Просмотр содержимого документа
«Картотека игр на основе фольклора»
КАРТОТЕКА ИГР НА ОСНОВЕ НАРОДНОГО ФАЛЬКЛОРА
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ
Инструктор по физической культуре: Бурова Д.А.
Жмурки
Водящему игроку завязывают глаза шарфом или платком. Хорошенько раскручивают его и спрашивают:
— Кот, кот, на чем стоишь? — На квашне. — Что в квашне? — Квас. — Лови мышей, а не нас.
Затем участники разбегаются в разные стороны, а «жмурка» должен их поймать. Однако мало схватить игрока, важно опознать его. Если «вода» успешно справился с испытанием, то вместо него встает пойманный участник.
Игроки могут активно передвигаться или стоять неподвижно, дразнить «жмурку», чтобы привлечь внимание и спасти того, к кому ведущий подобрался слишком близко.
Бубенцы
Старинная русская забава. Участники встают в круг, в центр выходят два человека. Один держит бубенчики, второму закрывают глаза платком. Остальные игроки заводят веселую песенку:
Тpынцы-бpынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы: Диги-диги-диги-дон, Отгадай, откуда звон!
После этих слов игрок с завязанными глазами по звуку колокольчика должен отыскать человека, который убегает от него.
Краски
Подвижное и веселое развлечение. Выбирают двух игроков. Одному достается роль «монаха», второму – продавца. Участники выстраиваются в шеренгу, а торговец шепотом называет им любой цвет. Затем происходит такой парадоксальный диалог:
Монах посещает магазин, где продают краски и говорит продавцу:
— Я монах в синих штанах, пришел за краской. — За какой?
«Покупатель» называет цвета (например, оранжевый). В случае, если подобный оттенок отсутствует, продавец отвечает:
— Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!
При этом, монаху дается поручение: пройтись уточкой или поскакать на одной ноге. Если, нужный цвет есть, то продавец отвечает:
— Есть такая! — Сколько стоит? — Десять рублей!
Монах хлопает торговца по ладошке десять раз. После того как прозвучит последний хлопок, «краска» встает и бежит. Если монах сможет его поймать, то сам превращается в краску.
Зимующие и перелетные птицы
Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.
Ход игры: Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине площадки на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами:
Птички летают, зерна собирают.
Маленькие птички, птички-невелички».
После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» - к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.
Снежная баба
Цель: развивать двигательную активность.
Ход игры: Выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая,
Баба Снежная стоит,
Утром дремлет, днями спит.
Вечерами тихо ждет,
Ночью всех пугать идет.
На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой».
Капуста
Цель: развивать ловкость движений.
Ход игры: Круг – это огород. В середине складывают платки, обозначающие капусту. «Хозяин» садится рядом с капустой и говорит:
Я на камешке сижу, мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу, огород свой горожу.
Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали
Волки и синицы, бобры и куницы,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Дети стараются забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает – из игры выбывает.
У медведя во бору На площадке чертят две линии на расстоянии 6–8 метров одна от другой. За одной линией стоит водящий – «медведь», за другой «дом», в котором живут дети. Дети выходят из «дома» в «лес» собирать грибы и ягоды. Они подходят к медвежьей берлоге со словами:
У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, Все на нас глядит.
На последних словах «медведь» выскакивает из «берлоги» и старается осалить убегающих в свой дом детей. Осаленный «медведем» игрок становится «медведем».
Гуси-лебеди
Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой — волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко.
Через некоторое время хозяин зовёт гусей:
«Гуси-лебеди, домой!» Гуси отвечают: «Старый волк под горой!» — «Что он там делает?» — «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет».— «Ну, бегите же домой!» Гуси бегут домой, а волк их ловит.
Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы. Правила. 1. Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!» 2. Гуси, выходя в поле, должны разойтись по всей площадке.
Стадо
Играющие выбирают пастуха и волка, все остальные — овцы. Дом волка в середине площадки, а у овец два дома на противоположных концах площадки.
Овцы громко зовут пастуха: Пастушок, пастушок, Заиграй во рожок! Травка мягкая, Роса сладкая! Гони стадо в поле, Погулять на воле! Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха «Волк!» овцы бегут в дом — на противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Правила. 1. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. 2. Волк овец не ловит, а салит рукой. 3. Пастух только заслоняет овец от волка, но не должен задерживать его рукой.
Горелки
Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет «гореть»,— отсюда и название игры. Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нараспев слова: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле, Гляди на поле: Ходят грачи Да едят калачи. Птички летят, Колокольчики звенят!
Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему: Раз, два, не воронь. Беги, как огонь! Двое детей бегут вперёд, ловко увёртываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит». Если водящий и при повторении игры не поймает бегущих, тогда он «горит» во второй раз. Если он и в третий раз никого не поймал, играющие могут спеть такую песенку: Огарушек, огарушек! Плохо стоишь — Стань на чёрный камушек! Совсем сгоришь! (Огарок, огарушек — остаток недогоревшей свечи.) Но если водящему удаётся поймать одного из убегающих, он встаёт с ним впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары. Правила. 1. Водящий не должен поворачиваться назад. 2. Он догоняет убегающих сразу же после слов: «Беги, как огонь!» 3. Игроки последней пары начинают бег только с последними словами: «Колокольчики звенят!» Указания к проведению. Г орелки — очень весёлая игра, играют в неё в тёплое время года. Играющих может быть много, чем больше, тем веселее.