный, пасмурный). Как изменилась температура воздуха по сравнению с летом? Давайте рассмотрим температуру воздуха на термометре (утром и во время прогулки), сравнить её. Почему температура стала выше/ниже? (утром лучи прогревают воздух недостаточно, а к обеду солнце пригревает).
Наблюдение
Художественное слово
Дни стали короче, длиннее стали ночи,
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Кто всю ночь по крышам бьёт да постукивает, И бормочет и поёт, убаюкивает?
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
Исследовательская деятельность
Положить несколько пластмассовых игрушек на солнечной и затемненной стороне участка вначале прогулки, а к концу прогулки прикоснуться к игрушкам и определить, какая теплее, а какая холоднее.
Трудовые поручения
Собрать сухие веточки, листья на участке.
Игровая деятельность
П/и « Скорее в круг»
Индивидуальная работа
Упражнять в отбивание мяча о землю поочередно одной и другой рукой несколько раз подряд__________________
_____________________________________
Прогулка 7
«Жизнь птиц осенью»
Средства: корм для птиц, детские грабли.
Ход: О каких птицах говорится в стихотворении? (о перелетных). Куда они улетают с приходом холодной осени? А все ли птицы улетают на зиму в теплые края? (нет). Первыми улетают-белокрылые птицы (стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки). Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Позже всех, когда замерзают реки и озера, улетают дикие гуси и утки. А какие птицы остаются? (вороны, воробьи, сороки). Как мы называем таких птиц? (зимующими). Легко ли им прожить без нашей помощи? Чем мы можем им помочь? Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой? (зерна, семечки, крошки, кусочки сала).
Наблюдение
Художественное слово
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет-
Улетает, улетел.
Исследовательская деятельность
Каких птиц можно увидеть на территории дет.сада, назвать их, описать внешний вид, определить, зимующие или перелетные. Покормить птиц на участке.
Трудовые поручения
Рыхление земли на клумбах.
Игровая деятельность
П/и « Птицелов»
Индивидуальная работа
Поупражнять стоять на одной ноге, закрыв глаза_________________________________
______________________________________
Прогулка 8
«Камни, камушки»
Средства: мячи, камушки
Ход: Что я держу в руках? (камень). Какие бывают камни? (круглые, острые, рассыпчатые и твердые). Назовите рассыпчатые камни? (мел, уголь, графит, кремний). Назовите твердые камни? (гранит). Каким камнем можно рисовать на асфальте? К какой природе относятся камни? (к неживой). Почему? (камни не растут, не дышат, не питаются). Где в природе мы можем увидеть камни? (на земле, в воде). А как отличить морской камень от речного? (морские-гладкие, речные-неровные, с острыми углами).
Наблюдение
Художественное слово
Назовите твёрдые камни. Что я держу в руках (камень), Какие бывают камни. Назовите рассыпчатые камни(Мел, уголь, графит) Назовите твёрдые камни ( Гранит)
Каким камнем можно рисовать на асфальте? (мелом)
К какой природе относятся камни? (Неживой) Почему? Где в природе можно увидеть камни? Как можно отличить морской камень от речного?
Исследовательская деятельность
Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (трещины, узоры, кристаллики)
Трудовые поручения
Помогать в уборке камешков на участке.
Игровая деятельность
П/и «Не сходя с места»
Индивидуальная работа
Упражнять в бросании и ловле мяча от стены с разными заданиями: с отскоком от земли, с поворотом кругом, по косому направлению, с перепрыгиванием через отскочивший мяч______________________
_____________________________________
Прогулка 9
«Ветер, ветер, ты могуч…»
Средства: флюгер, коробочки для сбора семян.
Ход: Как образуется ветер? (воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз). Такое движение воздуха создает ветер. Какие бывают ветра по силе? (сильные и слабые). Как называются сильные ветры? (ураган, тайфун, смерч).
Наблюдение
Художественное слово
Что случилось с клёнами?
Закивали кронами.
А высокие дубы
Будто встали на дубы.
И орешник сам не свой-
Шелестит густой листвой.
И чуть слышно
Шепчет ясень:
Не согласен, не согласен.
Есть у деревьев голоса?
Нет, просто ветер начался.
Зашумели ветви
На осеннем ветре.
Исследовательская деятельность
Сегодня есть ветер? Какой он по силе? Определить направление ветра с помощью флюгера? (куда повернул флюгер-оттуда и ветер). Как определить, с какой стороны дует ветер? (с помощью компаса, холодный – с севера, теплый-с юга)
Трудовые поручения
Собрать семена цветов для весенней посадки.
Игровая деятельность
П/и «Не сходя с места»
Индивидуальная работа
Упражнять в прыжках в высоту с разбега 40—50 см.___________________________
Прогулка 10
«Осенняя прогулка»
Средства: коробочки для сбора семян
Ход: Воспитатель приглашает детей прогуляться в парковой зоне
-Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку в парковую зону нашего детского сада, начнём наше путешествие замечательным стихотворением
О каком времени года говорится в стихотворении? (Об осени.) Какие осенние месяцы вы знаете? Давайте все вместе вспомним пословицы про осень:
*Г ром в сентябре - к теплой осени.
*Поздний листопад - к суровой зиме.
*От осени к лету поворота нету.
