Просмотр содержимого документа
«"Как ребята Осень в гости звали" утренник для разновозрастной группы»
Методическая разработка «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС»
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО
Предметно-развивающая среда – определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, предназначенное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом
Современное понимание среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными побуждениями к самовыражению средствами
(Программа «От рождения до школы»)
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
П.3.3 ФГОС ДО – развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, участков, материалов, оборудования, игрушек и инвентаря для развития детей дошкольного возраста:
В соответствии с возрастными этапами;
Охраны и укрепления здоровья;
Учета особенностей и коррекции недостатков и их развития
Развивающая предметно- пространственная среда должна быть:
Содержательно- насыщенной
Трансформируемой
Полифункциональной
Вариативной
Доступной
Безопасной
Развивающая предметно- пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей:
Социально- коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие
Физическое развитие
Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности
Ранний возраст:
Предметная деятельность с составными и динамическими игрушками
Экспериментирование с материалами и веществами
Общение со взрослыми и сверстниками под руководством взрослого
Самообслуживание и действие с бытовыми предметами
Восприятие сказок, музыки, стихов
Рассматривание картинок
Двигательная активность
Дошкольный возраст:
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Восприятие художественной литературы и фольклора
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Конструирование из разного материала
Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
Музыкальная
Двигательная
Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций:
организующей
воспитательной
развивающей
Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
При формировании предметно-развивающей среды необходимо:
- избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
- создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова);
- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды
В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.