Просмотр содержимого документа
««Использование логоритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи».»
Тема: «Использование логоритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи».
На протяжении почти 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением их деятельности является укрепление здоровья детей.
В д/с № 11 для решения задач по здоровьесбережению детей активно используется логоритмика.
Цель логоритмики - преодоление у детей дошкольного возраста речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Актуальность проблемы речевого развития посредством коррекционной работы нацеливает на использование элементов логопедической ритмики педагогами ДОУ, как важного компонента в системе коррекции речи детей дошкольного возраста.
Программно-методическое обеспечение: *Программа «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г.А. Каше *Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН» Т.В.Филичевой, Г.В.Чиркиной * «Система коррекционной работы» Н.В.Нищевой * «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6лет» Т.А.Ткаченко * «Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение.» Т.В.Филичевой, Т.В.Тумановой **Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т.А.Куликовской *Методические пособия по логоритмике М.Ю.Картушиной, М.Ю.Гоголевой, Е.В.Кузнецовой *Программа оздоровления детей «Зелёный огонёк здоровья» М.Ю.Картушиной *Программа оздоровления детей «Быть здоровыми хотим» М.Ю. Картушиной
Модель использования элементов логопедической ритмики педагогами ДОУ:
ЦЕЛЬ:
Преодоление речевого дефекта путём развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Учитель-логопед
Упражнения на развитие дыхания, артикуляционной и мелкой моторики, расширение словарного запаса,
Упражнения на развитие чувства музыкального размера или метра; упражнения для развития чувства музыкального темпа; пение; упражнение в игре на музыкальных инструментах; упражнения на развитие силы воздушной струи; автоматизация поставленных звуков с помощью распевок.
Инструктор по физ.культуре
Ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие внимания; упражнения на координацию слова и движения.
Воспитатель
Музыкальная самостоятельная деятельность; игровая деятельность; упражнения для развития мышц общей и мелкой моторики; игры на развитие слухового внимания.
Педагог- Психолог
Упражнения, активизирующие внимания; упражнения для развития творческой инициативы.
Логоритмические занятия включают следующие элементы:
логопедическую (артикуляционную) гимнастику;
чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
пальчиковую гимнастику для развития тонкой моторики руки;
вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
упражнения на развитие мимических мышц лица для развития эмоциональной сферы, воображения;
игры и танцы для развития динамической стороны общения;
упражнение на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей;
упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Структура логоритмических занятий:
Вводная часть: лёгкие задания в виде движения в разных направлениях
Основная часть :
Упражнения на формирование дикции, выработку речевого голоса, воспитание интонационной выразительности (эмоциональности речи)
Заключительная часть:
Музыкально-ритмические игры, игры с пением и словом для снятия напряжения
Предполагаемый результат:
- у детей сформирована потребность в здоровом образе жизни; - систематизированы знания по лексическим темам; - развито правильное речевое и физиологическое дыхание; - сформированы произносительные навыки, подвижность артикуляционного аппарата; - улучшена способность правильной артикуляции звуков; - сформированы умения ритмично выполнять движения; - развито умение правильно выполнить оздоровительные и пальчиковые упражнения; - автоматизирован навык ориентации в пространстве;