*Октябрь то плачет, то смеется.
*В ноябре зима с осенью борются.
Ребята, мы гуляем с вами по парку. На нашем пути встречаются разные деревья. А вы знаете, какие деревья растут вокруг? (Дети называют деревья.)
Давайте проведем мини-конкурс на самый красивый осенний букет. (Дети собирают осенние листья для букетов.)
Наблюдение
Художественное слово
Чтение стих. И.Черницкой
Сарафан надела осень, пёстрый, расписной
Листик жёлтый, листик алый, листик золотой
То поднимет, то бросает ветер озорно
Листик жёлтый, листик алый, листик золотой
Соберём букет на славу, пышный и большой.
Листик жёлтый, листик алый, листик золотой
Исследовательская деятельность
Много красивых листочков вы собрали, но кроме листиков у деревьев есть плоды. Давайте соберем плоды и подберем к ним листочки.
Трудовые поручения
Собирать семена, плодов различных растений для творческой деятельности.
Игровая деятельность
Подвижная игра «Зайцы в огороде»
Индивидуальная работа
Прогулка 11
«Путешествие капельки»
Средства: кувшин с водой, стакан и другие сосуды для воды, одноразовые стаканчики, чайник с кипяченой водой.
Ход: Беседа.Ребята, о чем это стихотворение? (О дожде.) А что происходит с капельками дождя? (Капельки дождя собрались вместе - получилась лужа, солнце нагрело воду в луже, и вода начала испаряться. Пар поднялся вверх, и снова образовались тучки, из которых потом прольет дождь.)
Вы уже знаете, что вода может находиться в трех состояниях. В каких? (В жидком состоянии, в виде пара и льда.)
Наблюдение
Художественное слово
Воспитатель читает стихотворение А. Алиевой:
Капля с капелькой слетела, Солнце лучиком играло,
Капля капельку задела, В лужу темную попало,
Капля с капелькой слилась, Солнцем греется вода,
Вот и лужа налилась! Улетает в никуда.
Выше неба не достать,
Капли встретились опять,
Вместе держатся за ручки
- И плывут по небу тучки.
Исследовательская деятельность
Проводятся опыты
Опыт 1 «Вода не имеет формы»
Опыт 2 «Вода прозрачная»
Опыт 3 «У воды пет вкуса»
Опыт 4 «У воды нет запаха»
Трудовые поручения
Организовать помощь в сборе сухих веточек, листьев па участке
Игровая деятельность
Подвижная игра «Мы - веселые ребята»
Индивидуальная работа
Прогулка 12
«Подготовка к зиме»
Средства: лупа
Ход: Какое сейчас время года? (Осень.) По каким приметам вы можете это определить? (Стал холоднее, пожелтели и опадают листья, день стал короче и т. д.) Как называются осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) Какой по счету осенний месяц идет сейчас? (Второй.) Ка он называется? (Октябрь.) На улице стало холоднее, часто идет дождь. Как в связи с этим изменилась одежда людей? (Люды оделись теплее: в куртки, плащи, пальто, сапоги.) А как утепляются животные? (Зайцы меняют свою шубку, медведи готовятся к зимней спячке и т. д.). Ка готовятся к зиме растения? (Деревья сбрасывают листья, трава жухнет.) Все растения слови замирают.
Наблюдение
Художественное слово
Воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
- Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Исследовательская деятельность
Воспитатель предлагает детям рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал ли сток.
Что мы увидели? (Еле заметные почки.)
Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья.)
Трудовые поручения
Оказать помощь в сборе мусора, сухих листьев, мелких веточек на территории участка.
Игровая деятельность
Подвижная игра «Карусель».
Индивидуальная работа
Прогулка 13
«Кошка, которая гуляет сама по себе»
Средства: блюдечко, пакет с молоком для кошки, веревка, белила, кисть
Ход: У кого дома живет кот или кошка? Что вы можете о них рассказать? Какие породы кошек вы знаете? ( сибирская, сфинкс, персидская, сиамская.) Чем питаются кошки?Какую пользу людям приносят кошки? (Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки? (Тигр, лев, барс, рысь и т. д.) Докажите, что кошка - хищное животное. (Кошки ловят грызунов, птиц, насекомых.)
Наблюдение
Художественное слово
Воспитатель загадывает загадку:
Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой»,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью.
О ком эта загадка? (О кошке.)
Какое это животное? (Домашнее.)
Исследовательская деятельность
Воспитатель предлагает налить в блюдечко молока и понаблюдать, как кошка (живущая в детском саду) пьет молоко, а затем умывается.
Трудовые поручения
Организовать трудовой десант в целях лечения деревьев (подвязка обломившихся ветвей, побелка деревьев
Игровая деятельность
Подвижная игра «Сделай фигуру».
Индивидуальная работа
Прогулка 14
«Туман туманыч»
Средства: флюгер, уличный термометр.
Ход: Что вы заметили, когда сегодня утром шли в детский сад? (Было плохо видно, все окутал туман.) Это утро было сырым и промозглым. Кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Это был туман. Такие туманы чаще бывают осенью.
Туманы бывают в безветренную погоду в любое время года - летом, осенью, зимой, весной. Туман - обычное явление природы: утренний сентябрьский туман - к ветру, туман зимой - к оттепели, летом - к ясной погоде. На что похож туман? (На большое облако, густой дым и т. д.)
Наблюдение
Художественное слово
Лес - в карман, поля - в карма И лужайки, и луга.
Спрятал дедушка Туман Даже солнышко в карман
Спрятал копны и стога, Спрятал дедушка Туман.
А. Акымцев
Исследовательская деятельность
Воспитатель предлагает детям определить температуру воздуха и направление ветра и записать полученные
Подвижная игра «Зайцы и волк».
Трудовые поручения
Помочь воспитателю в уборке территории детского сада.
Игровая деятельность
Подвижная игра «Зайцы и волк».
Индивидуальная работа
Прогулка 15
«Световой день»
Средства: пакеты для веток и мусора
Ход: - О какой примете осени говорится в этом стихотворении? (О том, что осенью день убывает.) Почему осенью день убывает? (Солнце ниже, на улице становится холоднее, день становится короче, ночь длиннее.)
Наблюдение
Художественное слово
Воспитатель читает стихотворение И. Мазнина:
Что ни день - то резче ветер рвет в лесу листву с ветвей...
Что ни день - то раньше вечер, а светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто подниматься силы нет...
Потому и всходит утро над землей почти в обед.
Исследовательская деятельность
Рассмотреть устройство солнечных часов.
Трудовые поручения
Собирать веточки кустарника после обрезки.
Игровая деятельность
Подвижная игра «Караси и щука»
Индивидуальная работа
Прогулка 16
«Осенний дождь, осенние тучи, осеннее небо»
Средства: емкости для сбора дождевой воды.
Ход:Беседа. Что приносит осенний дождь: тепло или холод? (Холод: приближается зима.)
Чем осенний дождь отличается от весеннего и летнего? (Осенний дождь холодный, моросящий, затяжной.) Назовите оттенки осеннего неба. (Серые.) Какие осенью тучи? (Темные, затягивающие все небо.) Погода становится все пасмурнее. Небо кажется ниже. Часто идут моросящие дожди. Воздух насыщен влагой, лужи на земле долго не высыхают. Стелются туманы.
Наблюдение
Художественное слово
Воспитатель читает стихотворение О. Ващенковой «Модница тучка»:
В день рождения пальто подарили тучке.
Стала тучка в том пальто интересной штучкой,
Изумительный наряд: семь застежек-«молний»,
Сорок пуговичек в ряд, по подолу - волны,
Ходит модница в пальто. По бокам карманы,
В них дождинок тысяч сто и клочок тумана.
А карман-то дыроват! Вот откуда дождь и град!
Исследовательская деятельность
Трудовые поручения
Размещать емкости для сбора дождевой воды для полива комнатных растений в уголке природы.
Игровая деятельность
Подвижная игра «Уголки».
Индивидуальная работа
Прогулка 17
«Чудесная кладовая»
Средства: банка с водой, листы бумаги белого и черного цвета.
Ход: - У слова «земля» есть несколько значений. Что такое почва? Эго верхний слой земли, почва снабжает растения питанием и влагой. Почвенный слой, словно чехол, одевает сушу нашей платы. Понаблюдайте за почвой в сырую погоду: она напитана водой, при сжатии собирается плотный комок, а потом рассыпается. Глинистая почва плохо впитывает воду и при сжатии плотно собирается, сохраняя форму.
Песчаная почва хорошо впитывает воду и легко рассыпается. В глинистой почве вода сохраняется дольше, через песчаную почву она легко просачивается. После заморозков почва становится плотной, твердой; сильнее замерзает глинистая почва, а из песчаной вода испаряется быстрее.
Наблюдение
Художественное слово
Воспитатель предлагает отгадать загадки о земле:
*Она весь мир кормит, сама же ничего не ест.
*Она частенько умывается.
Четыре раза в году переодевается.
*Не человек, а пьет.
Не повар, а всех кормит.
*Дождик льет - она все пьет.
Все остальное - зеленеет и растет.
*Ее все матушкой зовут, по ней все ножками бегут.
Исследовательская деятельность
Есть ли в почве воздух? (Насыпать почву в банку с водой, пузырьки - это воздух.) Есть ли почве вода? (Тактильные ощущения.) Есть ли в почве глина и песок? (Рассмотреть на темном и белом листках бумаги комочки почвы.) Есть ли перегной? (Остатки кореньев, листьев, живых организмов.)
Трудовые поручения
Оказать помощь в сборе мусора, сухих листьев, мелких веточек на территории участка
Игровая деятельность
Подвижная игра «Удочка»
Индивидуальная работа
Прогулка 18
«Зимы ждала, ждала природа»
Средства: детские метелки, мешки для мусора.
Ход: Какое сейчас время года? (Осень.) Какой осенний месяц? (Октябрь.) Какой по счету осенний месяц? (Второй.) Сейчас начало или конец месяца? (Идет четвертая неделя - это конец месяца.)
Какие приметы поздней осени вы знаете? (Опали все листья с деревьев, улетели перелетные птицы, часто идет дождь со снегом, лужи затягивает первый лед, солнце выглядывает редко, дни становятся короче.)
Наблюдение
Художественное слово
Послушайте и скажите, о какой осени говорится в стихотворении Г. Ладонщикова
«Поздняя осень»?
У берега несмело Суровой дышит осенью
Ложится хрупкий лед. Прозрачная вода.
Печально туча серая Деревья листья сбросили,
По дну пруда плывет. Встречая холода.
Исследовательская деятельность
Сегодня утром лужи покрылись первым ледком. Почему?
Как. вы думаете, замерзнет ли вода в бутылке? (Наливает воду.)
Дети высказывают предположение об изменении свойств воды в зависимости от температуры воздуха. Педагог предлагает оставить до завтрашней прогулки бутылку с водой на веранде, впоследствии сделать выводы.
Трудовые поручения
Помочь воспитателю в сборе мусора на участке (палочек, веточек, камушков, бумажек).
Игровая деятельность
Подвижная игра «Горячая картошка».
Индивидуальная работа
Прогулка 19
«Увядают травы, листья и цветы»
Средства:
Ход:Лето закончилось, прошла пора золотой осени, природа готовится к зиме. Перед заморозками можно увидеть еще живые растения: астры, гвоздики и др. Что происходит с растениями? (Они увядают, засыхают.) Как можно продлить жизнь цветов? (Накрыть пленкой, сделать парник или выкопать и пересадить в ящики, где они будут цвести до декабря.)
Воспитатель обращает внимание детей на торчащие былинки, которые остались от однолетней травы и цветов. Отмечает, как нарушают красоту увядшие цветы.
Предлагает рассмотреть белый налет, который покрыл всю поверхность земли и травы, - иней. Почва становится твердой. На солнце иней тает.
Наблюдение
Художественное слово
Воспитатель читает стихотворение Г. Новицкой
Я хожу, грущу один: Осень рядом где-то. Желтым листиком в реке Утонуло лето.
Я ему бросаю круг - Свой венок последний. Только лето не спасти, Если день - осенний.
Исследовательская деятельность
Воспитатель предлагает детям посмотреть на иней, который сохранился на траве с теневой стороны здания детского сада.
На что похож иней? (На снег.)
Чем он похож на снег? (Иней белого цвета, на ощупь холодный, тает, если до него дотронутъся рукой, и на пальцах остается влажный след.)
Трудовые поручения
Помогать воспитателю в уборке территории детского сада (сбор игрушек на веранде детского сада, уход за ними).
Игровая деятельность
Подвижная игра «Мышеловка».
Индивидуальная работа
Прогулка 20
«Световой день»
Средства: коробки для сбора ягод рябины.
Ход: Словно девица-красавица, накинула наша рябинка на плечи шаль, расшитую золотисто красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах, радует своей красотой людей, а птицам дает зимой корм (свои ягодки). Какие птицы клюют ягоды рябины и когда? (В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды.) Но только ли птицы любят ее ягоды? (Животные тоже любят лакомиться ягодами рябины.) Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. Что дает рябина людям, кроме красоты? (Из ягод рябины варят варенье и джем, делают рябиновый мед - душистый и полезный.)
Наблюдение
Художественное слово
Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Рябина» и предлагает подойти к дереву.
Красненькую ягоду То ли эта ягодка
Мне дала рябина. Просто недозрела,
Думал я, что сладкую, То ль рябина хитрая
А она - как хина. Подшутить хотела?
Исследовательская деятельность
Как называется это дерево? (Рябина.) Что произошло с рябиной? (Ягоды рябины от первого морозца стали ярко-красными.)
Трудовые поручения
Срезать несколько веточек рябины с дерева для поделок.
Ход: Воспитатель уточняет, что сейчас ноябрь, конец осени. В народе ноябрь называют «полузим- ник», он характеризуется непостоянством погоды и температуры. К концу месяца погода становится устойчивой, зимней. Обращает внимание на травы: говорит, что с ними будет, когда земля покроется снегом, закрепляет их название, предназначение: в сухой траве зимуют некоторые насекомые, трава нужна для сохранения влаги в почве. Трава - это растение, у которого нет одревесневающих стеблей.
Наблюдение
Художественное слово
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях... А.Плещеев
Исследовательская деятельность
Воспитатель предлагает сравнить внешний вид трав (окраска, строение, запах); уточнить места произрастания; использовать лупы, палочки-ковырялочки для снятия верхнего слоя почвы; рассмотреть корневую систему; собрать исследовательский материал в контейнер для дальнейшего исследования в детском саду, результаты занести в диагностические карточки.
Трудовые поручения
Спросить у детей, что надо сделать, чтобы на участке стало чисто. Обратить внимание на то, что вокруг много сухих листьев, их надо собрать в компостную яму, через год это будет удобрение. Дети самостоятельно принимают решение: кто будет подметать, грузить, носить. В конце подвести итог: полюбоваться на свою работу, отметить, что трудились дружно.
Ход: Воспитатель обращает внимание детей на лиственные породы деревьев, закрепляет их названия: «береза», «осина», «рябина» и т. д., произошедшие с ними изменения; предлагает вспомнить, как они выглядели летом, ранней осенью и сейчас, дает возможность высказать свои предположения о том, что происходит с соком деревьев, их семенами.
Наблюдение
Художественное слово
В
Вянет осинка, дрожит на ветру,
Холодно в холод, жарко в жару.
Дайте осинке пальто и ботинки,
Надо согреться нашей осинке. И. Токмакова
о поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла (Р.н.п.) дети исполняют вокруг берёзы хоровод.
Исследовательская деятельность
Рассмотреть и сравнить кору березы, тополя, осины, рябины, найти сходства и различия, уточнить, для чего деревьям нужна кора, почему эти породы деревьев называют лиственными. Взять образец почвы из-под каждого дерева для дальнейшего исследования.
Трудовые поручения
Собирать листву, убрать с участка.
Игровая деятельность
«Хитрая лиса».
Индивидуальная работа
Упражнять в беге на скорость ______________
Прогулка 3
«Хвойные деревья на участке детского сада»
Средства:носилки, ведерки, грабли, метелки, лопатки, бумажные и полиэтиленовые пакеты, кормушки, корм для птиц.
Ход: Воспитатель закрепляет названия хвойных пород деревьев, произрастающих на территории детского сада: «сосна», «ель», «кедр», «лиственница»; предлагает сравнить строение ствола, коры, расположение веток, хвои.
- На этих деревьях есть шишки, семенами которых питаются птицы и звери. Человек заготавливает кедровые шишки. Давайте сравним по внешнему виду хвойные и лиственные породы деревьев.
Наблюдение
Художественное слово
В
Читает стихотворения, загадки
Сосны до неба хотят дорасти.
Небо ветвями хотят подмести.
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода. И. Токмакова
ыросла елка в лесу на горе,
У нее иголки зимой в серебре.
У нее на шишках ледышки стучат,
Снежное пальтишко лежит на плечах.
Е. Благинина
*Не портниха, а всю жизнь с иголками.
*Зимой и летом одним цветом.
Исследовательская деятельность
Предложить собрать в контейнеры иголки и шишки хвойных деревьев, сравнить их по цвету, форме, запаху. Обратить внимание на то, что только кедровые шишки содержат под своими чешуйками орехи, остальные - семена; хвою используют в медицине, некоторые птицы и звери утепляют ею свое жилье.
Трудовые поручения
Развесить кормушки на ветках деревьев, насыпать корм; напомнить детям - что надо подкармливать птиц и следить за чистотой кормушки
Игровая деятельность
«Встань к дереву», «Волк во рву»
Индивидуальная работа
Упражнять бегать не наталкиваясь друг на друга
_______________________________________________
Прогулка 4
«Кустарники – живая изгородь»
Средства: ведерки, щетки, корм для птиц.
Ход: - Дни стали короче, температура снижается. Почему? Как люди и животные готовятся к зиме? Какие деревья мы уже рассмотрели? Чем они похожи между собой? Что еще растет на территории д/с? Почему кустарники так называются? (Ствола нет, ветки растут от корня.) Где растут декоративные кустарники? (На газонах.) Где плодово-ягодные? (На огороде)
Наблюдение
Художественное слово
Воспитатель читает стихотворение Е. Лабунской:
Кусты не зря везде растут,
Они всегда нужны.
Они укроют, сберегут,
Для всех живых важны.
И в летний солнечный денек
Спасают нас кусты.
Их будем сберегать всегда,
А сбережешь их ты?
Люблю я очень большой лес,
Деревья и траву.
Таких нет в городе чудес,
Кусту пою хвалу.
Исследовательская деятельность
Обратить внимание на цвет стволов кустарников, расположение почек; уточнить, что легче переносит зимние холода: деревья или кустарники, почему.
Трудовые поручения
Почистить кормушки, насыпать корм.
Игровая деятельность
«Перелет птиц».
Индивидуальная работа
Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд ________________________
____________________________________________
Прогулка 5
«Почвенное обнажение» (целевая экскурсия в парковую зону д/с)
Ход: Воспитатель приглашает детей в парковую зону, чтобы они посмотрели, как берёзы готовятся к зиме, обращает внимание на то, почему здесь так светло (белые стволы берез создают ощущение простора).
Наблюдение
Художественное слово
Почва - эго верхний слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь. Она состоит из минеральных частиц, органического вещества, в основном растительного происхождения, почвенной воды, почвенного воздуха и населяющих ее живых организмов.
Исследовательская деятельность
В: Что надо для того, чтобы вырасти большим?
Дети. Заниматься спортом, правильно питаться.
В: Вот и березки закаляются и правильно питаются, а как это происходит?
Дети. Дождик, снег дают влагу, а почва, в которой они растут, - пищу.
Предложить рассмотреть и исследовать почву, в которой растут березки.
Дети берут пробу почвы, видят, что она неоднородная, разного цвета; устанавливают причинно-следственную связь; заполняют контейнеры.
В: Кто живет в почве? Дети перечисляют насекомых.
Воспитатель желает детям, чтобы любили природу, берегли ее.
Трудовые поручения
Почистить кормушки, насыпать корм
Игровая деятельность
«Море волнуется»
Индивидуальная работа
Поупражнять в
Прогулка 6
«Заморозки – посланники Д.Мороза»
Средства: ведерки, щетки, лопатки, корм для птиц
Ход: - Что появилось на почве? Почему она стала твердой? Что такое заморозки?
Заморозки - это легкий мороз при понижении температуры ниже О °С в приземном слое во: духа или на почве вечером или ночью. Заморозки наблюдаются весной или осенью в следствии ночного охлаждения почвы.
Наблюдение
Художественное слово
Заморозки рано наступили,
Далеко остались и весна, и гром.
Заморозки, вы припорошили
Землю и деревья тонким серебром Б.Пахомов
Исследовательская деятельность
Потрогать почву (она твердая); выяснить, что появилось на лужах, вследствие чего замерзла вода.
Трудовые поручения
Почистить кормушки, насыпать корм, убрать мусор с участка
Игровая деятельность
«С кочки на кочку»
Индивидуальная работа
Упражнять в прыжках из круга в круг на двух ногах
____________________________________________
Прогулка 7
«Снежок порхает - кружится»
Средства: ведерки, метелки, лопатки, формочки, корм для птиц, щетки.
Ход: Воспитатель обращает внимание на состояние погоды, изменения в ней.
- Где лежит снег, откуда он падает?
Снег - это форма атмосферных осадков, состоящих из мелких кристаллов льда. Относится к обложным осадкам, выпадающим на земную поверхность. Он образуется, когда микроскопические капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и замерзают. Предлагает полюбоваться на снег, оставить свои следы разными способами.
Наблюдение
Художественное слово
Читает стихотворение И. Сурикова:
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо, падает, ложится.
А под утро поле снегом забелело,
Словно пеленою, все его одело.
Загадки.
Как песчинка, мала, а землю укрывает. (Снежинка.)
Белое покрывало все поле устлало. (Снег.)
Скатерть бела, весь свет одела. (Снег.)
На дворе горой, а в доме водой. (Снежный сугроб.)
Белые мухи прилетели и на землю сели. (Снежинки.)
Исследовательская деятельность
Протянуть ладонь, поймать снежинку. Что с ней происходит? Почему она тает? Описать снег: (пушистый, белый, легкий, холодный.) Слепить снежные комочки. Почему они не распадаются? (снег липкий, так как нет сильных морозов, и снежинки прилипают друг к другу.)
Трудовые поручения
Подмести дорожки, скамейки, пол на веранде; почистить кормушки, насыпать корм; слепить снеговика.
Ход: Воспитатель обращает внимание на то, что видимость на улице слабая.
- Что происходит со снегом, кто его поднимает и крутит? Можно ли в такую погоду уходи далеко от дома?
Вьюга (метель) - это перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.
Наблюдение
Художественное слово
Читает стихотворение С. Маршака:
Вьюга снежная, пурга, напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега, словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи, - вихри и метели,
Дайте радужной парчи для косматых елей.
Исследовательская деятельность
При помощи султанчиков, вертушек определить силу ветра, направление. Выяснить, где можно спрятаться от вьюги.
Трудовые поручения
Почистить кормушки, очистить от снега веранду и МАФЫ
Игровая деятельность
«Два Мороза»
Покатать друг друга на ватрушках, играть со снегом, ходить на лыжах.
Индивидуальная работа
Поупражнять в ходьбе на лыжах ________________
_____________________________________________
Прогулка 9
«Исследователи»
Средства: палочки для измерения глубины снега, метелки, лопатки.
Ход: Воспитатель предлагает детям найти изменения в природе: что было вчера, что сегодня.
-- После вьюги снег лежит неравномерно. Почему? Какой формы стали сугробы, видны ли тропинки?
Наблюдение
Художественное слово
Читает стихотворение Э. Герасименко:
За окном белым-бело,
Столько снега намело!
Ночью вьюга не спала,
Снег мела, мела, мела.
Загадки:
У метели есть подруга, звать подружку эту... (вьюга).
Кружит снег она вдоль улиц, словно перья белых куриц. (Вьюга.)
Зимушки-зимы подруга, северная гостья... (вьюга).
Исследовательская деятельность
Измерить глубину снега. Почему она везде разная? Что этому поспособствовало? Сделать отметки на палочках.
Трудовые поручения
Продолжать собирать снег на участке и с веранды; почистить кормушки, насыпать корм
Игровая деятельность
«Кто быстрее»
Индивидуальная работа
Прогулка 10
«Осторожно, гололёд!»
Средства: метелки, лопатки.
Ход: -Под воздействием ветра и оттепели появляется лед, это явление называется гололедом.
Гололед - это нарастающие атмосферные осадки в виде слоя плотного стекловидного льда (гладкого или слегка бугристого).
Наблюдение
Художественное слово
Читает стихотворение В. Берестова:
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается.
Почему никто не радуется?
Исследовательская деятельность
Рассмотреть лед; уточнить, что лед — это вода в твердом, замерзшем состоянии. Потрогать рукой на ощупь: лед твердый, гладкий, прозрачный, холодный. Взять несколько кусочков для продолжения исследования в группе.
Трудовые поручения
Продолжать собирать снег на участке, почистить кормушки, насыпать корм.
Игровая деятельность
Кататься на ледяной дорожке с соблюдением правил безопасности: катать друг друга на санках, ходить на лыжах.
Ход: Воспитатель предлагает детям стать «синоптиками».
- По каким признакам можно узнать, есть ли на улице ветер? (Качаются деревья, поднимается снег с земли, люди укрываются от ветра, облака бегут по небу и др.) Ветер может принести пользу и вред. Как вы думаете, в чем это проявляется? (Сильный ветер может сломать деревья, сорвать крыши домов, оборвать электропровода.) В народе говорят: «Ветер погоду сменит». Ветер - это движение воздуха в горизонтальном направлении.
Наблюдение
Художественное слово
Читает стихотворение М. Исаковского:
Осторожно ветер из калитки вышел,
Постучал в окошко, пробежал по крыше.
Поиграл немного ветками черемух,
Пожурил за что-то воробьев знакомых.
Загадки:
Без рук, без ног, а ворота открывает.
Вьется, извивается, в небо устремляется.
Не зверь, а воет.
Стучит, гремит, вертится, никого не боится.
Исследовательская деятельность
При помощи султанчиков, лент, вертушек определить силу, направление ветра; изобразить результаты исследования; оформить выставку работ.
Трудовые поручения
Собрать снег вокруг деревьев, выровнять сугробы, подмести веранду, МАФЫ
Ход: -Какая сегодня погода? В какую погоду лучше гулять, почему? Солнце нужно всему живому на Земле, оно согревает и освещает нашу планету. В холодный период года Земля поворачивает- я к Солнцу так, что солнечные лучи полностью не обогревают ее, поэтому дни зимой короткие, а ночи длинные и температура воздуха низкая. На Солнце нельзя смотреть без специальных очков, так как можно испортить зрение. Вокруг Солнца обращаются и другие объекты: планеты и их спутники, астероиды, метеориты, кометы и космическая пыль.
Наблюдение
Художественное слово
Потешки, пословицы.
*Солнышко ясное, солнышко красное.
*Солнышко, как печка, всех обогреет.
*При солнышке тепло, при матушке добро.
*Солнечные лучи, как острые мечи, дорогу себе пробивают.
*Солнце зимой как мачеха - светит, да не греет.
*Солнце ярко светит, так и душа светится.
Исследовательская деятельность
Через солнцезащитные очки посмотреть на солнце. Обратить внимание на то, что к одежде темного цвета солнечные лучи притягиваются, а от одежды светлых тонов отталкиваются. При помощи зеркальца поймать солнечных зайчиков, поиграть, уточнить, как это происходит.
Трудовые поручения
Почистить кормушки, насыпать корм; подмести тропинки, постройки; продолжать собирать снег для строительства снежных построек.
Игровая деятельность
Катать друг друга на санках разными способами по отдельности и паровозиком.
Подвижная игра «Попади в цель».
Индивидуальная работа
Прогулка13
«Волшебный иней»
Средства: формочки для замораживания цветной воды, вода, санки, лыжи, метелки, лопатки, скакалка, корм для птиц, щеточки.
Ход: Воспитатель обращает внимание детей на необычный наряд деревьев - они сказочно красивые. Иней покрыл землю, строения и технику. Иней- это вид твердых атмосферных осадке представляет собой тонкий слой кристаллического водного льда, образующийся в результате и парения на охлажденной поверхности.
Наблюдение
Художественное слово
Читает стихотворение.
Иней солнцу рад с утра-
Светится, искрится.
Днем рыдать придет пора -
В слезки превратится.
Исследовательская деятельность
Предложить внимательно рассмотреть кристаллы инея на веранде, деревьях, скамейках, дотронуться пальчиками; посмотреть, что произойдет, как влияет иней на деревья, кустарники, нарисовать свои впечатления об увиденном, оформить выставку.
Трудовые поручения
Продолжать собирать снег для строительства построек; следить за чистотой кормушек.
Ход: Воспитатель обращает внимание детей на цвет неба, напоминает, какое оно было летом ранней осенью.
- Что есть на небе? (Солнце, облака.) Небо - пространство над поверхностью Земли или любого другого астрономического объекта со стороны, не освещенной Солнцем; панорама, открывающаяся при взгляде с этого объекта в направлении космоса
Наблюдение
Художественное слово
Читает стихотворение Л. Каратаевой:
Черное, алое, синее, красное - Небо бывает разнообразное. Утро, как вечер, красным подсвечен, Черное ночью, когда гаснут свечи,
Лампы, фонарики и фонари,
Звезды с луною ты видишь. Смотри.
Утро. И солнышко лучики шлет,
Снова синеет наш небосвод.
Исследовательская деятельность
Предложить рассмотреть цвет неба, везде ли оно одинаково, почему.
Ход: Воспитатель обращает внимание детей на облака, их форму, цвет; рассказывает, как они о разуются.
- Облака состоят из капелек воды, поднятых в небо нагретым воздухом. Наверху холоднее, чем у поверхности земли, воздух остывает, и пар конденсируется при низкой температуре, превращается в снежинки. Когда их наберется много, они падают на землю. Облака бывают куч вые, перистые, слоистые, слоистые-кучевые. Облака - это мельчайшие капли воды или кристаллы льда в атмосфере Земли.
Наблюдение
Художественное слово
Читает стихотворения.
Кто посадил на небе облака –
Такие кучерявые слегка?
Они растут, как кустики капусты...
А ведь вчера на небе было пусто!..
Исследовательская деятельность
Рассмотреть облака, посчитать их, найти сходства и различия.
Средства: санки-ледянки, лыжи, метелки, лопатки, корм для птиц, щеточки.
Ход: Воспитатель обращает внимание детей на насекомых.
- Мы узнали, как природа приготовилась к зиме, наблюдали за деревьями и кустарниками, как приготовились к зиме насекомые, где они сейчас, что делают? Одни насекомые спрятались глубоко под землей, другие - в сухой траве, находятся в состоянии спячки, некоторые под корой хвойных деревьев ведут активный образ жизни. Насекомые - это самый крупный класс животных, объединяющий больше видов, чем все прочие группы вместе взятые. Относят к членистоногим беспозвоночным.
Наблюдение
Художественное слово
Читает стихотворение М. Киселевой:
Сколько насекомых, со счета можно сбиться.
Рады дятел, поползень, воробушек, синица.
Только не ленись, целый день трудись,
Будет на обед личинка, короед!
Исследовательская деятельность
Рассмотреть короедов под корой сосны (можно приложить ухо к стволу и отчетливо услышать, как они точат ствол дерева - так дятел их находит). Большинство насекомых проводят зиму в спячке, при которой все процессы организма замедляются и для выживания требуется мало энергии.
Средства: санки-ледянки, метелки, лопатки, лыжи, корм для птиц, щеточки.
Ход: - Какие птицы остались зимовать? (Синицы, воробьи, сороки, вороны, поползни, снегири.) Как называют таких птиц? (Зимующими.) Птицы — эго класс теплокровных яйца кладущих позвоночных животных, представители которого характеризуются тем, что тело покрыто перьями и передние конечности видоизменены в крылья. Почему они называются зимующими? Что для них страшнее: холод или голод? Как помогает человек птицам? Что дел вы, чтобы птицы не замерзли?
Наблюдение
Художественное слово
Читает стихотворение А. Яшина:
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть, видеть тяжело.
А ведь в каждом сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Исследовательская деятельность
Наблюдать за поведением птиц; посчитать, сколько птиц прилетает к кормушкам; какая кормушка нравится больше, почему. Нарисовать птиц, которые прилетают на участок.
Трудовые поручения
Почистить кормушки, насыпать корм, залить ледяные дорожки, сгрести снег к деревьям и кустарникам.
Игровая деятельность
Кататься на лыжах, санках-ледянках, играть в снежки.
Подвижная игра «Коршун и наседка».
Индивидуальная работа
Прогулка 18
«Птичья столовая»
Средства: разные виды корма, метелки, лопатки, лыжи, санки-ледянки, лейки с водой.
Ход: - Что происходит у кормушек, когда к ним прилетают птицы? Что любите есть вы? Как вы думаете, птицы тоже отдают свое предпочтение определенному корму? Синички, поползни очень любят семена подсолнуха, травянистых растений, сало; снегири и свиристели любят ягоды; воробьи, голуби, вороны, сороки всеядны. Сегодня мы разнообразим их меню и посмотрим, к какой кормушке чаще прилетают птицы, почему они прилетают к кормушкам в одно и то же время.
Наблюдение
Художественное слово
Читает стихотворение 3. Александровой:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду
Исследовательская деятельность
Посчитать количество птиц, предпочитающих определенный корм; понаблюдать, как ведут себя птицы во время кормления.
Трудовые поручения
Развесить корм на ветках деревьев, почистить кормушки, насыпать в них корм; полить постройки.
Игровая деятельность
Играть со снегом; кататься на лыжах, санках-ледянках.
Ход: Почему плохо видно забор детского сада, окружающие жилые дома?
Туман - это атмосферное явление, когда в воздухе образуются мельчайшие капли воды. Это смесь капелек воды и кристалликов льда, когда воздух охлаждается быстрее, чем земля или вода.
Наблюдение
Художественное слово
Читает стихотворение О. Димаковой:
Водяное покрывало с неба сыростью упало,
Как молочный океан, по земле плывет туман.
Исследовательская деятельность
Положить сухие платочки из ткани на стол, снег; через некоторое время потрогать их, объяснить, что произошло, почему они стали влажными.
Трудовые поручения
Очистить участок от снега; подмести пол на веранде, в постройках; почистить кормушки, насыпать корм.
Игровая деятельность
Кататься на лыжах, санках; играть со снегом.
Подвижная игра «Кто обгонит?».
Индивидуальная работа
Прогулка 20
«Письма на снегу»
Средства: метелки, лопатки, лыжи, санки, корм для птиц, щеточки.
Ход: Кто может оставить следы на снегу? Пройдите по чистому снегу разными способами: «след в след», «елочкой», «параллельными шагами», «лесенкой».
Следы - это оставленные, например, на снегу, отпечатки.
Наблюдение
Художественное слово
Ч
Это голуби ходили.
Мелких строчек вереница –
Это прыгала синица.
Каждый снежный птичий след
Рассказал мне свой секрет.
итает стихотворение С. Муллабаева
Исследовательская деятельность
Предложить детям определить следы, оставленные птицами (крупными и мелкими), собакой, кошкой, человеком. Особое внимание уделить следам, оставленным под кормушками: по ним можно определить вид птиц, поведение, количество. Найти следы, оставленные ветром, морозом.
Трудовые поручения
Продолжать сгребать снег в снежные валы; подмести пол и скамейки на веранде; почистить кормушки, насыпать корм.